Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
Про обшивку медью в Англии мы говорили. Но не менее интересно этот процесс параллельно проходил и открывался во Франции.
Итак, первые опыты по обшивки кораблей медью во французском флоте — 1778 год. Именно тогда французский фрегат Iphigénie захватил около Бреста английский куттер HMS Lively, и по приходе в Брест у англичанина обнаружили новшество — медную обшивку. Не долго думая, французы решили обшить тем же способом Iphigénie, далее фрегат отправился в Америку, но… по приходу туда капитан фрегата Керсен (Kersaint) обнаружил, что обшивка частью отвалилась, а часть — повреждена. Результаты этого осмотра были отправлены во Францию, где Керсен так же высказал свои соображения — как улучшить и изменить процесс.
В октябре 1779 года обшитый медью по предыдущему методу фрегат Surveillante вернулся в порт после ожесточенного боя с английским фрегатом HMS Quebec, и там капитан так же жаловался не несовершенство обшивки. И тогда следующий фрегат, Néréide, в том же 1779 году, в декабре месяце, решили «обшить» по новой методе, разработанной с участием великих французских химиков.
В общем, что сделали. Я перевожу, поэтому если что, химики меня поправят. Медь превратили в медную пудру, которую смешали с… разогретой смолой (гуммиарабик) в пропорции 0.8 к 1, и просто обмазали составом днище. Бинго!
По возвращении из Испании фрегат Néréide осмотрели, и оказалось, что обшитая таким образом часть корпуса выдержала переход в разы лучше, чем просто обшивание медными пластинами.
Однако радоваться было рано, ибо обшитые подобным методом следующие корабли выдерживали переходы не особо. Проблема была как раз во взаимодействии меди из состава лака с железными болтами и гвоздями. Поэтому было придумано следующее решение — между корпусом и «обшивкой» наносился слой смеси на основе гудрона из животного жира, а вот потом на эту высохшую смесь наносился медный лак.
Казалось, решение найдено?
Нет, как бы не так. Оказалось, что покрытие из животного гудрона так же имеет свойство окисляться, и со временем вся эта защита просто исчезает.
Именно поэтому в 1785 году решили вернуться к обшивке медными листами, но крепить их к корпусу стали бронзовыми гвоздями и шпонками.
Ах да, знаете кто решил воспользоваться французским опытом?)
Думаю, сильно удивитесь.
Правитель Майсура Типу Сахиб очень интересовался флотом, и когда увидел у французов медную обшивку — то приказал все строящиеся корабли в 1780-х так же обшить медью по французской технологии. И это логично, ибо меди в Индии было до хрена, более того — англичане во время войны за Независимость по сути обшили весь свой флот именно индийской медью, которую они оттуда экспортировали.
Ну и на сладкое.
В 1823 году Хемфри Дэйви решил провести опыты, чтобы понять, как короззируют разные металлы в морской воде. Для этого он погрузил листы из разных металлов в морскую воду и оставил их там на 4 месяца. В эксперименте также использовались два портовых корабля, один с дополнительной цинковой полосой на подводной части, а другой — с железной полосой.
Далее был произведен осмотр. Дэйви заметил, что листы из железа и цинка были покрыты карбонатом (солями), которые позволяли всяким ракушкам и водорослям прикрепляться к покрытию. Незащищенная медь превратилась из красной в зеленую — то есть коррозировала. А вот медные листы медные листы, прикрепленные к чугунным или цинковым подложкам, оставались чистыми.
При смешивании других металлов с медью в пропорциях от 1:40 до 1:150 не было видимых признаков коррозии, а потеря веса была минимальной. При изменении на 1:200 и 1:400 наблюдалась значительная коррозия и потеря веса из-за коррозии медных пластин.
В результате Дэйви предлагал смешивать медь в пропорции 1: 100 с чугуном, он считал это самым дешевым вариантом.
Только была проблема. Как пишет Фрэнк А. Дж. Л. Джеймс:
«[Поскольку] ядовитые соли из [разъедающей] меди больше не попадали в воду, не было ничего, что могло бы убить ракушек и им подобных поблизости от корабля. Это означало, что ракушки [и им подобные ] теперь могли прикрепляться ко дну корабля, тем самым серьезно препятствуя его управлению, к большому гневу капитанов, которые написали в Адмиралтейство, чтобы пожаловаться на защитников Дэви».
Собственно пост-фактум это и понятно, Дейви просто создал катодно-анодную пару, и получил на поверхности обшивки соли, которыми вполне себе могли питаться те,
«кто живет на дне океана».