Спустя много десятилетий поднятый со дна норвежского озера штурмовик Ил-2 напомнил Александру Чечулину о драматической боевой ситуации.
«Самолет продолжал свое падение. Я решил сделать попытку совершить аварийную посадку. У меня внезапно появилась надежда. В направлении полета я увидел большое замерзшее озеро. На удивление выполненная с первой попытки аварийная посадка на лед оказалась успешной; посадка машины с убранными шасси была выполнена без серьезных проблем. Я расстегнул ремни, привязавшие меня к креслу пилота, и попытался быстро покинуть самолет, под тяжестью которого треснул лед озера. В тот момент я был слегка ранен осколками немецкой зенитной гранаты, а также сильно промок»
– вспоминал пилот, которому в тот день сильно повезло. После нескольких часов ходьбы вдоль озера и по густому лесу он не только смог наткнуться на подразделение Красной армии, но и после излечения от ран смог вернуться в свой 214-й ШАП, который теперь действовал в Восточной Европе и поддерживал с воздуха части 2-го Белорусского фронта. С момента возвращения в свой полк и до окончания войны летчик больше не имел ранений; десять лет назад он жил на Украине.
Когда летом 1984 года три норвежских рыбака ловили рыбу в озере Сеннегресс (Sennegress), область Финнмарк, они не знали, что в их сетях застрянет самолет времен Второй Мировой войны. Сквозь прозрачную воду озера они смогли увидеть лежащий на дне озера самолет. Рыбаки были заинтригованы тем, что он выглядел совершенно нетронутым.
Рыбаки не стали молчать о неожиданном открытии, и когда они вернулись с озера, они поделились информацией о своей находке с группой энтузиастов авиации из состава персонала базы норвежских ВВС Сёр-Варангер (Sør-Varanger), северная Норвегия. Во время исследования озера авиационные археологи под руководством Терье Дэниелсена (Terje Danielsen), Бьорна Стура Нильсена (Bjørn Sture Nilsen) и майора Нильса Олсена (Nils Olsen) обнаружили, что затонувший самолет-штурмовик Ил-2 лежит на глубине 60 метров. Было решено вытащить самолет из озера и починить.
Однако следующая экспедиция авиационных археологов появилась на озере Сеннегресс только полярным летом 1986 года. С помощью секции дайвинга в Варангере самолет был обнаружен с помощью надувных понтонов неповрежденная передняя часть самолета (двигатель, бронированный корпус, полный и неповрежденный фонарь передней и центральной частей кабины экипажа и крыло) были подняты на поверхность и доставлена на берег. Задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение отломились во время подъема машины.
За время более чем сорокалетнего пребывания самолета в холодной воде горного озера фанерная обшивка задней части фюзеляжа получила сильные повреждения, в результате чего были ослаблены дюралюминиевые полосы, с помощью которых задняя часть фюзеляжа была прикреплена к бронекорпусу. После подъема со дна оказалось, что состояние обеих частей машины, которая на протяжении многих десятилетий оставалась в озере, невероятно хорошее. Тем не менее, в результате длительного воздействия воды часть фанерной обшивки крыла была повреждена и ряд металлических деталей, например, бронированное сиденье пилота, покрылись ржавчиной.
После осмотра возникла, по-видимому, еретическая идея: восстановить получивший сравнительно небольшие повреждения самолет и привести его в пригодное к полетам состояние. Однако после того как военным вертолетом части самолета были перевезены на расположенную неподалеку от Киркинеса базу ВВС Сёр-Варангер авторам идеи стало очевидно, что реставрация машины займет много времени и потребует значительных финансовых затрат. Кроме того, в то время ни в Норвегии, ни в других странах Западной или Северной Европы не было необходимой технической документация. Необходимые запчасти также отсутствовали.
Таким образом, единственной возможностью восстановить найденный самолет было обращение за помощью к советской стороне. Ответ советских властей был на удивление положительным. Советская сторона высказывала готовность не только оказать значительную помощь для ремонта самолета непосредственно в Норвегии, но и даже предложила бесплатный ремонт в поселке Ревда, расположенном примерно в 200 километрах от Мурманска.
Команда норвежских реставраторов колебалась недолго, и в декабре 1988 года фюзеляж и консоли крыла были отправлены в Ревду. Оригинальный двигатель АМ-38Ф, снятый с самолета перед тем как вытащить его из озера, был в хорошем состоянии. Первоначально он должен был быть отремонтирован в Норвегии, но в конечном итоге он также был отправлен в Россию.
Фактическая реконструкция самолета была проведена группой рабочих горного завода города Ловозеро (неподалеку от Ревды), директор которого Игорь Мусатов поддержал ремонт машины. Весной 1989 года члены реставрационной команды Анатолий Ананьев, Виктор Астахов, Александр Маклаков и Владимир Цыпятов начали демонтаж и очистка пригодных для использования частей самолета.
Примечательным является тот факт, что реставраторы обнаружили, что штурмовик был вооружен двумя 37-мм пушками НС-37, установленными в подкрыльевых гондолах. Сбитый самолет принадлежал очень редкой модификации штурмовика Ил-2, которая в небольших количествах выпускалась в 1943 году. Оснащенные крупнокалиберными пушками штурмовики действовали в основном в составе полков авиации ВМФ СССР.
При очистке кабины было обнаружено, что в верхнем левом углу приборной панели красной краской нанесено число «3560», являющееся частью серийного номера самолета. Реставраторы обратились за помощью к воронежскому авиационному заводу №64 [1], который в годы Великой Отечественной войны был одним из четырех заводов [2], занимавшихся производством штурмовиков Ил-2. Сотрудники авиазавода во внутризаводском архиве обнаружили точную дату, когда самолет сошел с конвейера, дату первого полета и имя пилота, облетавшего машину. Штурмовик Ил-2 был изготовлен 23 апреля 1943 года, первый полет был выполнен заводским пилотом Семеном Ремезовым 2 мая, а затем 2 июня 1943 года.
После демонтажа двигателя АМ-38 он оказался полностью неповрежденным и не имел следов коррозии, которой были минимально затронуты только выхлопные патрубки. При очистке самолета от грязевых отложений реставраторы обнаружили интересный факт, что кроме обычной тщательно бронированных кабины пилота и двигателя и бронированное стекло толщиной 55 мм в кабине экипажа присутствовало 13 мм бронирование кабины стрелка (в большинстве штурмовиков Ил-2 кабина стрелка была небронированной в отличие от кабины пилота).
При попытке извлечь шасси было обнаружено, что опоры основных стоек шасси немного покрылись коррозией и скручены и их необходимо будет заменить на новые. Даже после более чем сорока лет нахождения в воде шины низкого давления, которыми были оснащены основные стойки шасси самолета, все еще были заполнены воздухом как перед его последним боевым вылетом.
На нижней поверхности крыла и на средней части фюзеляжа было обнаружено большее количество маленьких отверстий с зубчатыми краями. Также было обнаружено повреждение впускного отверстия воздушного фильтра, расположенного в передней кромке правой части центроплана крыла. Повреждения от зенитного огня были обнаружены и в хвостовой части фюзеляжа самолета. Эти повреждения привели к ослаблению и последующему отрыву хвостовой части фюзеляжа. Однако все эти повреждения не были достаточно фатальными, чтобы объяснить причину аварийной посадки самолета. Причина посадки, наверняка, останется неизвестной.
Пытаясь идентифицировать оригинальную окраску самолета, реставраторы сделали интересные открытия. Хотя на верхних частях фюзеляжа и крыла краска не сохранилась, но при осмотре задней и нижней части самолета было обнаружено, что машина, несомненно, несла обычный камуфляж, используемый на самолетах типа Ил-2. Верхние и боковые поверхности самолета были выкрашены в коричневый и коричнево-зеленый цвета, а нижние поверхности – в светло-голубой. Были обнаружены остатки опознавательных знаков – красные звезды – на нижней поверхности крыла и на руле направления. Интересным было обнаружение шести маленьких красных звездочек на борту фюзеляжа у кабины пилота. Остается неясным что этими звездочками обозначал пилот: количество выполненных боевых вылетов или количество сбитых самолетов противника.
Большое волнение реставраторов вызвал тот факт, что в неповрежденном кинофотопулемете была обнаружена экспонированная пленка. К сожалению, попытка проявить пленку в специализированной лаборатории закончилась неудачей, поскольку озерная вода попала внутрь фотокинопулемета и разрушила пленку. Как это ни странно, но хорошо сохранились штырь прицела ВВ-1, установленный на верхнюю часть капота двигателя, трубка Пито и множество мелких деталей. Вооружение самолета, включая и 12,7-мм пулемет стрелка УБТ, было в отличном состоянии, хотя и слегка проржавевшие. В целом хорошее состояние самолета, очевидно, было обусловлено не только удаленным местоположением небольшого малопосещаемого озера, но а также потому, что он не мог быть поврежден якорями или рыболовными сетями.
Очистив все пригодные для использования детали, реставраторы соединили две части сломанного фюзеляжа и начали постепенную реконструкцию или замену разрушенных или поврежденных водой деревянных лонжеронов задней части фюзеляжа, а также изготовление отсутствующей фанерной обшивки. Однако процесс реставрации был серьезно замедлен пожаром, который вспыхнул в одном в одном из гаражей, где хранились внешние консоли крыла, трехлопастный металлический винт АВ-5Л-158, фонарь кабины, оружие и множество новых деревянных деталей самолета. В то время как деревянные части не удалось спасти, другие части штурмовика, к счастью, огонь пережили довольно хорошо. Деревянные части пришлось изготавливать еще раз.
С помощью других организаций реконструкция самолета продолжилась. Расположенный в Монино музей авиации пожертвовал новое бронированное сиденье пилота, стойки шасси и новое бортовую аппаратуру. Также значительную помощь оказал расположенный в Сафоново, Мурманская область, музей военно-воздушных сил Северного флота, который предоставил новое 55-миллиметровое переднее бронированное стекло и ряд мелких деталей. Завод «Североникель», Мончегорск, бесплатно поставил большое количество высококачественной фанеры, и его плотники оказали неоценимую помощь в покрытии фюзеляжа и крыла этим материалом. Персонал советских ВВС также принял участие в реставрации самолета. В конце октября 1989 года после десяти месяцев напряженной работы возрожденный штурмовик с серийным номером 303560 снова сиял во всей красе.
Вскоре самолет на полуприцепе был отправлен в музей Сёр-Варангер, Киркенес, Северная Норвегия. По своеобразной иронии судьбы, это произошло в юбилей его сбития – в октябре 1944 года. Хотя средняя продолжительность жизни штурмовика Ил-2 на фронте составляла 26 самолето-вылетов, самолет с серийным номером 303560 до своего сбития воевал в течении 16 месяцев. Сейчас эта восстановленная машина находится в Киркенесе в музее Пограничья и напоминает нам об освобождении Северной Норвегии Красной Армией в 1944 году.
[1] в тексте статьи №24
[2] из общего количества штурмовиков Ил-2 (36 183 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве – 26 888 шт.
источник: ZDENĚK PROCHÁZKA «VÁLEČNÍCI. ŠTURMOVIK Z NORSKÉHO JEZERA» «L+K» 19/01, стр.27-28/1271-1272