В продолжение дискуссии, возникшей в теме коллеги Ansar02 попытаемся все же ответить на вопросы – нужен ли был старый, двенадцатидюймовый линкор Северному Флоту СССР во Второй Мировой войне и если да, то зачем?
Для начала рассмотрим противостоящие нашему СФ силы. Интуиция фюрера узрела в районе Норвегии некое «Поле судьбы» что привело к беспримерному сосредоточению германских военно-морских сил в северных фьордах. «Тирпиц», «Шарнхорст», оба карманных линкора, «Адмирал Хиппер» крупные силы эсминцев…
Вести какие-то серьезные наступательные операции против такой мощи могли бы разве что пара «Советских Союзов» под прикрытием пары-тройки тяжелых авианосцев и подобающего эскорта. Отправлять в зубы немецкой эскадре (да еще и поддерживаемой люфтваффе с многочисленных аэродромов Тромсё, Банака и проч) одиночный тяжелый корабль означает тут же потерять его. Значит, о каких-то активных действиях во вражеских водах речи нет. Остается оборонительная стратегия.А что, собственно, нуждалось в обороне на Севере? Британские конвои – это понятно, но тут одиночный корабль особой помощи не окажет. Без помощи англичан он с тяжелой эскадрой немцев все равно не сладит, а если англичане неподалеку – так они с немцами и сами разберутся. Если захотят, конечно, а не как с PQ-17 вышло. Но и в случае с PQ-17 – представить не могу, чем бы нам помог одиночный тяж после рассредоточения конвоя. Отправить его транспорты поштучно собирать под немецкие ПЛ и авиацию? Так с этим эсминцы, которые ему пришлось бы в эскорт выделять, справятся не в пример быстрее и лучше, если их одних отправить. В общем, для проводки британских конвоев «большой хороший парень» тоже не слишком-то и нужен (разве что «СуперЯмато» какой, что мог бы с шансами на успех дать бой всей германской эскадре).
Но вот недавно мне попалась на глаза крайне поразившая меня статистика. Нет, ну я знал, конечно, что на севере было проведено немало наших, внутренних конвоев, но чтобы столько…
Регулярные внутренние конвои на севере
Кодовые обозначение регулярных внутренних конвоев: АБ (Арктика – Белое море); БК (Белое море – Кольский залив); БИ (Белое море – Йоканьга); ИК (Йоканьга – Кольский залив); БД (Белое море – Диксон); БН (Белое море – Новая Земля); ДВ (Диксон – Дальний восток); ББ (Белое море – Баренцево море).
Выходит, наш северный флот жил по принципу: «Ни дня без конвоя». Каждый день какой-то конвой (а то и не один) конвоировали БО, тральщики, эсминцы…Полтора миллиона тонн перевезенных грузов за всю войну – это, конечно, не атлантические конвои, но все же, но все же….
Основные грузопотоки ходили вдоль побережья, примерно вот так
И посмотрев на карту внимательнее…
…понимаем, что практически все эти перевозки были совершенно беззащитными перед рейдами тяжелых кораблей.
И действительно – практически в любой момент тяжелые рейдеры Германии могли пройти на восток, прижимаясь к границам паковых льдов, подойти к Новой Земле и, пошуровав как следует самолетом-разведчиком нанести удар где-нибудь в Баренцевом море в районе Карских ворот. Или же вообще пройти в Карское море и «грабить корованы» уже там – до пролива Вилькицкого и далее.
Противопоставить такой немецкой тактике Северному Флоту было бы нечего.
Несколько советских эсминцев ничего бы не смогли сделать тяжелому рейдеру. Подводных лодок было слишком мало для того, чтобы перекрыть путь немецким кораблям в Баренцево море, да и, прямо скажем, шансов у подводной лодки на успешную атаку боевого корабля немного – слишком многое решает случай, который должен, по сути, подставить вражеский корабль под торпеды подводной лодки. Авиация? Увы, с авиацией у Северного Флота СССР было тоже не все в порядке. Когда началась война, в составе СФ имелось 116 самолетов, но ни торпедоносца среди них не было, а всю бомбардировочную авиацию представляли 11 СБ-2.
Разумеется, в ходе боевых действий морская авиация флота постоянно пополнялась, к середине лета 1943 г., ВВС Северного флота имели в своем составе более 600 самолетов, в том числе более 90 штурмовиков, более 30 бомбардировщиков, и около 70 торпедоносцев. На вооружении ударной авиации были самолеты МБР-2, СБ, ГСТ, Че-2, Пе-2, Пе-3, Ил-2, Ил-4, а так же "Хемпден" и "Бостон" http://sk16.ru/vvssf.shtml Это уже была какая-то сила – но практически вся эта сила была сконцентрирована на Кольском полуострове.
Но дело в том, что расстояние между нашим побережьем и массой непроходимых льдов в том же июле вполне могло превышать 500 км – это и было той «щелью» куда должна была проскочить немецкая «мышка». И наша авиация никак не могла хоть сколько-нибудь надежно патрулировать границу Баренцева и Норвежского морей от Нордкапа до Шпицбергена. Наилучшей иллюстрацией возможностей авиации по поиску кораблей в том районе являются поиски транспортов рассеявшегося конвоя PQ-17 как нашей, так и немецкой авиацией.
По моему мнению авиация СФ никак не могла бы предотвратить проход немецких тяжелых кораблей в Баренцево море. А там, выйдя к Новой Земле они становились хозяевами положения. Дело в том, что от Кольского полуострова и Архангельска в сторону Карских ворот оборудованных аэродромов подскока с запасами бомб и торпед попросту не было. Но даже если бы такие аэродромы и были, конструкция «атакованный конвой шлет в эфир радиограмму и с Кольского полуострова немедленно взмывают в воздух торпедоносцы, дозаправляются в Диксоне и обрушиваются на головы фашистских пиратов, устраивая тем персональный Перл-Харбор» выглядит откровенно фантастической.
Операция «Вундерланд» в этом отношении стала вполне показательной – «Шеер», пройдя севернее Новой Земли вошел в Карское море и делал там то, что хотел — помешать ему не смогли. И это несмотря на то, что (в теории) карманный линкор лез в западню, ведь обратно из Карского моря вело только 2 узких выхода. Севернее Новой Земли между ней и кромкой паковых льдов существовало эдакое бутылочное горлышко, через который «Шеер» и прошел в Карское море,
ну и южнее — пролив «Карские ворота» аж пятидесятикилометровой ширины. Будь у Северного флота достаточно сил и решимости, «Шеер» остался бы в Карском море навсегда. В общем, немцы имели все возможности для того, чтобы своими тяжелыми крейсерами и карманными линкорами как следует пустить кровь советским караванам. Ни «Тирпиц» ни «Шарнхорст» они бы туда, конечно, не отправили бы ни в каком случае – во первых, каждый выход этих гигантов ел уйму дефицитного топлива, в то время как потенциальная «дичь» вряд ли оправдала такие затраты. Да и некоторый риск нарваться на шальную торпеду вдали от собственного побережья все равно сохранялся. Необходимости в присутствии капиталшипов в восточной части Баренцева и Карском морях не было никакой – громить советские суда могли бы и крейсера, противостоять им советский флот не мог.
Но вот если бы в составе Северного Флота СССР был бы кто-то такой
или вот такой
или вообще вот такой
Тогда никакие рейды по северным морям стали бы для немецких крейсеров невозможны. Сунется, допустим, тот же «Шеер» в Карское море – а обратно как? «Карские ворота» в связи с их узостью подводными лодками и авиацией запереть легко, а к северу от Новой Земли пусть не сильно быстроходный, зато вполне капитальный линкор трубой попыхивает… И что делать? Мимо дюжины двенадцатидюймовок прорываться? Себе дороже выйдет. По Севморпути к японцам уходить? :))
Как это ни странно прозвучит – но наше побережье и конвои за эффективным радиусом действия торпедоносной авиации с Кольского полуострова были совершенно беззащитны. А вот наличие сколь угодно старого дредноута в Мурманске делало для немцев рейды тяжелыми кораблями слишком опасными, чтобы на них можно было решиться… Или гнать в рейд «Тирпиц».
Впрочем, немцы и так не решились отправить свои крупные корабли в рейды по нашим коммуникациям. Но кто мог знать, что они окажутся такими робкими? Я почти уверен – если бы в Мурманске стояла та же «Парижская Коммуна» — никакого подвига «Сибирякова» не понадобилось бы…
…А мы бы сейчас, конечно, ломали копья, доказывая друг другу каким недальновидным было наше руководство, засунув линкор на Северный флот, и сколько пользы он мог бы принести на Черном море…