СИБИРСКАЯ ФЛОТИЛИЯ НА 1902

15

Небольшое дополнение к моему новогоднему материалу, ну что бы был. А то не писать полгода откровенное свинство))).

Кроме эскадры Балтийского флота, было еще одно подразделение флота на Дальнем Востоке, при том самостоятельное – Сибирская флотилия и соответственно Сибирский флотский экипаж. Именно это подразделение считается (и по праву) предтечей ТОФ.

Да можно вспомнить и Квантунский флотский экипаж который появился в 1902 году (точную дату возникновения не знаю, но на 6.05.1902 он уже существовал) и который базировался ПОСТОЯННО на Дальнем Востоке, но тут есть определенная проблема…. Дело в том, что если пользоваться современной терминологией, Квантунский экипаж, это – бригада кораблей охраны водного района ВМБ Порт-Артур Балтийского флота, примерно так. То есть он так или иначе будет относиться к БФ, что я впрочем и обозначил в прошлом посте. В него входили все миноносцы, на 1902 – «британец», бывший «китаец», 4 «немца», наши «Соколы» что собирались в П-Артуре и «француженки» которые на середину года торчали в Средиземном море. Больше на рассматриваемый период ничего не было, всякие «Разбойники», «Лены» и прочее были к нему причислены только в 1903.

Вернемся к 1902 и Сибирской флотилии, тут сразу надо сказать, что статья Википедии это как новости по ОРТ или РТР, набор не самой правдивой информации. Например, минные транспорты «Амур» и «Енисей» которые заявлены в ней как корабли флотилии, оставались в составе БФ, а миноносец «Лейтенант Бураков», он же «Таку» никогда не был во Владивостоке и если и включался в состав Сиб.Фл. то только на короткое время. Кстати слышал, что часть рот экипажа «тусила» во Владивостоке. Но в принципе это не так важно.

Если говорить о корабельном составе, то на 1902 год, в ней числились — мореходные канонерские лодки «Манджур», «Кореец», «Бобр», «Сивуч», «Гиляк». Минные крейсера «Всадник», «Гайдамак», транспорты «Алеут», «Якут», «Ермак», «Тунгуз», «Камчадал». Миноносцы № 201-202 (типа «Сучена» или разборный «Або»), № 203 и 204 (типа «Нарген»), № 205 и 206 «типа «Свеаборг») и № 208-211 (типа «Пернов»), миноноски №  91-95 и 97-98. В декабре 1902 в состав флотилии вошел аж целый «крейсер» II ранга «Забияка», кроме того в составе флотилии были ледокол «Надежный» (он на превью) и портовые суда №1-3 и «Польза». Так же формально командованию Сиб. Фл относились ряд судов Владивостокского порта, в частности бывшая миноноска № 96 (использовалась как паровой катер с 1900), 3 паровых баркаса, 8 паровых катеров, различные вспомогательные плавсредства (землечерпалки, плавучие краны, баржи, гребные катера и прочее).

Силы на Амуре были скажем так незначительны и ограничивались пароходами  Амурско-Уссурийской казачей флотилии. Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». Плюс пароходы Управления водных путей «Хилок», «Третий», «Газимур», «Амазар», «Селенга» и «Сунгари», но вооружения в 1902 году с них было уже снято.

То есть если исходить из назначения флотилии как охрана Владивостока, контроля за рыбными промыслами в Охотском море и у побережья Камчатки теоретически такого состава хватало, но если добавить к этому стационерную службу в портах Кореи и Китая, то и тут был провал. Кораблей на все эти действия просто бы не хватило. Далее продвигаемся к вопросу, а что вообще происходило и не только в 1902?

Да все очень грустно, кроме канлодок который как и полагалось несли службу как стационеры или гоняли браконьеров (по сути только «Манджур»), то  миноносцы и минные крейсера находились в Порт-Артуре. Защищали Владивосток только старые миноноски и транспорты (боевая ценность не смотря на разницу в назначении была одинаковая), то есть еще раз повторюсь если бы Япония напала в 1902 результат был бы таким же.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account