Статья с канала Сергея Махова (George Rooke) на яндекс-дзене.
Хотелось бы остановиться на этом славном испанском образовании, о котором у нас мало кто знает.
К 1713 году Испания задыхалась от действий пиратов и контрабандистов разных мастей, орудовавших в Карибском море. Удивительно, но до этого времени в Вест-Индии не было какого-либо значимого морского формирования, которое бы имело задачей защиту коммуникации испанских владений в центральной Америке! Стоит сказать, что защиту Наветренных островов пытались наладить и Филипп III, и Карл II, но безуспешно.
В войну за Испанское наследство дошло до того, что эти земли для испанцев защищал французский флот, а это выливалось для иберийцев в кругленькие суммы.
Ситуация изменилась после назначения первым министром Империи итальянца Джулио Альберони, одного из секретарей маршала Вандома. Альберони понравился Филиппу V, и тот предоставил итальянскому кардиналу карт-бланш — надо было навести порядок в жизни и финансах Испании. Итальянец ревностно принялся за дело — коммисионеры Альберони начали строительство нового испанского флота по образу и подобию французского, в покупке кораблей испанцы перещеголяли даже Петра I, скупая суда в Англии и Франции, Венеции и Генуе, Дании и Неаполе.
К 1717 году Армада Эспанья насчитывала до 50 кораблей и фрегатов, что сразу сделало Испанию третьей морской державой в мире. Альберони понимал, что все реформы, проводимые в кортесах, дадут прибыль гораздо позже, а деньги нужны сейчас, иначе реформы эти просто задохнутся. Источник денег для испанцев был только один — шахты Перу и Чили, а так же дефицитные колониальные товары. Но вот незадача — испанские конвои грабили все кому не лень. Убытки во время транспортировки ценных грузов колебались от 20 до 45 процентов, что было совершенно неприемлимо.
Английская Ямайка к концу XVII века были превращена в нерушимый бастион, а основным местом базирования Ямайской эскадры стал Порт-Ройал, который современники называли «самым грешным городом во всём христианском мире», так как туда с острова Тортуга переместилась «столица» морских разбойников. В 1690 году в городе Порт-Ройял было 8 тысяч жителей, из них — полторы тысячи пиратов. Пираты грабили испанские корабли, свозили добычу в Порт-Ройял, и город рос, богател и веселился. Однако 7 июня 1692 года большая часть этого «развратного Вавилона» в результате землетрясения исчезла в морской пучине. Обрадованная церковь католической Испании поспешила сообщить, что «Бог покарал нечестивый город за грехи». Поэтому 22 июня 1692 года столицей провинции Ямайка, а так же основной военно-морской базой стал Кингстон, который раньше был обычным поселком и использовался для выпаса овец.
Из Пти-Гоав, расположенного в западной части Сан-Доминго, действовали французские контрабандисты. Дело было исключительно выгодным — пираты оставляли во французской колонии до 40 процентов награбленного в благодарность за защиту и покровительство. Дошло до того, что англичане, голландцы и французы образовали стоянку своих пиратских судов в Кампече — одном из регионов Мексики! В 1714 году силы пиратов насчитывали 15 кораблей и свыше 1000 человек, почти все — англичане. Получалось, что все были в выигрыше кроме Испании. Альберони понял, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
В 1716 году была создана Армада Наветренных островов — а проще — Береговая стража Карибского моря, задачей которой была защита испанских кораблей и борьба с контрабандой. Силы, выделенные для наведения порядка и устранениия всяких Питеров Бладов, были небольшими — насчитывали они всего 5 ЛК и 4 ФР. Из них 4 ЛК и 2 ФР базировались на Гавану, и 1 ЛК и 2 ФР — на Вера-Крус.
Эскадре оказывал всемерную помощь вице-король Вест-Индии герцог де Альбукерке, а позже — Бальтазар де Сунига герцог де Арион. В 1716 году из Вера-Крус была снаряжена эскадра Алонсо Фелиппе де Андраде с задачей выбить пиратов с мексиканского побережья. Экспедиция закончилась массовым побоищем разбойников, было перебито 335 пиратов, взято 8 кораблей, разрушены их поселки, конфисковано ценностей на 1.5 миллиона песо. Единственное, что омрачало радость победы — гибель де Андраде. В благодарность за эту победу испанский король даровал семейству погибшего наследственное звание капитана драгунов всем лицам мужеского пола с ежегодной рентой в 1000 песо.
В 1719 году были произведены набеги на французских пиратов, действовавших около побережья Флориды. Французы потеряли около 35 человек и вернулись в Луизианну.
В 1726 году испанский отряд капитана Карньехо в составе трех 50-пушечных кораблей обнаружил английских пиратов на четырех 36-, 26-пушечных фрегатах. После двухчасовой погони испанцы навязали разбойникам жаркий бой, в результате три пиратских корабля были потоплены, а один -взят на абордаж. Пиратов без жалости перевешали на реях, государству была возвращена сумма в 400 тысяч песо.
Такие действия Береговой стражи очень не понравились англичанам, голландцам и французам. В английский парламент поступило без малого 200 петиций с жалобами на действия испанцев. Вигринские и ямайские купцы, привыкшие вольготно жить за счет испанцев, вдруг почувствовали, что лавочка-то захлопывается!
Более того — французы, посмотрев на успешные действия соседа, так же ввели Береговую стражу для вест-индских островов — в результате за 3 месяца было захвачено 22 английских судна по подозрению в пиратстве и контрабанде. Это сильно оздоровило экономику Мартиники и Сан-Доминго, но совсем ввело в ступор британцев и голландцев, привыкших паразитировать на проблемах в колониях.
В Вест-Индию была послана эскадра вице-адмирала Хозайера, но из-за ужасных условий базирования и эпидемии желтой лихорадки все 3 года проторчала на Ямайке, лишь изредка выходя на блокирование Порто-Белло и Картахены. К началу 1729 года испанцы полностью навели порядок в Карибском море, как бы сейчас сказали — укрепили вертикаль власти и привели экономику в нормальное русло. Но это совсем не устраивало англичан и голландцев. В Спидхеде была собрана эскадра в 30 ЛК и 6 ФР, союзники угрожали перевести ее в Вест-Индию и начать крейсерскую войну с испанской торговлей. В результате переговоров был смещен и брошен в тюрьму генерал-капитан Кубы Грегорио Гасо-и-Кальдерон Фернандес де ла Вега, который беспощадно преследовал пиратов. Пришедший ему на смену Дионисио Мартинес де ла Вега получил строжайшее указание — не топить и не вешать английских и голландских контрабандистов. К 1735 году все вернулось на круги своя, что заставило испанскую корону опять закручивать гайки.
Эскадра же Наветренных островов с тех пор стала неплохой защитой для испанских купцов и грозой для пиратов.