Сергей Махов. Сухая гниль
Интересная статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
Эта тема меня интересовала очень долгое время. Впервые я с ней столкнулся при написании «Нулевой войны». Тогда же, как помнят мои постоянные читатели, я выкладывал данные британского Лесного Департамента, где британские специалисты очень плохо отзывались об американской древесине, считая, что она подвержена как раз этой самой «сухой гнили» (dry rot).
Второй раз я столкнулся с сухой гнилью в теме про Петра. Как я уже писал, до Северной войны британцы экспортировали дерево из Норвегии, Польши, Прибалтики, Германии и Швеции, при этом сами английские купцы чаще всего лесом не занимались – слишком маленькая прибыль, колебавшаяся от 7 до 10% с судна, водоизмещением 350 тонн и выше. То есть в Англию лес привозили как раз норвежские, датские, немецкие и шведские купцы (поляки свой лес чаще всего продавали либо англичанам, либо посредникам, их торговый флот был микроскопическим). Но в 1704 году у побережья Англии и Шотландии во всю развернулись французские корсары, которым к 1707-му фактически удалось организовать блокаду восточного побережья Острова. Причем Парламент, несмотря на стоны Адмиралтейства, выделять силы для восточного побережья не спешил – чисто английская прагматичность – грабят-то не английских купцов, а чужих! И эта прагматичность привела к тому, что в новом, 1708 году у Англии на складах фактически оказалось не более 3320 лоадов леса (вместо требуемых 8000-11000 лоадов). Попробовали вывозить лес из своих колоний в Северной Америке, но Адмиралтейство забраковало американский лес, который оказался подвержен «сухой гнили» (dry-rot). Причем это касалось и американского дуба, и американской сосны, что было видно по желто-красным проплешинам на коре, почти весь лес был заражен грибками, питающимися сочными древесными каналами. В результате при сушке леса количество влаги в дереве уменьшалось, а грибки, чтобы это влагу не упустить, размножались в геометрической прогрессии, выжирая дерево изнутри. Оставалась только красивая внешняя обертка, пни по такому бревну – и оно просто рассыпается в труху.
И тут в голове появился когнитивный диссонанс. Британцы упорно браковали древесину из Северной Америки, а Хамфрис построил одни из самых долгоиграющих кораблей. При этом до Хамфриса (да и после тоже, если вести речь про американские линкоры) корабли в США не удавались. И тут возникло 2 вопроса —
1) а почему именно с американской древесиной были такие проблемы?
2) Что произошло между 1708 и 1796 годами?
На первый вопрос ответ нашелся довольно легко — один из грибков — возбудителей «сухой гнили» распространен именно на восточном побережье США. Называется он Meruliporia incrassata, и вызывает на стволах деревьев легко заметные желто-бурые проплешины, которые британские специалисты легко и безошибочно замечали, и сразу браковали данные деревья. Даже сейчас, в начале XXI века, почти 10% американской древесины поражены сухой гнилью, причем это касается как Восточного побережья и Пенсильвании, так и лесов Калифорнии.
А вот со вторым вопросом пришлось повозиться. Но вроде ответ на него тоже нашелся.
В 1793 году британская компания красок (British color company) №32 в Вальбоке изобрела специальную краску-морилку на основе фотогена (угольного масла), получаемого при сухой перегонке бурого угля. Так вот эта краска, проникая в дерево на несколько миллиметров внутрь, перекрывает доступ воздуха к сердцевине дерева, сохраняя там приемлемую влажность, и тем самым не провоцируя колонии грибков на прогрессирующее размножение. То есть речь идет не об избавлении от сухой гнили, а замораживании процесса распада. Именно это новшество и применил Хамфрис, не высушив лес досуха, и покрыв защитной морилкой, по сути сильно замедлившей процесс сушки.
Британцы, не зная об этом нововведении, ввели в 1815 году захваченный американский «Президент» в сухой док, дерево начало сохнуть, грибки размножаться со страшной силой, выедая сердцевину, и в результате корабль в буквальном смысле слова сгнил прямо в доке.
Что касается самих англичан — они использовать новую краску начали в 1810 году, как раз когда в результате Континентальной Блокады у них сильно возросли поставки леса из Канады, пораженного тем же грибком. Но на обязательную обработку корабельный лес начал ставиться с 1815 года, после исследований по вопросу начальника Лесного Департамента Томаса Уэйда.
источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/suhaia-gnil-623c4231ea7fcb4d4719fc65?&