Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

1

После нападения Германии на Польшу в Западной Европе началась «странная война»: уже 3-го сентября 1939 года Англия и Франция объявили войну Германии, но активных боевых действий между воюющими сторонами не проводилось.

   Однако, разрабатывая планы ведения войны на 1940 год, главнокомандующий вооружёнными силами Франции генерал Гамелен исходил из предположения, что Германия могла нанести удар по англо-французским войскам на севере или на юге, действуя через Бельгию или Швейцарию.

Учитывая это, французское командование предлагало ввести франко-английские войска в Бельгию и Швейцарию, включить бельгийскую и швейцарскую армии в состав союзных сил и создать прочную оборону на удаленных от французской границы рубежах.
С другой стороны, уже после капитуляции Франции вермахт разработал свой план вторжения в Швейцарию. По ряду причин сроки начала этой операции несколько раз переносились, и в конце концов вторжение так и не состоялось, хотя в устной традиции сохранилось высказывание, якобы бытовавшее среди немецких солдат:
“Мы возьмём Швейцарию, этого маленького дикобраза, по пути домой!”
Оценивая состояние сил противника в тот период, швейцарский генерал Ойген Бирхер писалсал, что немцам для того, чтобы дойти до Берна, вполне хватило бы одного танкового полка.
Армия Швейцарии имела милиционную систему комплектования: практически всё взрослое мужское население страны регулярно призывалось на краткосрочные военные сборы, а в случае войны могло быть в течение двух суток полностью отмобилизовано.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

    Такая быстрота была обусловлена как небольшими размерами страны (от 150 км до 300 км), так и правилом, по которому лёгкое стрелковое вооружение хранилось не в арсеналах, а у швейцарцев дома.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

2 сентября 1939 года в стране началось проведение мобилизации, и уже 4 сентября численность вооружённых сил была доведена до 430 000 человек.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

 В начальном периоде Второй мировой войны Швейцария обладала следующими вооружёнными силами:

 Сухопутные войска в составе 3-х армейских корпусов (в дальнейшем — 5-ти корпусов), одной отдельной дивизии и нескольких отдельных подразделений. Из этих сил три пехотные бригады имели дополнительно по одной танковой роте в составе 8 лёгких танков LTH чехословацкого производства.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Помимо этих 24 танков, на вооружении имелись 4 британских танка Light Tank Model 1934 и 2 французских FT-17.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

В годы войны в Швейцарии пытались организовать производство бронетехники собственными силами, но две созданные САУ, NK I и NK II, не вышли за стадию прототипов.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

 

 

Военно-воздушные силы. За 1938-1939 гг. на вооружение поступили такие истребители как Bf.109D (10 экземпляров), Bf.109E (30 экземпляров) и Potez 632 (в единственном экземпляре). Кроме того из Франции был получен один MS.406C.1, а с июня 1940 г. развернулось его лицензионное производство под обозначением D.3800. Эти самолёты заменили старые монопланы Dewoitine D.27, до этого составлявшие основу истребительной авиации страны.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

 

Cостав ВВС. 3 авиаполка, имеющие на вооружении закупленные в Германии истребители Bf.109D (10 экземпляров), Bf.109E (80 экземпляров), а также производившиеся в Швейцарии по лицензии французские Morane-Saulnier MS.406 (84 самолёта). Кроме того, в качестве истребителей-бомбардировщиков могли быть использованы устаревшие французские Dewoiting D-27 (88 штук) и EKW C-35 (80 штук) собственной разработки.

 

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Войска противовоздушной обороны в составе 8-ми батальонов, имевших на вооружении 20-мм и 37-мм автоматы (36 единиц)

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

 

 

и 75-мм зенитные орудия (8 единиц). В последние месяцы 1939 года это количество увеличилось до 131 автоматов и 23 зенитных орудий.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

 

В течении Второй мировой войны Швейцарская армия всячески довооружалась, в основном артиллерийским,  противотанковым и зенитным вооружением собственного производства. Так же в горах создавались большие запасы стрелкового оружия и боеприпасов для ведения партизанской войны.

Активно велось строительство УР и минирование дорог и туннелей.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

 

Учитывая опыт мобилизации времён Первой мировой войны, повлёкшей за собой определённое социальное напряжение, правительство страны приняло решение выплачивать компенсацию всем призваным военнослужащим в размере 80 % от предыдущего заработка.

 Боевые столкновения в воздухе в 1940 году. План обороны  «Танненбаум»

 Так как Швейцария по сути находилась “во враждебном окружении” (оккупировать страну могла  каждая из воюющих сторон) её воздушное пространство неоднократно нарушалось. С начала 1939 по май 1940 г. было зафиксировано 222 пролёта самолётов, из которых 22 были идентифицированы как французские самолёты и 79 как немецкие. Большей частью это были провокации, но бывали случаи потери ориентировки. Первым самолётом, совершившим подобную навигационную ошибку, стал немецкий Do 17 Z-3 из штабной эскадрильи III/KG 2, который совершил посадку в Базеле. В апреле швейцарские истребители Bf.109E из FL.Kp. 21 выпроводили одиночный Do.17 (10 апреля) и вынудили приземлится на аэродроме в Дюбендорфе бомбардировщик He 111 P (1G-HT) из 9./KG 27.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Однако 10 мая 1940 года началось вторжение вермахта во Францию, и резко возросло количество нарушений воздушной границы Швейцарии французскими и немецкими самолётами. К тому же, если до мая 1940 года швейцарские истребители не встречали сопротивления, выпровождая нарушителей со своей территории или принуждая их к посадке, то с началом активных боевых действий на земле немецкие лётчики стали вести себя более агрессивно в воздухе. В этот день звено истребителей Bf.109Е из Fl.Kp.6 сбили немецкий He.111 H (A1-DM, Staffel 4./KG 53) пытавшийся оказать им сопротивление.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Несколько позже группа швейцарских “мессеров” подбила ещё один Не.111Н, ушедший на свою территорию. Следующий бой состоялся 2 июня – на этот раз жертвой BF.109 стал Не.111Р-2 из состава 8./KG 55, не смогший дотянуть до границы и севший в Швейцарии.
Такие “уколы” немцы прощать совсем не собирались. Чтобы наказать строптивых швейцарцев на 4 июня была спланирована первая провокационная акция. Согласно плану одинокий Не.111 под прикрытием двадцати восьми Bf.110C из II/ZG 1 должны были вторгнуться в воздушное пространство Швейцарии, выманить патрульные Bf.109 и уничтожить над французской территорией. Так оно и получилось, однако швейцарские истребители отказались быть “мальчиками для битья”. Пилоты Fl.Kp.15, управлявшие Bf.109D, подбили два Bf.110C и тяжело повредили бомбардировщик.
Спустя четыре дня (8 июня) был организован налёт группы бомбардировщиков Не.111Н (KG 1) при сопровождении Bf.110C (II\ZG 76). Около 11:00 бомбардировщики вышли к франко-швейцарской границе. Над ними, на высоте 2000, 4000 и 6000 метров шли истребители. Их первой жертвой стал разведчик EKW C.35, совершавший обычный патрульный вылет. Первая же атака немецких “мессеров” оказалась удачной – разведчик был сразу сбит и упал в районе Алле, экипаж погиб. На перехват поднялись три эскадрильи истребителей (Fl.Kp. 6, 15 и 21). Разделившись на пары Bf.109D из Fl.Kp.15 атаковали тяжелые немецкие истребители и смогли повредить два из них. Затем, между 12:30 и 12:50 произошел бой в котором приняли участие самолёты из Fl.Kp.6 и Fl.Kp.21, также предпринявшие атаку на строй Bf.110C. В этот раз тоже обошлось без потерь, но истребители с обеих сторон получили повреждения. Тем временем бомбардировщики и часть истребителей прикрытия углубились на территорию Швейцарии и достигли города Белфора, где их встретил сильный огонь зенитной артиллерии. Один из Bf.110C (2N-GN) был подбит и с горящим двигателем начал уходить в сторону Франции. Видя, что провокация не имела успеха, немецкие пилоты повернули на свои аэродромы.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

После этого в беседе с журналистами Гитлер выражает личную обеспокоенность данными лётными происшествиями. Особенно расстроило фюрера то, что немецкие самолёты уничтожались техникой, построенной в Германии.

     16 июля 1940 года 10 немецких диверсантов безуспешно пытаются провести акцию на одном из швейцарских аэродромов.

    17 июля 1940 года Франция капитулирует, и в этот же день подразделения 29-й пехотной дивизии вермахта выходят на швейцарскую границу в районе Ду (Doubs). Швейцарские лётчики получают приказ не атаковать нарушителей, если они идут менее, чем по три самолёта.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

За июль воздушное пространство Швейцарии нарушалось не менее 84 раз. В четырех случаях это были французские самолёты, в 34 – немецкие и остальные не удалось идентифицировать. Семь раз по ошибке чужие самолёты сбрасывали бомбы на швейцарскую территорию. С наибольшей долей вероятности можно утверждать, что это были дальние бомбардировщики RAF, осуществлявшие ночные налёты на немецкие промышленные районы. К концу года обе стороны подвели печальные итоги. Швейцарские истребители сбили семь вражеских самолётов и ещё один был записан на счет зенитной артиллерии.

В свою очередь швейцарцы не досчитались трёх самолётов – по одному Bf.109D, Bf.109E и EKW C.35.

   Однако 19 июля Швейцария получает вторую дипломатическую ноту относительно происшедших столкновений, в которой содержится уже открытая угроза:”Правительство Рейха не намерено больше тратить слова, но будет защищать германские интересы иными способами, если подобные события произойдут в будущем.”

     После этого Главнокомандующий Вооружёнными силами Швейцарии издаёт приказ, запрещающий перехват любых самолётов над территорией Швейцарии, и в тот же день: Оперативный приказ № 10, предусматривающий развёртывание швейцарских войск для отражения возможного нападения со стороны Германии и Италии.

      С другой стороны, 26 июля 1940 года командованием сухопутных сил Германии был принят план операции «Танненбаум», согласно которому 12-я армия генерал-фельдмаршала Вильгельма Листа силами одного горнострелкового и трёх пехотных корпусов должна была осуществить захват Швейцарии в течение 2-3 дней:

В «день Икс», установленный ОКХ, 12-я армия должна перейти швейцарскую границу на широком фронте, разгромить противостоящие немецким войскам швейцарские силы, возможно быстрее овладеть столицей Берном и его индустриальным районом, центром военной промышленности в районе Золотурна, Люцерном и индустриальным Цюрихским районом, а затем захватить остальные районы сферы германских интересов.

 Против 10 швейцарских пехотных дивизий было сосредоточено 2 горнострелковые, 6 танковых и моторизованных, 8 пехотных дивизий вермахта. Причём любой из танковых полков немцев имел на своём вооружении танков минимум в три раза больше, чем вся швейцарская армия. Исходя из соотношения сил, было очевидно, что в классическом сражении швейцарцы не смогут достаточно долго противостоять вермахту в случае нападения: только что капитулировавшая Франция это подтверждала.

       В этих условиях командующим швейцарской армией генералом Анри Гизаном была предложена концепция организации обороны, получившая название «Национальный Редут», или просто Редут.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Согласно этой концепции, задачей вооружённых сил Швейцарии была не оборона границ страны, а создание ситуации, в которой оккупация Швейцарии представлялась бы противнику слишком дорогостоящим и даже не имеющим смысла предприятием.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

      С этой целью линия обороны заранее переносилась с равнин в горы, где спешно строились многочисленные фортификационные сооружения, способные противостоять пехоте и танкам противника. Горные дороги и тоннели минировались и подготавливались к взрывам. Командованию и личному составу всех частей и подразделений доводилось, что с момента начала боевых действий они должны оборонять свои участки, больше невзирая ни на какие приказы о прекращении сопротивления.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

     Таким образом, любой противник, вторгшийся в страну, в результате столкнулся бы с задачей установления контроля над обширными горными районами с полностью разрушенной инфраструктурой, где держали бы оборону многочисленные полупартизанские формирования.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

     С другой стороны, в то же время швейцарское правительство демонстрировало готовность прийти к разумному компромиссу: соглашению, дающему некоторые преимущества окружившим со всех сторон Швейцарию странам Оси, и в то же время не умаляющему суверенитет и нейтралитет Швейцарии.

    Таким образом, появились условия для соглашения между Швейцарией и Германией, которое и было заключено в августе 1940 года. По этому соглашению Швейцария предоставляла режим наибольшего благоприятствия для транзита немецких грузов (в том числе и военных) через свою территорию, обязалось продавать Германии золото и другие драгоценные металлы за рейхсмарки, и, кроме того, предоставляла Германии долгосрочный кредит в размере 150 000 000 швейцарских франков.

      Вскоре после заключения этого соглашения немецкая 12-я армия была перенаправлена для участия в операциях в Норвегии, на Балканах, а также против Советского Союза.

  Инциденты с нарушением воздушной границы Швейцарии после 1940 года.

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

 С 1943 года союзники приступили к планомерным массовым бомбардировкам целей на территории Германии, что повлекло за собой увеличение количества заходов самолётов воюющих сторон в воздушное пространство Швейцарии. Естественно, связана она была с массовыми бомбардировками Германии. Около месяца швейцарцы наблюдали за пролётами американских “летающих крепостей” В-17 и В-24, перехватить которые не представлялось возможным поскольку летали они на недосягаемых для Bf.109E высотах.

Кроме того, несколько раз самолёты ВВС США бомбили швейцарские города: 1 апреля 1944 года — Шаффхаузен на севере страны,

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

25 декабря 1944 года — Тайнген, 22 февраля 1945 года подверглись бомбардировкам сразу 13 населённых пунктов на территории Швейцарии, 4 марта 1945 года — одновременно Базель и Цюрих.
Швейцарские лётчики снова получили приказ принуждать к посадке одиночные самолёты-нарушители и атаковать групповые цели. В результате этого уже в начале марта 1944 года был сбит один американский бомбардировщик, а второй посажен на швейцарский аэродром.
В ходе начавшихся переговоров между сторонами американские представители объясняли свои бомбёжки плохими погодными условиями и навигационными ошибками пилотов. Швейцария требовала прекратить бомбардировки и компенсировать нанесённый ущерб. Правительство США принесло официальные извинения и ещё до предоставления данных об ущербе выплатило $1.000.000 в счёт возмещения ущерба. В октябре 1944 к этой сумме были добавлены ещё $3.000.000.
Американским лётчикам было запрещено бомбить цели ближе, чем за 50 миль от швейцарской границы, если они не могут быть положительно идентифицированы.
Тем не менее с увеличением масштабов бомбардировок Германии увеличивалось количество инцидентов. И если швейцарские истребители ничего не могли предпринять против формаций, превышающих 100 бомбардировщиков, они нападали на одиночные самолёты, иногда даже не имея для этого обоснований.

 

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

Так, 13 апреля 1944 года швейцарский пилот обстрелял повреждённый американский бомбардировщик, несмотря на то, что его экипаж при приближении швейцарского истребителя выпустил шасси — по международным правилам это означало «следую на указанный вами аэродром». Семь американских пилотов погибло.
С целью минимизировать риск подобных инцидентов, а также снизить напряжение в отношениях между представителями союзников и швейцарцами, в сентябре 1944 года командующему швейцарской армии генералу А. Гизану поступило предложение от Штаб-квартиры Союзного экспедиционного корпуса (SHAEF) направить в их расположение швейцарских представителей.
После этого четыре швейцарских офицера были откомандированы в союзные войска.
21 октября 1949 государственный департамент США и швейцарское правительство заключили договор о перечислении 62 176 433,06 швейцарских франков (эквивалентный $14 392 692,82), в дополнение к перечисленным ранее $4 миллионам, в качестве полной и окончательной компенсации за ущерб, нанесенный гражданам и собственности в Швейцарии всеми вооружёнными силами .
28 апреля 1944 года командир эскадрилии 5./NJG 5 Люфтваффе обер-лейтенант Вильгельм Йохнен со своим экипажем в воздушном бою сбил два английских бомбардировщика и в погоне за третьим пересёк границу Швейцарии. Однако при этом его самолёт — ночной истребитель Bf.110G-4 номер C9+EN (W.Nr.740055) — был повреждён ответным огнём и совершил посадку на авиабазе Дюбендорф (Цюрих).
Ночной истребитель был оснащён секретным радиолокатором «Лихтенштейн SN-2» и пушечной установкой «неправильная музыка»( Schrage Musik) на борту. Кроме того, в самолёте находилась папка с секретными документами.
Немцы потребовали вернуть им самолёт, но получили вежливый отказ.
Чтобы воспрепятствовать возможному доступу союзников к секретной аппаратуре на борту самолёта немецким командованием было решено совершить диверсионный рейд на швейцарский аэродром, чтобы уничтожить истребитель и показать Швейцарии, что с Германией пререкаться все-таки не стоит. Планированием операции занимался не безызвестный Отто Скорцени, уже успевший тличиться в нескольких подобных операциях. Узнав о готовящейся операции, начальник внешней разведки бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг решил срочно вмешаться, чтобы избежать непредсказуемых последствий этого нападения. Обе стороны сели за стол переговоров.Воспользовавшись хорошими личными контактами с руководителем швейцарской разведки бригадиром Массеном, Шелленберг добился взаимовыгодной сделки: Германия согласилась продать Швейцарии 12 истребителей Bf.109G-6 за 500 тысяч золотых швейцарских франков, а швейцарская сторона в присутствии немецких представителей должна была уничтожить самолет и его оборудование.

 

Щвейцария во Второй мировой. 1939-1945.

18 мая 1944 года «Мессершмитт» Йохнена был сожжён. На следующий день в Швейцарию прибыли обещанные 12 истребителей. Однако немцы продали истребители с изношенными двигателями, и в результате в 1951 году Швейцария выиграла судебное дело против фирм «Даймлер» и «Мессершмитт», после чего эти фирмы выплатили денежную компенсацию.
Имеются сведения как минимум ещё о двух оснащённых локаторами Bf.110, интернированных на территории Швейцарии.
К 1945 г. состав ВВС пополнился также истребителями С.3801\ С.3802 и штурмовиками С.3603, которые находились на вооружении пока в середине 1950-х гг. их полностью не сменили реактивные самолёты. Больше в боях швейцарские истребители не участвовали, так как к этому времени фронт отодвинулся далеко на восток.
Несмотря на имеющуюся напряжённость в отношениях, Швейцария очевидно была полезнее Германии в качестве партнёра, чем в качестве врага.
Из четырех альпийских горных проходов, являющимися наиболее короткими путями между Германией и Италией, три (Сен-Готард, Лёчберг и Симплон) находились на территории Швейцарии и лишь один (Бреннер) — на территории присоединённой к Германии Австрии. Разрушение швейцарцами этих транспортных путей сделало бы сообщение между главными членами «Оси» более дорогим и уязвимым.
Кроме того, бойкотирование нацистов большинством развитых стран мира сказывалось на экономике Германии: в частности, возникла сложность в конвертировании рейхсмарки, как мировой валюты.
Таким образом, появились условия для соглашения между Швейцарией и Германией, которое и было заключено в августе 1940 года. По этому соглашению Швейцария предоставляла режим наибольшего благоприятствия для транзита немецких грузов (в том числе и военных) через свою территорию, обязалось продавать Германии золото и другие драгоценные металлы за рейхсмарки, и, кроме того, предоставляла Германии долгосрочный кредит в размере 150 000 000 швейцарских франков.
Вскоре после заключения этого соглашения немецкая 12-я армия была перенаправлена для участия в операциях в Норвегии, на Балканах, а также против Советского Союза.
Экономика Швейцарии во время войны
Промышленность Швейцарии традиционно зависела от экспорта продукции машиностроения, часов, химической продукции и фармацевтики. В то же время высокая плотность населения, жесткие условия для ведения сельского хозяйства (особенно в альпийском регионе) влекли за собой дефицит сырья, продовольствия и являлись причиной отрицательного торгового баланса. Впрочем, предпринятые в ходе первой трети XX-го века усилия по развитию туризма, предоставлению транспортных услуг и финансовых услуг (банковское дело и страхование) постепенно увеличивали их долю в ВВП.
Однако во время Второй мировой войны импорт снизился с 30 % национального продукта (средний показатель в конце 1920-х годов) до 9 %, экспорт с 25 % до 9 %. Доходы от туризма практически прекратились.
Ввиду наметившейся нехватки продовольствия из-за снижения импорта швейцарский парламент уже в апреле 1939 года одобрил резолюцию по увеличению сельскохозяйственного производства. Посевные площади до конца войны увеличились почти в три раза, и тем не менее 20 % продовольствия и почти все сырье приходилось ввозить из-за границы.
Одним из самых важных торговых партнеров Швейцарии перед началом войны была Германия. В период с 1939 по 1944 год экспорт товаров в Германию значительно превысил показатели экспорта в союзные страны — в частности в США.
С 1939 по 1942 год 45 % всех экспортируемых товаров было вывезено в Италию и Германию. Основную часть поставок составляли стратегическое сырье, инструменты и орудия производства, техническое оборудование и продукты химической промышленности. Швейцария не только экспортировала товары в Германию, она также импортировала оттуда уголь, нефть, сырье, продукты питания.
По железным дорогам Швейцарии перевозились немецкие и итальянские военные грузы.
В условиях начавшегося разгрома стран Оси поставки в Германию снижались, а в 1944 году был запрещен транзит немецких и итальянских военных грузов.
В 1940 году на территории Швейцарии были организованы первые лагеря для интернированных французских солдат, а также поляков из числа подразделений, сражавшихся в рядах французской армии. В дальнейшем лагеря пополнялись в основном за счёт бежавших из германских концлагерей пленных солдат антигитлеровской коалиции и итальянцев, не пожелавших после падения режима Муссолини сотрудничать с нацистами. Кроме того, там же находилось некоторое количество английских и американских лётчиков, чьи самолёты были подбиты над Германией и смогли дотянуть до швейцарской территории.
Первая крупная группа советских беглецов оказалась в Швейцарии летом 1944 года. В начале 1945 года сюда удалось бежать почти 8 тысячам советских военнопленных. А всего на момент капитуляции Германии в лагерях для интернированных находилось 103 689 человек, из которых примерно 11 000 бойцов Красной Армии. При этом наряду с советскими военнопленными в швейцарских лагерях содержалось и небольшое число бежавших с поля боя солдат коллаборационистской Российской освободительной армии генерала Власова.
В конце войны на территории Швейцарии интернировались уже военнослужащие другой стороны — вермахта.
Характерно, что и к советским военнопленным, и к власовцам швейцарцы относились гораздо хуже, чем к интернированным итальянцам или англичанам. Более того, в отличие от интернированных союзников, советские военнопленные покинули швейцарские лагеря одними из последних.
В то же время по отношению к гражданским беженцам политика страны была более жёсткой.
Считается, что швейцарские иммиграционные власти отказали в пересечении границы от 20000 до 25000 еврейских беженцев из Германии, а некоторые гражданские лица, контрабандно переводившие беженцев на территорию страны, были подвергнуты судебному преследованию (реабилитированы только после 1990 года).
8 марта 1995 года правительство Швейцарии официально извинилось[22] за практику непредоставления статуса беженцев лицам из Германии, имевшим в своих паспортах штамп «J», о чём в 1938 году было заключено специальное соглашение с нацистами.
Деятельность иностранных разведок на территории Швейцарии
Находящаяся в центре Европы Швейцария, являясь нейтральной страной, была удобным местом для организации там легальных и нелегальных резидентур. Например, военная разведка РККА имела в стране целых три независимые сети (с одной из которых сотрудничал Шандор Радо). Резидентуры Разведупра РККА, работавшие в Швейцарии, проходили в гестапо по делу «Красная капелла» и рассматривались германской контрразведкой как часть единой советской разведывательной сети в Западной Европе.
В Берне вёл разведывательную деятельность сотрудник Управления стратегических служб (разведывательный орган США) Аллен Даллес.
Несмотря на нейтралитет Швейцарии, в ходе Второй мировой войны её правительство регулярно испытывало на себе давление как со стороны держав Оси, так и со стороны союзников. Каждая из заинтересованных сторон стремились использовать положение страны в своих интересах и в то же время противодействовать интересам противника. Причём изменение ситуации на фронтах соответственно влияло и на интенсивность внешнеполитических влияний.
Например, именно под давлением союзников Швейцария в 1944 году запретила транзит немецких и итальянских грузов через свою территорию.
После победы Красной Армии и союзных войск над Германией ситуация в Швейцарии во время войны и её политика того периода стали предметом критического отношения со стороны победителей.
Суть претензий сводилась к тому, что политика Швейцарии по сути способствовала продолжению войны, и что предоставляемые Швейцарией услуги, экспорт и кредиты нацистской Германии в значительной степени не могут быть обоснованы.
Швейцарии ставили в вину:
-Транзит немецких и итальянских военных грузов
-Подозрение в транзите через свою территорию поездов с военнопленными и лицами, принудительно угнанными на работы
— Продажу Германии золота в обмен на рейхсмарки
-Долевое участие швейцарских компаний в немецких предприятиях, на которых использовался труд военнопленных
-Жёсткую политику по отношению к беженцам
 
Со временем к этим претензиям добавились новые, напрямую связанные с принципом банковской тайны:
 
    Хранение нацистских активов в банках страны
По некоторым оценкам, на конец XX века на счетах в швейцарских банках находилось около $4 млрд. из числа средств, размещённых там Германией во время войны.
Хранение активов лиц, погибших во время войны, и невозвращение их потомкам (так называемое «Еврейское золото»)
В августе 1998 банковская группа Швейцария согласилась выплатить $1,25 млрд в качестве компенсации жертвам геноцида и их наследникам.
Вместе с тем в конце XX — начале XXI века и в самой Швейцарии наметилось переосмысление политики страны во время Второй мировой войны, о чём свидетельствует выпуск факультативного учебника по истории под названием «Оглянуться назад и задать вопросы» (Hinschauen Und Nachfragen).

 

 

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account