Штормовать далеко в море, посылает нас страна…
22 ноября 1929 года с Кронштадтского рейда снялись и вышли в дальний поход линейный корабль «Парижская коммуна» и легкий крейсер «Профинтерн». Этот поход стал тяжелым испытанием для советских моряков. После приемки топлива с транспортов, на траверзе французского маяка Барфлер, пролившегося из-за усиливавшегося шторма двое суток, корабли вышли в Бискайский залив, встретивший их сильнейшим штормом.
Недавно, в комментариях к посту уважаемого коллеги Андрея «Серые линкоры в северных морях» (https://alternathistory.ru/serye-linkory-v-severnykh-moryakh), Andrew Ulbin написал:
С этого момента есть расхождения в описании… Видимо, с подачи начальника отряда Л.М.Галлера советские пропагандистские издания (а других в СССР никогда и не было) утверждали, что корабли встретились чуть ли не с ураганным ветром в 12 баллов, а волнение достигало 8-9 баллов. В своём дневнике командир "Парижской коммуны" К.И.Самойлов предпочитает не заостряться на конкретных параметрах погодных условий, но о том, что многие на корабле приготовились к смерти, говорит довольно определённо… Бортовая качка от 30 до 38 градусов от вертикали… Морская вода потоками падает сверху, постепенно заливает котлы (кочегары по колено в воде, котёл номер 14 вышел из строя), проникает в жилые помещения, канатный ящик, термотанк, провизионную кладовую, арсенал, плотницкую, гальюны, рефрижератор номер 1, шпилевые отделения, погреба 75-мм патронов, верхнее и нижнее зарядные отделения носовой башни главного калибра, 9-й и 10-й коридоры электрокабелей (из-за коротких замыканий электроснабжение поддерживалось на уровне 60 процентов от нормы, а потом и вовсе встал вопрос об отключении электротока – кочегары в удушливом пару даже приготовились зажечь свечи). Смытые с кочегарных площадок мешки с углём рассыпались в трюме, где вместе с прочим мусором забили приёмные патрубки водоотливных средств. На верхней палубе полный хаос… По ней "гуляет" сорвавшийся с креплений спасательный вельбот, а затем и шлюпка-шестёрка с левого борта – их удаётся изрубить и сбросить за борт… От висевшего на талях капитанского вельбота остались киль с рым-болтами и форштевень – они так и продолжали болтаться в такт качке…
Вот что пишет командир линкора Самойлов (цитирую): "…корабль, почти потерявший плавучесть, уже не всходил на волну. …выявилось очень интересное обстоятельство: наша водоотливная система, приспособлена для борьбы с водой, поступающей в корабль только снизу, а отнюдь не сверху." (конец цитирования).
"Парижская коммуна" поворачивает обратно в Брест, но плохо слушается руля и поворот удаётся только с третьей попытки… Самойлов пишет (цитирую): "при повороте лагом к волне корабль накренило свыше чем на 40 градусов, и некоторое время корабль лежал на борту и не мог выпрямиться. …среди молодых командиров встречались такие, которые ежеминутно готовились к смерти… также оказались сачки из краснофлотцев, группой в 30-40 человек, которые жили в сетках на верхней палубе, где и питались… боялись – перевернётся корабль…" (конец цитирования). Хотя тут же заявляет, что у подавляющего большинства краснофлотцев был "отличный настрой" и с ними "можно идти куда угодно, нужно только руководство со стороны начсостава". Но, скорее всего, "отличный настрой" команды не более чем привычная дежурная фразеология, ибо как расценивать сделанное ранее тем же Самойловым признание, что для сброса за борт сорванных с креплений и носящихся по палубе шлюпок пришлось, теряя драгоценное время, набирать добровольцев. А смертельно опасный поворот корабля на обратный курс лишний раз говорит об ощущении безвыходности…
10 декабря 1929 года в 17.00 по местному времени "Парижская коммуна", осев носом до осадки 10,34 метров, входит на внешний рейд Бреста.
Жители города с беззлобной иронией подтрунивали над русскими военморами. Местную прессу в особенности развлекали рассказы представителей советского начальствующего состава при встречах с портовым начальством Бреста о якобы пережитом ими невиданно свирепом шторме со скоростью ветра до 50-55 метров в секунду и прочими ужасами… Французская же морская метеорологическая служба зафиксировала в эти же самые дни ветер 7-8 баллов и волнение моря 6 баллов. Вполне стандартная и далеко не самая плохая погода для этих мест в это время…
Смелое утверждение. Чтобы разобраться с ним следует обратиться к единственно верному и незаинтересованному источнику – западной прессе.
Как мы видим эта «вполне стандартная и далеко не самая плохая погода для этих мест в это время» оказалась на поверку ураганом, занесенным в список самых свирепых штормов опустошавших побережье Англии и Ирландии. Видимо, с подачи начальника отряда Л.М.Галлера, западные пропагандистские издания приняли на веру утверждения большевиков о встретившемся им небывалом шторме, даже не потрудившись навести справки на английских метеостанциях.
Более того, одна из газет того времени безответственно пишет о том, что скорость ветра достигала 100 морских миль в час! Напомню, что по шкале Бофорта 12-бальным считается шторм вызванный ветром скорость которого достигает 64 узлов, здесь же всего лишь 100 узлов, что конечно явный перебор.
Шторм, правда, вырывает деревья и сносит здания, а число погибших (на берегу!) достигло к этому времени 33 человек, но это сущая ерунда.
Впрочем, пишет газета и о поврежденных, погибших и выброшенных на берег судах, о трех моряках смытых за борт с английского эсминца – все это явно вызвано высочайшим профессионализмом западных судоводителей, не идущих по своим достоинствам, ни в какое сравнение с неумелыми советскими моряками.
Впрочем советские историки тоже небезгрешны, утверждения о 50, а то и 60 иностранных судах погибших во время этого шторма оборачивается «всего лишь» 35 единицами.
1 декабря.
1. «Catherine B» (United Kingdom): Шхуна была брошена в Атлантическом океане (47°47′N 51°22′W). Ее экипаж был спасен.
5 декабря.
2. «Fairland» (United Kingdom): Грузовое судно было выброшено на берег Ирландии. Его экипаж был спасен.
3. «Francis Duncan» (United Kingdom): Грузовое судно затонуло в Атлантическом океане возле Края Земли, Корнуэлл, погибли 16 членов экипажа из 21. Остальные были спасены судном «Alice Marie» (United Kingdom).
6 декабря.
4. «Merwede» (Netherlands): Каботажное судно было выброшено на берег в 2 милях (3.7 км) к западу от Нью-Хэвен, Восточный Суссекс. Все десять членов экипажа были спасены береговой охраной. Судно было снято с мели 20 декабря.
7 декабря.
5. «Casmona» (Italy): Грузовое судно затонуло в Английском канале (49°35′N 3°14′W). Его экипаж был спасен судами«Arlanza» (United Kingdom) и «Hansi» (Norway).
6. «Chieri» (Italy): Грузовое судно затонуло в Бискайском заливе в 80 милях (150 км) от побережья Франции (приблизительно 47°N 6°W). Погибли 35 из 41 члена экипажа. Остальные были спасены the траулером «Gascoyne» (France).
7. «Don» (Norway): Грузовое судно выброшено на берег возле Aberavon, Glamorgan. Оно снят с мели 17 декабря.
8. «Helene» (Denmark): Грузовое судно было покинут спасателями в Бискайском заливе, после неудачной попытки буксировки. Оно было выброшен на французский берег и уничтожено волнами, весь его экипаж погиб.
9. «John Charlton» (United Kingdom): Грузовое судно, выброшено на английское побережье.
10. «Mogens Koch» (Denmark): Четырехмачтовая шхуна, выброшена на берег у Cuckmere, Восточный Суссекс. Ее экипаж был спасен.
11. «Ornais II» (France): Угольщик был выброшен на берег у Perranuthnoe, Корнуэлл, и разбит волнами. Весь экипаж выжил.
12. «Radyr» (United Kingdom): Торговое судно затонуло в Бристольском канале, погиб весь экипаж из 25 человек.
13. «Volumna» (United Kingdom): Торговое судно оставлено экипажем в Атлантическом океане, затонуло (51°16′N 27°43′W). Его экипаж был спасен «Manchester Regiment» (United Kingdom).
8 декабря.
14. «Kostantis Lemos» (Greece): Торговое судно село на мель возле Garding, Шлезвиг-Гольштейн, Германия.
9 декабря.
15. «Benwyvis» (United Kingdom): Торговое судно, выброшенное на мель возле Голландского побережья.
16. «Marie Llewellyn» (United Kingdom): Торговое судно затонуло в результате столкновения с «Mamilus» (United Kingdom) у побережья Корнуолла.
17. «Notre Dame de Bonne Nouvelle» (France): Парусное судно, затонуло в Бискайском заливе. Его экипаж был спасен.
10 декабря.
18. «Makalla» (United Kingdom): Четырехмачтовая шхуна, выброшенная на берег у Гетеборга, Швеция, и было разбито. Экипаж был спасен.
19. «Saint Louis» (France): Бригантина, затонувшая в Атлантическом океане (49°00′N 8°45′W). Ее экипаж был спасен «Erik Frisell» (Sweden).
13 декабря.
20. «Antonio Garcia» (Spain): Торговое судно, столкнувшееся с «Hydra» (Greece) возле Виго, Испания и затонувшее. Погибло четыре члена экипажа. Выжившие спасены «Hydra.
21. «Hawkinge» (United Kingdom): Торговое судно погибшее возле Испанского побережья. Весь экипаж был спасен.
22. HMS «Tormentor» (Royal Navy): Эсминец типа «R» затонул в Ирландском море, во время буксировки. Погибли четыре члена экипажа.
14 декабря.
23. «Cabo Espichel» (Portugal): парусное судно, перевернувшееся и затонувшее возле Portimao.
15 декабря.
24. «Cabo Oropesa» (Spain): Торговое судно, столкнувшееся с «Ciss» ( Norway) и затонувшее. Его экипаж был спасен «Ciss».
20 декабря.
25. «Onderneming» (Netherlands): Судно погибло от взрыва. Весь экипаж погиб.
21 декабря.
26. «Georg» (Norway): Торговое судно отстаивающееся на якоре возле Blyth, Нортумберленд (56°10′N 1°30′E), было оставлено экипажем.
22 декабря.
27. «Lairdselm» ( United Kingdom): Торговое судно опрокинулось и затонуло в Северном канале. Все 18 членов экипажа погибли.
24 декабря.
28. «Aslaug» (Norway): Каботажное судно село на мель возле Байоны, Испания затонуло. Все 22 члена экипажа погибли.
29. «Junior» ( Norway): Каботажное судно затонуло в Северном море в 40 милях (74 км) off Rattray Head, Великобритания. Все члены экипажа спасены траулером «Embassy» (United Kingdom).
26 декабря.
30. «Ustetind» (Norway): Торговый корабль сел на мель возле Silwick, Шетландские острова и был разбит волнами. Весь экипаж спасен.
27 декабря.
31. «O.B.S.» (France): Трехмачтовая шхуна, уничтоженная пожаром в Северном море возле плавучего маяка «Maas» (Netherlands). Ее экипаж был спасен.
28 декабря.
32. «Yorkminster» (United Kingdom): Торговое судно, выброшенное на побережье Гибралтара.
29 декабря.
33. «Abeille No.1» (France): буксир затонувший возле Гавра, буксируемый им плавучий док был разрушен штормом. Погибли три члена экипажа.
34. «Hermine» (Germany): Каботажное судно село на мель возле Margate, Кент and было брошено командой, все экипажа были спасены лоцманским катером.
31 декабря.
35. «Mercedes» (France): шхуна выброшена на берег возле Wyk auf Föhr, Шлезвиг-Гольштейн, Германия и полностью уничтожено.
Стоит отметить, что за этот месяц в во всех остальных морях Земного шара потерпели аварии шесть судов разных стран.
Отметим так же, что большинство из погибших судов потерпело крушение 7 декабря, в тот самый день, когда советские корабли вышли из Бреста, навстречу «стандартной и далеко не самой плохой погоде для этих мест в это время».
Ну и в заключение, вопрос на засыпку: а куда так торопились советские корабли, что им невтерпеж было переждать мощнейший ураган? Официально считается, что они шли в Средиземное море, чтобы совершить там практическое плавание в зимнее время, когда остальной Балтийский флот зимовал во льдах, и только полученные повреждения заставили «Парижскую коммуну» и «Профинтерн» отправиться на ремонт в Севастополь.
Но вот что пишет в своей книге «Моряками становятся в море» штурман «Профинтерна» Б. Чижевский: В разгар погрузки ревизор доставил на борт комплекты белого обмундирования для всего личного состава. Белые как молоко кителя, брюки и т.д.
Вряд ли зимнее, даже Средиземное море, место в котором остро необходима тропическая форма. Комфлота же Л. М. Галлер намекнул, что корабли пойдут туда, где очень, очень тепло.