Скаут Балтфлота Российской Империи
Это совсем короткая альтернатива заключается «всего лишь» в том, что вместо «Светлан» закладываются другие крейсера, и закладываются они несколько раньше.
В самом деле, если уж «Дополнительная кораблестроительная программа» имела временные рамки на реализацию с 1907 по 1917 г. то закладка крейсеров типа «Светлана» только в 1913 году выглядит несколько запоздалой. Нет, конечно, уложиться постройкой, в сроки реализации этой программы, теоретически можно, но нужно ли вообще было пытаться? Разве в 1913-ом году уже не очевидно было, что война буквально «на носу» и война именно с Германией, к которой категорически не была готова наша сухопутная армия, от состояния которой собственно и зависела судьба государства?
Теперь, представим себе, что морской министр утвердил проект нового крейсера не в 1912-ом, а в 1909-ом – сразу же после вступления в строй последнего крейсера типа «Богатырь». А их торжественная закладка состоялась в следующем 1910-ом. Тогда, все новенькие крейсера смогли бы вступить в строй минимум за год до начала войны, а заводы, соответственно получить «лишний» год на выполнение первоочередных заказов сухопутки.
Теперь, о собственно крейсерах. Точнее о проекте. В 1909-ом году первостепенной задачей было скорейшее возрождение Балтийского флота. Именно для него и будут строиться крейсера новой серии, с первостепенным учётом этого ТВД.
Корабль имеет меньшие размеры и меньшее водоизмещение чем «Светлана» — соответственно менее металлоёмкий и обойдётся несколько дешевле для не шибко богатой казны. Опять-таки при СУ того же типа, той же мощности и более скоростной форме носовой оконечности (отказавшись от допотопного тарана «Богатырей», остановились на самой простецкой, прямой вертикальной форме форштевня), корабль будет развивать скорость не менее 30 узлов.
Помимо другого «носа», корпус в целом специально заточен для действий на Балтике с её не очень хорошими погодными условиями и соответственно ограниченной видимостью. При аналогичной высоте борта в носу и корме, средняя часть корпуса занижена до уровня миноносцев, для уменьшения общей заметности корабля и снижения площади боковой проекции. Это и массу корабля уменьшит и заодно вероятность попаданий снарядов выпущенных с дистанций меньше средних. Зато важный в условиях плохой видимости козырь – торпедное вооружение значительно более мощное – это шесть (по 3 на борт) двухтрубных 381 мм ТА (после принятия на вооружение новых, обр. 1912 г. 450 мм торпед, более тяжёлых ТА стало только 4 – по два двухтрубника на борт).
Артвооружение представлено в двух вариантах, и какой из них предпочтут моряки – вопрос спорный. Первый вариант – 8 152 мм (а не 15 130 мм как на «Светланах») палубных одноорудийных установок. Никаких казематов.
Второй вариант – две двухорудийные башни (усовершенствованные башни «Богатырей» но с 76,2 мм бронезащитой спереди и 25,4 мм с прочих сторон) и ещё четыре одноорудийные установки на тех же позициях, как и у первого варианта за 25,4 мм щитами коробчатой формы.
Бортовой залп и в первом и во втором вариантах шестиорудийный (всего на два ствола меньше чем у «Светланы»).
Бронирование. Главный пояс толщиной 63,5 мм (2,5 дюйма) короткий – прикрывает только СУ. Оконечности и верхний пояс противоосколочные (12,7 мм). Траверсы 25,4 мм. Погреба носовых и кормовых орудий в локальных цитаделях (76,2 мм). Горизонтальная бронезащита 38,1+12,7 мм (прочная главная палуба, плюс противоосколочная нижняя).
Такой вот небольшой крейсер-скаут Балтийского флота, призванный играть на Балтике роль и разведчика, и охотника, и лидера миноносцев.
ТТХ |
«Светлана» РИ 1913 г. |
«Адмирал Грейг» АИ 1913 г. |
Водоизмещение (т) |
6800 |
6250 или 6460 |
Размерения (м) |
158,4/15.35/5.7 |
155/15/5.5 или 5,7 |
Силовая установка |
4ПТ/13ПК (50 тыс.) |
4ПТ/12ПК (50 тыс.) |
Скорость (уз) |
29 |
31,5 или 30,5 |
Дальность (миль) |
4000 |
3000 |
Броня: Палуба ГП ВП траверсы Рубка Башни Щиты орудий |
20+25 75 25 50 75 – 25 |
38,1+12,7 63,5 12,7 25,4 76,2 76,2 – 25,4 25,4 |
Вооружение: ГК
ТА Мины |
15 (15х1)130/50
2 (2х1) 450 мм 100 |
8 (8х1)152/50 или 8 (2х2 + 4х1) 152/50 8 (4х2) 450 100 |