Сергей Махов. Промышленный шпионаж по-испански

15
Сергей Махов. Промышленный шпионаж по-испански

Сергей Махов. Промышленный шпионаж по-испански

Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.

В 1740-е испанский флот проявил себя неожиданно хорошо, но глупость и трусость адмиралов списали на неудачные конструкции кораблей.

Те, кто читал «Флот Людовика XV» помнят, какое впечатление на англичан произвел гребаный «Бисмарк» непотопляемый «Глориосо»

Этот корабль в 1748 году сумел последовательно отбиться от 8 британских кораблей, один предположительно потопил и лишь 90-пушечный «Рассел» смог принудить его к капитуляции.

Сергей Махов. Промышленный шпионаж по-испански

И вот, по заключении Аахенского мира маркиз де Энсенада отправил в англию корабельных дел мастера Хорхе Хуана, которому выдали паспорт на имя бельгийского джентльмена Джозеса. Менее чем за неделю мсье Джозес устроил в Англии такой кимпиш — аж закачаешься. Он умудрился посетить все верфи, в качестве иностранного специалиста в свите Джорджа Энсона и герцога Бэдфорда получил доступ к чертежам кораблей, попутно создал шпионскую сеть на Ширнесской и Чатемской верфях, устроил такой обмен шифрограммами с испанским посольством, что не на шутку всполошилась британская Королевская Секретная Служба. Не понимая, что идет за переписка, но подозревая, что кто-то упорно копает флотские секреты, Royal Secret Service устроила облаву по местам адресатов, и… арестовала самого герцога Бедфорда, на минуточку — Первого Лорда Адмиралтейства. Пока секретная служба и Адмиралтейство быковали между собой («-Вы че,пацаны, в натуре? Вы кто такие?» «-Да сами кто такие? Мы тут на государя-анператора пашем!»), Хорхе Хуан в начале 1750-го умудрился завербовать и нанять на испанскую службу 54 (прописью — ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!) корабельных мастера (4 из них — главные конструкторы, naval constructors), и на арендованном испанском корабле «Санта-Анна» вывезти их в Испанию.

По возвращении Хорхе Хуан предоставил детальный отчет в госсекретарю по флоту. Там он особо отметил, что проекты английских кораблей гораздо хуже, нежели испанских, англичане нерационально используют древесину, такелаж и рангоут у них гораздо хуже, чем у испанцев, неправильно распределяют грузы и веса. Но англичане во всю используют принципы взаимозаменяемости и конвейерной сборки, хорошо поставлена система герметизации днища, начали первые опыты с обшивкой днища медью, что позволяет избежать быстрого обрастания.

В 1750-м году Хуан выдал на гора проект испанского 74-пушечника, который был дальнейшим развитием 70-пушечного «Глориосо». 74-пушечный «Африка», построенный по «улучшенной» британской системе, был спущен на воду. Длина 53,93м, ширина 14,82м , глубина интрюма 7,4 м, водоизмещение 1606 тонеладос (1477 тонн). Вооружение — 28×24-фунт. орудий, 30×18-фунт. орудий, 8×8-фунт. пушек. Вес бортового залпа 638 фунтов.

Для сравнения — 70-пушечный «Честер» (1753 год). Длина — 48,83м, ширина 13,6 м, глубина интрюма 5,9м, водоизмещение 1409 тонн. При этом вооружение на 1753 год — 26×24-фунт, 28×18-фунт., 12×9фунт. орудий. Вес бортового залпа 618 фунтов. При этом — во время большого волнения «Честер» не мог пользоваться орудиями нижнего дека, тогда как испанский «Африка» вполне!

Кончилось все тем, что теперь уже английские кораблестроители поехали в Кадис — учиться у Хорхе Хуана! Но англичане не забыли художеств «мсье Джозеса» — благодаря интригам английского посла Бенджамина Кина и нарочито снисходительным отчетам британских гостей (настоящие отчеты шли тайно, через Кина, прямо в Адмиралтейство) была инициирована кампания против Энсенады и Хуана. В результате летом 1754 года Энсенада был вынужден уйти в отставку, а сменивший его Джулиан де Арриага, ставший секретарем по флоту, продвигал во многом устаревшую французскую кораблестроительную систему Готье.

Сергей Махов. Промышленный шпионаж по-испански

Что же касается английских конструкторов — они верой и правдой работали на славу флота Испании, и известнейшим из них стал Эдвард (Эдуардо) Брайнт (Edward Braynt), разработавший и построивший за свою карьеру для Испании более 30 кораблей. Так же известные британские (а вернее — ирландские) кораблестроители, строившие корабли Испании до 1780-х годов, вывезенные Хуаном — Мэттью Муллан (Matthew Mullan) и Ричард (Рикардо) Рут (Richard Rooth).

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5abc934c9e29a229f18dbd4a/promyshlennyi-shpionaj-po-ispanski-614b073348363577147347e1

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account