2

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

Скауты?!

(Продолжение темы: флот альт Советской России в мире с независимой УССР)
 

–Ты кто?

 

 

– Крейсер!

 

 

– А что, такой маленький?

 

– Болел…
 
Как многие, наверное, уже догадались, речь пойдёт о лидере эсминцев. Точнее довоенной линейке развития этого класса боевых кораблей в ВМФ России.
В предыдущей части, уже приводилось обоснование доктрины строительства альтернативного флота, начиная с рубежа 20-30-х г.г. не по реальноистрической довоенной схеме: линкоры, лёгкие крейсера, лидеры, эсминцы, СКР и тральщики, торпедные катера, а по другой: линейные и тяжёлые крейсера, лидеры, СКР и тральщики, торпедные катера.

Дело в том, и это понятно, что без Украины, ресурсами, а соответственно и возможностями, Советский Союз будет какое-то время обладать меньшими (пока не будут введены в строй замещающие мощности). А флот желателен даже не такой как в РИ, а более сбалансированный и эффективный. В общем, отбрасывая разные шапкозакидательские доктрины в виде благих пожеланий на отдалённое будущее, и исходя из лишь двух конкретных задач стоящих перед флотом: охрана своего побережья (в самом широком смысле) и пиратство (набеговые операции на коммуникации противника), решил я сэкономить на линкорах, лёгких крейсерах и эсминцах. Естественно не навсегда, а сугубо до той поры, когда Россия поднимет свой промышленный потенциал до уровня, позволяющего строить, содержать и постоянно модернизировать большой флот в объёмах, делающих его величиной стратегической. Проще говоря, к классической схеме мы вернёмся только тогда, когда судострой сможет одновременно (в срок не более 4 лет) построить четвёрку сильнейших в мире линкоров не насилуя при этом экономику и не сдирая с народа последнюю рубашку. Дорастём до такого положения до войны – хорошо, к середине века (когда в этих самых линкорах уже и нужды не будет) – тоже не плохо – есть другие кандидаты на вакансии. А до той поры, чисто ради экономии, будем аккуратно придерживаться вышеизложенной доктрины с упором на малую прибрежную и сильную пиратскую составляющие флота. В т. ч. лидеры. А что? Вполне себе крейсерский радиус действия, позволял одиночному лидеру «шакалить» на чужих коммуникациях и топить следующие без охранения транспортные суда противника (лёгкий крейсер тоже фактически способен только на это, но стоит гораздо дороже). И что с того, что у лёгкого крейсера артиллерия более мощная? Субмарине или самолётам противника это абсолютно по барабану – даже лучше – мишень-то гораздо крупнее! Даже столкнувшись с сильным противником, небронированный лидер имеет большие шансы унести ноги – ибо скорость выше, площадь поражения гораздо меньше, да и тяжёлые снаряды, если повезёт, через такую жестянку, теоретически, могут полетать насквозь, без срабатывания взрывателей. Лёгкий крейсер же, при этом огребёт по полной. Но, будем объективны – нападать лидеру (ежели он хочет ещё пожить), сподручнее именно на одиночные суда, следующие без охранения. Для атак на охраняемые конвои, у нас будут в очень небольшом количестве тяжёлые и
«штучной выделки» линейные крейсера, которым весь огонь охранений классом меньше, что слоняре дробь.
В общем, наверное, именно такие, вполне кислые расклады учитывая, наши лёгкие крейсера практически ничем полезным, в ВОВ так и не отметились. И это при их-то стоимости!
Вывод: на фиг-нафиг! Кстати, если кому-то не нравится идея пиратско-крейсерских действий надводных кораблей в принципе (особенно на примере немецких рейдеров в РИ), то хочу напомнить – речь-то идёт о рубеже 20-30-х годов, когда такие действия вещь абсолютно очевидная. И не только для немцев.
Теперь по эсминцам. Радиус действия мал. Значит, использовать для дальнего конвоирования транспортов или крейсерских функций невозможно. Да и мореходность у эсминца всё-таки не очень океанская. Особенно в нашем исполнении. Строить огромной серией, чтоб массированно использовать все прелести их приоритетно-торпедного вооружения в эскадренном бою, мы тоже не можем. Да и эскадры, которые в такой поддержке нуждаются, пока даже на горизонте не просматриваются. А заставлять ЭМ выполнять функции эскаэров: сопровождать караваны каботажников и охотиться за подводными лодками нерационально. СКР-то гораздо дешевле и в качестве мишени для тех же субмарин не столь удобен, в силу меньших размеров. Да и что там греха таить – потеря маленького СКР-а неприятность на порядок менее болезненная, чем гибель целого эсминца (не о людях, разумеется речь, а сугубо о железке).
Вывод: строим СКРы и лидеры. Ну а поскольку лидировать – возглавлять у нас будет некого, а выполнять функцию разведчика и осуществлять боевое охранение тяжёлых крейсеров в дальних походах, потребуется обязательно, логичнее называть наши корабли в полном соответствии с тогдашней модой скаутами. Да, да, такие корабли, водоизмещением в районе 2.5 тыс. тонн, во флотах некоторых стран, именно так и назывались – это был даже какое-то время официально признанный класс! Нечто среднее между эсминцем и лёгким крейсером. Впрочем, название варьировалось в зависимости от задач. У нас это были просто лидеры с кругом задач весьма широким. У англичан строились параллельно и лидеры и сверхлёгкие крейсера-скауты почти не отличающиеся водоизмещением, и предназначенные как для разведки, так и для вывода эсминцев в атаки (в зависимости от наличия средств, руководство Гранд Флита колбасило от одной лихой идеи к другой). У французов, исходя из конкретной задачи – охоты за итальянскими эсминцами, это были так называемые контр-миноносцы, водоизмещением однако, побольше английских крейсеров-скаутов. Сами итальянцы строили чистые скауты – разведчики (эксплораторе), возложив задачу возглавлять эсминцы на лёгкие крейсера.
Вот я сейчас и попробую с некоторыми, надеюсь небезинтересными подробностями и визуализацией, развить линейку этих самых, толи больших эсминцев, толи маленьких крейсеров – скажем проще – скаутов, Советской России в альтмире с независимой УССР.
Итак, в 1924-ом году, как и было в РИ, в стране вновь заработали судостроительные предприятия. Первой их задачей, безусловно, стало ремонт-восстановление и достройка старых кораблей и судов имперского ВМФ (естественно тех, что того стоили). Параллельно шла выработка доктрины применения ВМФ и, соответственно, программы военного судостроения на перспективу.
В 1925-ом, началось проектирование первых новых кораблей: эскаэра на базе канонерской лодки «Карс» и, исходя из вышеизложенной доктрины, большого эсминца дальнего действия. Что в принципе естественно – возможностей строить крейсера и линкоры ещё не было, а создавать проблемы разным Керзонам на путях снабжения метрополии очень хотелось. Может и мелочь, даже в теории – но приятно и о тебе думают уже не столь пренебрежительно…
Поскольку проектно-конструкторские работы по СКР-у были проведены в рекордно короткие сроки (ибо преобразование «Карса» в СКР задача невеликая), и в 1926-ом кораблик уже был запущен в серию, все силы были брошены на сотворение достойного суперэсминца-скаута.
В качестве примерных ориентиров, на который можно было ровняться, если не по конструкции, то хотя бы по ТТХ, выбрали «достижения» средиземноморских соседей-противников – итальянские разведчики скауты (эксплораторе) типа «Леоне» и «Навигатори» и французские контр-миноносцы типов «Ягуар» и «Бизон». И те и другие несли мощное вооружение и обладали хорошими «беговыми» данными. Впрочем, «навигаторы» и «бизоны» тогда ещё только строились и информация о них, поступала, хоть и интересная, но довольно отрывочная. И только «ягуары» с «леонами» были вполне «осязаемы».

 

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

Скаут типа «Леоне».

 

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

Скаут типа «Навигатори».

 

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

Контр-миноносец типа «Ягуар».

 

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

Контр-миноносец типа «Бизон».

 

Силовую использовали единственно-доступную в то время – крейсерскую, подобную той, что оснащались «светланы», но усовершенствованную, точнее специально переработанную под конкретную задачу, более компактную и уже на сугубо жидком топливе. Шесть котлов вырабатывали пар на три паротурбинные установки Парсонса. Отсюда трёхвальная конструкция с проектной суммарной мощностью 60 тыс. л. с. что опять-таки согласно расчётам должно было обеспечить скорость не менее 40 узлов без форсажа машин.

Корпус, путём долгих испытаний множества моделей в бассейне, получили весьма скоростных форм. При этом, учитывая требование обеспечить прочность и мореходность океанского рейдера, при низком, малозаметном силуэте, создали очень крепкую полубачную конструкцию с высокой, отлично противостоящей волне носовой оконечностью, приподнимающейся к форштевню. Корпус был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков (по техзаданию, корабль должен оставаться на плаву при полном затоплении любых трёх отсеков в т. ч. смежных). Уже в процессе проектирования, возникли вполне естественные для России, настоятельные пожелания придать корпусу в носовой части ледокольные обводы и оснастить его ледовым поясом. Сперва поворчав, проектировщики неожиданно за эту идею ухватились и, использовав как удобный карт-бланш, одарили эсминец почти крейсерским бронепоясом с толщиной 20-9 мм! Правда, весьма узеньким, поскольку формально, точнее конструктивно, это был именно ледовый пояс. Тем не менее, корабль получил в добавление к бронепоясу 13 мм траверсы, упирающиеся в 7 мм бронепалубу, и бронекоробки противоосколочной защиты обоих погребов главного калибра. Рубку, с размещённым в ней же центральным постом управления артиллерийской стрельбой, защитили ещё более серьёзно – аж 25 мм бронёй, непробиваемой для любого стрелкового авиавооружения того времени (включая КК и АП) со всех дистанций и ракурсов. То есть, фактически, это был уже ма-а-алюсенький такой крейсер-скаут! Это тем более стало очевидно, когда в состав оснащения корабля включили лёгкую летающую лодку. Для катапульты, ни места, ни «лишнего» тоннажа естественно не было, но самолёт-разведчик для океанского рейдера – штука крайне желательная. Самолёт был один. Небольшой: максимальный взлётный вес не более 1.5 т. два человека, два пулемёта (жёстко закреплённый курсовой и оборонительный, для задней полусферы, на штыре). Двигатель М-11, скорость 150 км/ч, дальность 500 км. Взлетать и садиться он мог только с воды, а человеческий состав «авиагруппы» состояли лишь из двух офицеров – пилота и летнаба (тоже отлично подготовленного морского лётчика), которые не только выполняли обязанности друг друга, но одновременно должны были обслуживать свою летающую лодку и в качестве механиков (и авиатехников, и мотористов, и оружейников). (Опять же, справедливости ради надо отметить, что на кораблях эта летающая лодочка появилась только к 35-му году).
Архитектура надстроек скаута во многом была подчинена удобству размещения вооружения, состав которого, определили путём тщательного разбора круга задач, стоящих перед кораблём.
Задача первая: дальнее сольное рейдерство против одиночных неохраняемых судов. Океан большой и чтоб решать эту задачу максимально эффективно, самолёт-разведчик весьма кстати. Поскольку потопить судно надо очень оперативно, (ведь радио есть уже, наверное, на каждой шаланде и разъярённые «охотники на лис» непременно прибудут быстро, как смогут) вполне подходяще иметь один трёхтрубный ТА калибра 450 мм. Этого достаточно чтоб обеспечить безусловную смену курса в сторону дна для транспорта абсолютно любого водоизмещения. Трёх запасных торпед так же посчитали иметь при себе вполне достаточно.
 Исходя из очевидного – вступать в боестолкновение с кораблями противника столь лёгкому рейдеру-одиночке категорически противопоказано (даже одно, вполне случайное, но удачное попадание может послужить причиной снижения хода, а значит и скоропостижного кирдыка от «карателей»), вооружение ГК ограничили четырьмя одиночными орудийными установками могучего калибра 130 мм. Что было гораздо круче арты тех же «новиков». Конечно, «новики» устарели (как и их вооружение), но я тут привёл их в качестве аргумента исключительно исходя из предположения, что артиллерию крупнее 102 мм, едва ли можно ожидать в качестве сюрприза-импровизации, установленной на транспортных судах для их самообороны. А с такой неожиданной неприятностью, 4х130/50 мм пушки нашего рейдера уж какнить справятся. В общем, задача, которую ставили перед своими суперэсминцами французы и итальянцы – быть сильнее любого встреченного эсминца противника – перед нами не стояла. А вот уйти – хоть с боем, хоть нет – была как раз актуальна. И линейно-возвышенно расположенные две 130 мм кормовые пушки к этому весьма благоприятствовали.
Задача вторая: эпизодическое участие в защите собственного побережья. Поскольку в своих прибрежных водах, надводные корабли противника, прорвавшихся через минные банки, колошматить будут малые субмарины, морская авиация, торпедные катера и береговые батареи, а топить субмарины противника в тех же прибрежных водах – задача эскаэров, тут можно вообще обойтись и без скаутов. Единственный их реальный посильный вклад в решение данной задачи – дальняя разведка и опять-таки дальний рубеж ПЛО. Ну, на то он и скаут! Поисковый гидросамолёт, гидрофоны и два простейших кормовых бомбосбрасывателя – самое то!
Задача третья: участие в дальних походах, в составе сильных рейдерских соединений. Создавая рейдер, ради скорости и дальности всегда приходится жертвовать либо бронезащитой, либо вооружением, либо и тем и другим сразу. Поэтому,  даже соединению рейдеров, серьёзные боестолкновения столь же ни к чему, как и рейдеру одиночке, и от встреч с крупнотоннажным, тяжеловооружённым противником, благодаря скорости и можно, и должно уклоняться. У тех же, от кого не уйти – скоростных эсминцев и лёгких крейсеров противника, нет абсолютно никаких шансов против артиллерии современных тяжёлых крейсеров. И лишь в крайних случаях: сверхмассированной атаке массы миноносцев, лезущих на рожон не считаясь с потерями, или  в условиях ограниченной видимости (или ночью) наш эсминец обязан даже путём самопожертвования всячески прикрывать флагмана. Но, по сути, основной его обязанностью, безусловно, будет разведка, обеспечение ПЛО и усиление ПВО соединения.
Отсюда же, полный комплекс оборудования и вооружения для поиска и уничтожения подводных лодок и максимально мощное (применительно к соответствующим годам) вооружение ПВО. А учитывая, всё больше входящие в моду авианосцы, что создавало дополнительную опасность и для самого рейдера и для рейдерского соединения – ибо от самолёта не убежишь, ПВО действительно постарались создать весьма солидное (для конца 20-х): четыре дальнобойные трёхдюймовки Лендера обр. 1928 г. две 40 мм автоматические пушки Виккерса, четыре спаренных и два одноствольных зенитных пулемёта Максима. Этого, по тогдашним понятиям, было вполне достаточно, и чтоб создать плотный заградительный огонь на пути обычных «горизонтальных» бомбардировщиков, и чтоб валить или отгонять неуклюжие и тихоходные этажерки-торпедоносцы (которые к тому же, в силу своей специфики, не могут маневрировать, выйдя на боевой курс).
Строительство первой четвёрки таких суперэсминцев-скаутов по проекту 2А продолжалось довольно долго с 1927 по 1931 год, ибо дело трудное, незнакомое…

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

 

В начале тридцатых, началась разработка модернизированного скаута проекта 2Б. Помимо изменений в силовой установке, механизмах и корпусной архитектуре (благо налаженные контакты с итальянцами открывали в этом широкие возможности), корабль получил и усовершенствованное вооружение: модернизированные пушки ГК с длиной ствола 55 калибров и углом возвышения 45 градусов. что существенно повысило дальнобойность (в РИ до 40 гр.), а благодаря досылателю, столь же существенно повысилась скорострельность – естественно параллельно утяжелению всей артустановки в целом (с 12.8 до 17.4 т.). Вместо трёхдюймовок Лендера, – 90 мм зенитные пушки, являющиеся лицензионными копиями 88 мм зенитки Рейнметалла. Вместо АП Виккерса и зениток на базе пулемёта Максима – 25 мм АП Ковровского завода (в РИ разработаны в 1930-ом году).
450 мм трёхтрубный ТА, заменили на новый, четырёхтрубный, калибра 533 мм. Помимо усовершенствованных бомбосбрасывателей, корабль получил оборудование для минных постановок, обзавёлся параваном-защитником и ещё одной хреновиной, упоминание о которой я лично, обнаружил только в итальянском флоте.
Это так называемая «буксируемая противолодочная мина». Проще говоря, здоровенная минюга донного типа, на длинном тросе, которую тащит за собой корабль в надежде, что либо сама мина, либо трос зацепят подлодку. Мина тяжёлая, что не только позволяло, а настоятельно требовало поддерживать хорошую скорость «троллинга». Трос соответственно, длинный. А уж как вспомнишь подводников, затаившихся в своей жестянке на грунте и с замиранием сердца слушавших, как над их головами утюжат океан «охотники» – идея вовсе не представляется такой уж наивной. Единственная проблема – у итальянцев, для подъёма на борт такой снаряжённой, а потому чертовски опасной мины, имелся на корме специальный кран – как у тральщика. Нам сей балласт ни к чему (поскольку тральщик из лидера вообще никакой), и, ограничившись сопряжённой с электроприводом кормового якорного шпиля лебёдкой троса, мы будем просто обрезать и сбрасывать на фиг мину, так и не нашедшую свою цель – пусть срабатывает от удара о дно, в качестве салюта экипажу «счастливой щуки». Таким образом, на борту, корабль будет нести штуки 4 специально модифицированных под этот трюк мин и лебёдку с тросом.

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

 Серия из 6 таких кораблей, строилась в 1932-1935 г.г.

 
Третья модификация 2В (1934-1937 г.г.), была кардинально перевооружена. Этот вариант вызвал очень большие споры, из-за чего серия была полуэкспериментальной, состоящей из всего пяти кораблей.
Дело в том, что скауты этой серии не предназначались для самостоятельного рейдерства, а строились в качестве авизо сопровождения тяжёлых крейсеров в дальних рейдах. Их задача ограничивалась разведкой, связью, ПВО и ПЛО. Поэтому, мощные пушки ГК посчитали не столь необходимыми, как «экстремально» усиленная ПВО.
Вместо четырёх одноствольных 130 мм пушек, эсминцы получили по 4 спаренные универсальные установки «русский усовершенствованный Минизини обр. 32/34 г.г.» (2х102/48) – используемые в качестве универсальной артиллерии на тяжёлых крейсерах.
 
Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)
 
90 мм зенитки, в которых теперь не было необходимости, заменили на дальнобойные 47/70 мм спаренные установки «Маклен-Большевик» обр. 34 г. (разработаны на базе АП Маклена обр. 1916 года, с использованием опыта, накопленного при создании конструктивно близкой ковровской 25 мм АП и при активном участии представителей американской фирмы-производителя автоматов Маклена), а количество 25/85 АП «Ковров» было сохранено. Кроме того, были предусмотрены места размещения (боевые посты) для четырёх спаренных пулемётов ДК (которыми в мирное время корабль не комплектовался). Естественно, что корабль, входящий в состав эскадры, в убогой бортовой летающей лодке уже не нуждался. Эти корабли неофициально называли скаутами ПВО/ПЛО и каждая из формируемых крейсерских дивизий, получила по одному кораблю данного типа.
 
Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)
 
 
В 1938 году, по разным каналам из Германии была получена информация, о перевооружении дальней ПВО крейсеров кригсмарине типа «Дойчланд» с 88 мм двухствольных артустановок на 105 мм. И главной изюминкой этой модернизации было то, что перекалибровка потребовала минимальных переделок от собственно двухорудийной зенитной установки и вообще не потребовала никаких переделок от стабилизаторов. Длина ствола лишь упала с 76 клб. у 88 мм пушки до 64 у 105 мм, что, тем не менее, для зенитки такого калибра было вааще дохренищща! (те же 100 мм пушки в оригинальной установке Минизини имели длину стволов всего 47 клб.) Благодаря такой модификации, вес установки при перекалибровке вырос менее чем на полторы тонны! (с 26.4 до 27.8 т.)
Безусловно, кровно заинтересованные в такой арте, наши флотские отцы-командиры буквально за шкирочку (аккуратно, но сильно) попросили артведомство повторить тот же фокус. (Дело в том, что создание принципиально нового, универсального двухствольного орудия калибра 125 мм, шло очень тяжело и благополучного конца-края у этой работы пока и на горизонте не просматривалось. Как впрочем и в РИ у 100 и 130 мм).
В общем, конструкторы справились. Ничего суперсложного в перекалибровке нет (если конечно само орудие имеет соответствующий модернизационный запас). Но, с этим у «Рейнметалла» всегда было очень хорошо. Достаточно вспомнить наши вполне реальные перестволения рейнметаллов в сторону увеличения калибра, противотанковой пушки с 37 на 45 мм и зенитки с 76.2 до 85 мм. (В некоторых источниках утверждалось даже, что собственно знаменитая 88 мм зенитка, изначально проектировалась именно как 105 мм – и именно поэтому она даже визуально столь здоровенная и поэтому же, так легко в 35-36 г.г. «воскресла» 105 мм зенитка).
Тем не менее, в АИ не обошлось без помощи внешней разведки в лице немецких коммунистов-подпольщиков и им сочувствующих. Хотя, это касалось скорее не самих пушек, а конструкции двухорудийных установок и их стабилизаторов. Дело в том, что лицензию на 88 мм зенитку купили в 1930-ом году. А двухствольные флотские установки и стабилизаторы к ним были отработаны в Германии до боеспособного состояния несколько позже (первая модель носила индекс 31 года, а серийная 33-го). В попытке закупить их до прихода Гитлера к власти (к чему во всю шло тогда дело), наши были вынуждены спешить и стабилизаторы получили не слишком доведёнными. Вот для их окончательной доводки, да ещё и с адаптацией под более крупнокалиберную спарку и потребовалась некоторая помощь. А уж когда после подписания августовского Пакта от 39 года, немцы, зажатые западом в кредитной блокаде, сами предложили нам приобрести готовые 105 мм зенитки (как и было в РИ) – проблема быстро нашла окончательное решение.
Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)
Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)
 
Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)
 
В РИ всё было несколько сложнее. Как в старой поговорке «обжёгшийся на железе, и на воду дует». Напомню. Когда в августе 1930-го года с Рейнметаллом (естественно через подставную контору) был подписан договор о разработке для СССР нескольких артсистем, среди которых фигурировали 76.2 мм зенитка, 20 и 37 мм автоматические пушки, вера во всемогущество Рейнметалла была столь велика, что были незамедлительно убиты все перспективные собственные разработки. В том числе 25 АП Ковровского завода ИНЗ-2, созданная по принципу АП Маклена с работой автоматики за счёт отвода части пороховых газов и обойменным питанием, к тому времени уже показавшая великолепные результаты на полигонных испытаниях. Пушка показала надёжность, намного выше, чем АП Виккерса при несопоставимой мощности – её снаряд покидал ствол со скоростью 1000 м/с!  А специально разработанный для этой пушки противотанковый снаряд, аж 1200 м/с! Но, немецкий «журавль в небе» оказался заманчивее…
И что получили? Трёхдюймовку, у которой несколько лет учили работать её же полуавтоматику, две кое как работающие 20 мм АП, вкупе с комплектом «совершенно неудовлетворительных» чертежей, позволивших за последующие три года выпустить полукустарным способом с индивидуальной подгонкой деталей ок. 60 пушек, на чём серия и завершилась. 37 мм АП была получена от немцев лишь в виде чертежей и нескольких деталей-полуфабрикатов, поскольку опытный образец был готов в Германии в единственном экземпляре и фирме никак не удавалось заставить его стрелять нормально.
В результате, за два года СЕРИЙНОГО производства, мучившийся с этим творением завод, смог предложить заказчику 6 автоматов. При том, что доводки требовали на самом высоком уровне, а корабли, наверное, все без исключения, изначально проектировались под это чудо. А вот утверждения, что во всём виноваты те «тупицы и неумехи» с завода №8, где над ними бились много лет – некорректны, поскольку сам Рейнметалл, промучившись с доводкой тоже не один год, почёл за лучшее вообще отказаться от недоводимого и создал принципиально новую АП, у которой от «той самой», был по сути, один ствол. Так что, воевали немцы уже совсем другими автоматами.
Так вот, с тех пор, к немецким зениткам наши функционеры относились крайне настороженно и в РИ, уж не знаю через какие согласования проходило предложение по покупке 105 мм зениток, но всё-таки 4 пушки были-таки куплены и доставлены в 1940-ом году в СССР.
Их не торопились принимать на вооружение и устроили совместные конкурсные испытания со спешно доведённой до стрельбопригодного состояния отечественной 100 мм опытной зениткой 73-К. И тут произошло странное. Ещё сырую отечественную пушку, проигравшую конкурс вчистую (дважды разрывало дульный тормоз, кучность вдвое хуже), посчитали более перспективной и от 105 мм немок отказались! (Кстати, пушку 73-К разрабатывал тот самый, многими ругаемый завод №8, но его пушка, по крайней мере, стреляла и её автоматика работала относительно нормально. И я не сомневаюсь, если бы не война, в 41-ом её начали бы выпускать серийно (летом уже во всю шли работы по подготовке к серийному выпуску, причём и в двуствольном корабельном варианте – видать кое чем от немцев мы и в РИ разжились-таки). А вот 100 мм зенитка от Кировского завода, разработку которой начали гораздо раньше, чем на заводе №8 им. Калинина – вообще оказалась никуда не годной.
Но, это в РИ. А в АИ, пушку (в т. ч. в виде корабельной стабилизированной двустволки) не только срочно купили, но и, благодаря мощному заделу по данной арте, серьёзно модернизировали. Дело в том, что немецкие установки были тесноваты, а стволы располагались слишком близко друг к другу, поэтому корпус отечественной, был уширен, с сохранением веса за счёт снижения толщины бронировки и «урезания осетров» на 2 калибра. Наша усовершенствованная установка несла теперь стабилизированную спарку аж 107 мм пушек родного, «русского» калибра! (Кстати, созданный для неё унитарный патрон, потом очень пригодился для доработки орудий аналогичного калибра для тяжёлых танков и самоходок).
Естественно, очередная (и оказавшаяся последней, реализованной до войны) версия скаута была снова перевооружена. Её вооружение, теперь, состояло из четырёх стабилизированных 107/62 мм спаренных универсальных установок, шести спаренных, стабилизированных 40 мм лицензионных Бофорсов (оказавшихся более подходящими для ближней ПВО, нежели мощные, но не стабилизированные, не столь скорострельные и не столь надёжные, отечественные 47 мм спарки), семи одноствольных 25 АП, одного четырёхствольного ТА и пары новеньких противолодочных бомбомётов оригинальной конструкции: пять стволов каждого бомбомёта, были собраны в пакет в едином прямоугольном корпусе и жёстко разнесены по направлению так, что выстреливаемые с интервалом в 4 секунды, пять его боеприпасов (миномётного типа с надкалиберной БЧ в виде глубинной бомбы) ложились на максимальной дистанции от корабля  в 2 км, крестом или квадратом со стороной в 100 м. (первая бомба посередине), обеспечивая весьма вероятное поражение субмарины, местоположение которой, теперь, определялось не только по пеленгу/дистанции, путём совмещения данных с двух шумопеленгаторных постов, но и по отражённому сигналу, получаемому с новеньких сонаров активной ГАС.
Самолёт на этой версии так же посчитали излишним. (Впрочем, старый разведчик давно устарел, а новый (которыми комплектовались крейсера), не вписывался ни по тоннажу, ни по «формату»).
Поскольку новое вооружение было массивнее прежнего, корпус потребовалось переделать в сторону увеличения его геометрии. Это послужило хорошим поводом для кардинальной переделки и корпуса и его начинки. Прежде всего, была реализована модная тогда идея эшелонирования силовой установки. Как уже упоминалось выше, ещё во времена широкого сотрудничества с Италией в области военного судостроения, СССР получил полную информацию по конструкции скаута типа «Навигатори». Хотя, попытка покупки одного корабля данного типа (итальянские верфи строили одновременно аж таких 12 кораблей!) закончилась неудачей (флот делиться не хотел, а верфи были перегружены заказами), многие идеи, заложенные в нём, нашли свою реализацию в проекте 2Г.
Прежде всего, это то самое эшелонирование силовой. Правда для этого пришлось удлинить корпус на 4 метра и первую трубу существенно сдвинуть в сторону носовой надстройки. Зато, благодаря увеличившемуся объёму МКО удалось установить котлы гораздо более производительные (перейдя с шести котлов на четыре) и поднять общую мощность СУ. Естественно, корабль из трёхвинтового стал двухвинтовым – каждый эшелон (два котла + ТЗА) работал на свой вал. (При этом, системы питания котлов топливом и подвода пара к ТЗА имели не только прямую «локальную» связь, но так же дополнительно сводились в общий коллектор (паро и топливо проводы), что позволяло обеспечивать топливом любые котлы из любого топливного танка, а любой ТЗА паром от любого котла) – полезное резервирование, так же скопированное с «Навигатори».

Опять же по образцу «навигатора» (который, кстати, был первым в мире кораблём данного класса, получившем эшелонное расположение СУ), корабль обзавёлся бортовыми булями. На «Навигатори» это потребовалось ради повышения остойчивости (по техзаданию, надводная часть корпуса была низкой, а вооружение (шесть 120 мм пушек), поднято на специальных высоких постаментах, что естественно не очень хорошо отразилось на остойчивости. Були (опять-таки присобаченные к кораблю такого класса впервые в мире), полностью решили эту проблему. Более того, на скауте появилась возможность создания в коффердамах более обширных топливных танков плюс, естественно, кардинально улучшилась ПТЗ корабля. Всё это было успешно повторено в проекте 2Г.

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)
 
Такие корабли строились с 1938 по 1941 г. До и во время войны было построено и введено в строй 9 скаутов из 10 заказанных. В сущности, это были суперэсминцы ПВО/ПЛО, что в годы войны пригодилось чрезвычайно! Нельзя прямо утверждать, что немецкие лётчики их боялись, но, безусловно, они рассматривали эти корабли как чрезвычайно серьёзного и опасного противника. Это подтверждается тем, что за все годы войны, немецкой авиации удалось потопить лишь два корабля этой серии.

И, вместо эпилога…

В 1939-ом году, после подписания Пакта с Германией, СССР получил доступ ко многим немецким новикам в военной сфере. В том числе к проекту суперэсминца Кригсмарине тип 1936А, головной корабль серии которых, был заложен за год до того – в 1938-ом году. Это был океанский корабль полным водоизмещением за 3600 тонн, скоростью 37 узлов и крейсерским ГК вооружения (4х1/150 мм). Плюс семь зенитных автоматов, два четырёхтрубных ТА, четыре бомбомёта и до 60 мин.
Естественно, появление такого вполне реального и сильного противника (несмотря на Пакт, ведь мы знаем, что и для нас и для немцев, он был лишь временным, политическим ходом, не более), не могло не потребовать незамедлительной реакции – тем более что, как считалось, модернизационный ресурс проекта 2 был полностью исчерпан. Это совпало с завершающим аккордом старой доктрины, когда промышленный потенциал страны вырос настолько, что на питерских стапелях были заложены два первых линейных крейсера. К сожалению недостроенных из-за войны. Та же судьба постигла и новые суперэсминцы класса «Магадан», которые должны были существенно превосходить корабли проекта 2 по всем ТТХ. Но, не срослось…
А скауты серии 2Г, после войны стали родоначальниками нового класса боевых кораблей в ВМФ Советской России – фрегатов (а эскаэры переименовали соответственно в корветы), что было и удобно, и вполне логично.
 
Приложения.
 
ТТХ скаутов проекта 2.
 
 
 
Пр. 2А (1927г.)
Пр. 2Б (1932г.)
Пр. 2В (1936г.)
Пр. 2Г (1939г.)
Длина (м)
125
125
125
129
Ширина (м)
11.3
11.3
11.3
12.1
Углубление(м)
3.8
3.9
3.9
4.3
Водоизмещ. Ст. (т)
2250
2300
2300
2500
Мощность СУ(л.с.)
65 000
66 000
66 000
72 000
Скор. макс.(уз.)
40
40
40
39
Дальн. (миль. эк.х)
4500
4300
4300
4400
Вооружение:
ГК
УК
ЗМП
 
ЗПл
ТА
ГБ
Мины
 
4х130/50
4х75/50
2х40/36
 
12(6х2)7.62
1х3(450)
20
 
4х130/52
4х90/75
9х25/85
1х4(533)
40
до 40
 
8(4х2)х102/48
10(5х2)х47/70
8х25/85
1х4(533)
40
 
8(4х2)107/62
12(6х2)40/56
7х25/85
1х4(533)
60
до 25
Самолёты
1
1

 

 
Сравнительная таблица веса артиллерийско-стрелкового вооружения (без учёта мин и глубинных бомб), альтернативных скаутов и реально-исторического первого советского лидера «Ленинград», на основе конструкции которого и «лепились» альтернативные образцы.
 

 

 
Пр. 2А
Пр. 2Б
Пр. 2В
Пр. 2Г
«Ленинград»
71 т.
109 т.
123 т.
173 т.
125 т.
 
Это на тот случай, ежели кому-то покажется чрезмерным верхний вес при альтернативном составе вооружения. Как следует из таблицы, превышение от РИ имеется только у модификации 2Г, но оно компенсировано увеличением геометрии корпуса и булями.

Скауты! (Продолжение темы альтфлот России в мире с независимой УССР)

А это, собственно, и есть тот самый лидер типа "Ленинград" (на фото — лидер "Москва").
 

 

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

93 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account