Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

16

Вплоть до момента капитуляции Третьего рейха немецкие конструкторы занимались созданием управляемых ракет, предназначенных для уничтожения танков и самолётов противника. Ряд образцов был воплощён в металле, испытан и имел высокую степень готовности для запуска в серийное производство.

После окончания Второй мировой трофейные ПТУР и ЗУР тестировались на полигонах стран-победителей, а некоторые немецкие управляемые ракеты получили дальнейшее развитие, и на их базе были созданы системы, принятые на вооружение или используемые в экспериментальных целях.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

Содержание:

Противотанковая управляемая ракета Ruhrstahl X-7 «Rotkappchen»

До начала Второй мировой калибр противотанковых пушек не превышал 47-мм. Это были относительно простые, недорогие и компактные орудия, которые расчёт мог перекатывать своими силами без использования дополнительной тяги. Но вскоре стало ясно, что для уверенного поражения танков с противоснарядным бронированием требуются более крупные артиллерийские системы, стоимость и масса которых росли пропорционально увеличению калибра, длины ствола и мощности боеприпаса.

Весьма перспективным направлением стало использование кумулятивных снарядов, бронепробиваемость которых не зависела от скорости встречи с преградой. Помимо безоткатных орудий, многоразовых и одноразовых ручных противотанковых гранатомётов, в Германии велась разработка управляемой противотанковой ракеты Ruhrstahl X-7, которая также известна как «Rotkappchen» – «Красная шапочка».

Проект такой ракеты в 1941 году был предложен фирмой Raketenabteilung, являвшейся структурным подразделением концерна BMW. Однако инициатива не нашла понимания у чиновников Имперского управления вооружений, которые отказывались финансировать проект, не гарантирующий 100 % успеха и быстрого принятия на вооружение, что было запрещено приказом Гитлера. В итоге практические работы по «Красной шапочке» начались только в 1943 году, а основным разработчиком стала фирма Ruhrstahl AG.

При создании противотанковой ракеты X-7 специалисты Ruhrstahl взяли за основу управляемую ракету «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4, которая к тому моменту находилась в высокой степени готовности.

Немецкая УР «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4, экспонируемая в Национальном музее ВВС США


Немецкая УР «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4, экспонируемая в Национальном музее ВВС США

Как и в авиационной ракете X-4, в Х-7, предназначенной для стрельбы по бронетехнике, команды управления поступали по двум изолированным проводам, катушки с которыми размещались в законцовках крыльев. Крылья размахом 60 см имели обратную стреловидность. Непосредственное наведение производилось визуально по трассёрам с помощью рукоятки управления — кнюппеля (метод «трёх точек»: оператор — ракета — цель).

Полёт ракеты корректировался как по вертикали, так и по горизонтали рулевыми поверхностями, расположенными на вынесенной назад балке. Стабилизация полёта обеспечивалась гироскопами. Источники утверждают, что скорость осевого вращения ракеты составляла два оборота в секунду. Однако с учётом расположения хвостового оперения это представляется сомнительным.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

Надо сказать, что необычная аэродинамическая форма с крылом большого размаха, напоминавшая самолёт, была не оптимальна для ПТУР, что в итоге привело к серьёзным трудностям при доводке. Гораздо больше подходила бы конструкция с крестообразным крылом, аналогичная ракете «воздух-воздух» Ruhrstahl X-4.

Общая длина ракеты составляла 950 мм. Диаметр корпуса – 140 мм. Полностью снаряжённая «Красная шапочка» весила около 9 кг. Для запуска и поддержания крейсерской скорости полёта использовались твердотопливные двигатели фирмы WASAG. Стартовый двигатель с зарядом быстрогорящего дигликолевого пороха массой 3 кг и тягой около 65 кгс работал 2,5 с и разгонял ракету до 98 м/с. Одновременно со стартовым двигателем запускался пороховой газогенератор, который с помощью турбины раскручивал гироскопы ракеты. Маршевый двигатель, развивавший тягу около 5 кгс, работал в течение 8 с. Средняя скорость полёта на траектории составляла приблизительно 80 м/с. Дальность стрельбы – до 1200 м. Запуск осуществлялся с направляющей рельсового типа, установленной на треноге. Масса пусковой установки без ПТУР – 15 кг.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

Поражение бронированных целей обеспечивалось кумулятивной боевой частью массой 2,5 кг, подрыв которой осуществлялся пьезоэлектрическим взрывателем. Бронепробиваемость под углом 30° – до 200 мм.

Испытания на полигоне Зеннелагер начались 21 сентября 1944 года. Всего было отстреляно 7 ракет. Первые пуски оказались неудачными: операторы, не имевшие необходимых навыков, после старта загоняли ракеты в землю. На двух ракетах произошёл взрыв двигателей, и только одна поразила мишень, размещённую на дистанции 500 м.

Не дожидаясь окончания доводки ПТУР, было принято решение о налаживании массового выпуска «Красной шапочки» на предприятиях Ruhrstahlwerke в Бракведе и Mechanische Werke в Бранденбурге. Всего удалось собрать около 300 ракет. Ряд источников утверждает, что они могли использоваться на завершающем этапе войны, но фактов, подтверждающих это, нет.

Немецкие специалисты понимали, что противотанковая ракета X-7 имеет ряд существенных недостатков, и параллельно с испытаниями базовой модификации велась разработка усовершенствованных вариантов.

ПТУР, получившая обозначение Steinbock («Козерог»), должна была иметь систему дистанционного управления на инфракрасных лучах, и при этом отпадала необходимость в проводах.

Вариант, известный как Pinsel («Кисть для рисования»), предполагалось оснастить полуавтоматической системой наведения, при которой оператору требовалось только удерживать на цели марку визира, а счётно-решающее устройство автоматически выводило бы ракету на линию прицеливания.

Впрочем, с учётом уровня развития электроники и систем наведения, вряд ли можно было реализовать эти задумки в середине 1940-х. Воплотить все идеи немецких конструкторов в серийных образцах удалось только в 1960-1970-е годы.

После окончания войны германские наработки по «Красной шапочке» были использованы при создании управляемых противотанковых ракет во Франции и Советском Союзе.

Первыми успеха добились специалисты французской фирмы Nord Aviation. ПТУР, поступившая на вооружение в 1955 году, получила обозначение Nord SS.10 (первоначально Nord Model 5203). Аббревиатура «SS» означает «Surface-to-Surface Missiles», то есть ракета «земля-земля».

Хотя французы существенно переработали компоновку и аэродинамическую схему ракеты, система наведения была аналогичной той, что использовалась на германской Ruhrstahl X-7.

После запуска ПТУР SS.10 разматывала два тонких провода, по которым с джойстика оператора передавались сигналы управления. Команды поступали на поверхности управления, выполненные в виде интерцепторов, на задних кромках крыльев ракеты. Отклонение интерцепторов осуществлялось электромагнитным приводом. Слежение за ракетой происходило по установленному на ней трассёру. Средняя скорость полёта – 80 м/с. Ракеты доставлялась на позицию в лёгкой жестяной коробке, которая также служила пусковой установкой. Масса ракеты вместе с коробкой составляла 19 кг, что позволяло переносить её одному человеку.

ПТУР SS.10 на пусковой установке


ПТУР SS.10 на пусковой установке

При стартовой массе 15 кг дальность стрельбы находилась в диапазоне 300-1600 м. Длина ракеты – 860 мм, диаметр корпуса – 165 мм, размах крыла 750 мм. Кумулятивная боевая часть массой 5 кг при попадании по нормали могла пробить 400-мм гомогенную броню. Расчёт состоял из 4 человек: наводчика, он же командир расчёта, водителя джипа, на котором перевозился ПТРК, и двух помощников.

На полигоне опытные операторы поражали 70 % целей. Однако в реальной боевой обстановке вероятность поражения была примерно вдвое меньше. Кроме того, из-за невысокой скорости полёта управляемой вручную с помощью джойстика ПТУР, вражеский танк имел неплохие шансы увернуться от ракеты. Впрочем, это было свойственно всем противотанковым ракетным комплексам первого поколения.

С 1955 по 1962 год было произведено почти 30 000 ПТУР SS.10, которые помимо Франции были приняты на вооружение в 36 государствах. Лицензионный выпуск ракет и аппаратуры осуществлялся в США (под обозначением MGM-21), в ФРГ, Норвегии и Индии.

Французские вооружённые силы использовали SS.10 в ходе боевых действий в Алжире и в Юго-Восточной Азии. Так как у партизан не имелось бронетехники, стрельба велась по живой силе и укреплениям.

В 1956 году появилась усовершенствованная ПТУР Nord SS.11, которая отличалась от первого варианта большими габаритами, массой и высокой скоростью полёта.

ПТУР SS.11 на пусковой установке


ПТУР SS.11 на пусковой установке

Ракета SS.11 при длине 1190 мм и размахе крыла 500 мм весила 30 кг. Кумулятивная боевая часть массой 6,8 кг пробивала 500-мм броню. При максимальной скорости полёта 190 м/с предельная дальность стрельбы составляла 3000 м. Как и предыдущая модель, эта ПТУР наводилась оператором вручную, когда горящий трассер, установленный в хвостовой части, требовалось совместить с проекцией мишени. Хорошо тренированный оператор на полигоне 10 ракетами поражал 7 целей.

Однако в качестве пехотного противотанкового средства ракетный комплекс SS.11 почти нигде не прижился. В первую очередь это было связано с массой и габаритами аппаратуры наведения и ПТУР.

Гораздо большее распространение получила авиационная управляемая ракета АS.11, которая помимо кумулятивной боеголовки могла оснащаться осколочной и «антиматериальной» боевой частью.

Первым носителем ракет АS.11 стал лёгкий двухмоторный транспортный самолёт Dassault MD 311 Flamant. Эти машины во время войны в Алжире применялись для разведки и бомбардировки позиций повстанцев. Самолёт с максимальной взлётной массой 5650 кг развивал скорость до 385 км/ч. Как минимум один такой самолёт был подготовлен для применения ракет АS.11. Рабочее место оператора наведения находилось в остеклённой носовой части.

Самолёт MD 311 с подвешенной ПТУР АS.11


Самолёт MD 311 с подвешенной ПТУР АS.11

Позже ПТУР АS.11 также вооружались французские вертолёты Alouette II и американские UH-1В Iroquois. В армии США эта ракета получила обозначение AGM-22.

Противотанковый вертолёт UH-1В Iroquois, вооружённый ПТУР AGM-22


Противотанковый вертолёт UH-1В Iroquois, вооружённый ПТУР AGM-22

Американцы в конце 1960-х пытались применять вертолёты UH-1В Iroquois с ПТУР AGM-22 против бронетехники советского и китайского производства во Вьетнаме. Однако результат оказался неудовлетворительным. Ввиду того, что для надёжного наведения противотанковой ракеты с ручным управлением требовалась высокая квалификация и натренированность операторов, а сами пуски зачастую происходили под огнём противника, эффективность применения AGM-22 была низкой. Из 115 запущенных AGM-22 только 20 попали в цель. В результате военные предпочли пусть и относительно дорогие, но гораздо более точные и простые в применении ПТУР BGM-71 ТOW. Окончательно ракету AGM-22 сняли с вооружения в 1976 году.

В свою очередь французы решили совершенствовать систему управления, сохранив базовую конструкцию ракеты. В 1967 году на базе АS.11 была создана ПТУР Harpon с полуавтоматической системой наведения SACLOS. При использовании данной системы оператору было достаточно удерживать цель в перекрестье прицела, а автоматика сама выводила ракету на линию визирования. Благодаря этому удалось существенно повысить вероятность попадания, и результативность стрельбы уже так не зависела от человеческого фактора. Применение системы SACLOS вдохнуло вторую жизнь в устаревающую ракету АS.11, и её производство продолжалось до начала 1980-х. В общей сложности было поставлено около 180 000 ракет, которые состояли на вооружении более чем в 40 странах. Носителем ПТУР АS.11 и Harpon также являлись французские вертолёты Alouette III, ранние варианты SA.342 Gazelle и британские Westland Scout.

В Советском Союзе информацию, полученную при изучении трофейной «Красной шапочки», использовали в ходе создания ПТРК «Шмель». В 1957 году эта работа была поручена коллективу расположенного в Коломне Специального конструкторского бюро (СКВ) во главе с Б. И. Шавыриным, ранее занимавшемуся разработкой миномётного вооружения. Создание системы управления для комплекса доверили московскому ЦНИИ-173, имевшему большой опыт разработки рулевых приводов и систем дистанционного управления различного назначения.

После предварительного рассмотрения различных конструктивно-компоновочных и функциональных схем, было принято решение остановиться на варианте, который фактически повторял технический облик французской ракеты Nord SS.10. Это аргументировалось тем, что использование зарубежного опыта должно было снизить технический риск при создании первых образцов принципиально нового управляемого противотанкового оружия.

Советская противотанковая ракета 3М6 имела схему «бесхвостка» с Х-образным расположением четырёх консолей крыльев. Кумулятивная боевая часть крепилась легкосъёмным соединением к переднему аппаратурному отсеку корпуса, в котором размещалась бортовая батарея, две катушки с проводами, по которым поступали команды наведения, и блок управления. В блок управления входили приёмная аппаратура, состоящая из двух усилителей, и гироскопический блок, обеспечивавший управление и стабилизацию по крену. Гироскоп раскручивался до старта ракеты от наземного источника тока, а в полёте вращался по инерции. Катушка представляла собой бобину с биметаллическим (сталь и медь) кабелем, длина которого на 500 м превышала величину максимальной дальности. Задняя часть корпуса была занята топливными шашками маршевого и разгонного двигателей с соплом. Ракета имела четыре больших стабилизатора с рулями на их задней кромке. Отклонение рулей осуществлялось электромагнитами. В плоскости, свободной от интерцепторов крена, устанавливались два трассера с различными уровнями светимости. Один из них, выбранный в зависимости от условий освещённости местности, задействовался для слежения за ракетой.

Компоновочная схема противотанковой управляемой ракеты 3М6


Компоновочная схема противотанковой управляемой ракеты 3М6

Аппаратура наведения включала пульт оператора, следившего за целью и снарядом через бинокулярный прицел и выдававшего команды управления посредством отклонения рукоятки на пульте на угол до 40° в любую сторону. Во избежание столкновения ракеты с землёй в течение первых секунд после старта она управлялась по командам оператора только в горизонтальной плоскости, а в вертикальной отрабатывала программную траекторию с выходом на линию визирования «оператор – цель».

Ракета со стартовой массой 26 кг имела длину 1170 мм, диаметр – 170 мм, размах оперения – 690 мм. Кумулятивная боевая часть массой 3,3 кг по нормали обеспечивала пробитие гомогенной брони толщиной 300 мм. Дальность стрельбы находилась в диапазоне 600-2000 м.

Ракета 3М6 с инертной боевой частью


Ракета 3М6 с инертной боевой частью

На первом этапе разрабатывался переносной вариант ПТРК «Шмель», но так как масса комплекса, состоявшего из самих ракет, пусковой установки, элементов питания и аппаратуры наведения, была слишком большой и требовала привлечения для переноски 20 солдат, его решили делать самоходным.

Самоходная установка 2П26 на базе ГАЗ-69 оснащалась ПУ с четырьмя направляющими, в боевом положении ориентированными к заднему борту машины, а в транспортном – направленными вверх.

Самоходная установка 2П26 на базе ГАЗ-69 в боевом положении


Самоходная установка 2П26 на базе ГАЗ-69 в боевом положении

Боевой расчёт установки 2П26 составлял 2 человека. Время перехода в боевое (походное) положение – 1 мин 40 с, для стрельбы с выносным пультом – до 2,5 мин.

Самоходная установка 2П27 на базе бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-1 имела поднимающуюся в боевом положении ПУ с тремя ПТУР. Внутри машины имелось ещё три запасных ракеты.

Самоходная установка 2П27 на базе БРДМ-1 в боевом положении


Самоходная установка 2П27 на базе БРДМ-1 в боевом положении

Боевой расчёт установки 2П27 также составлял 2 человека. Время перехода в боевое положение – 2 мин 10 с, перезаряжания – до 20 мин.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

В идеальных полигонных условиях опытные операторы добивались попадания в цель 8 из 10 ракет. Но в боевой обстановке результативными оказывались не более 25 % пусков.

Принятие на вооружение ПТРК «Шмель» с самоходными пусковыми установками двух типов состоялось в 1960 году. Данных о количестве построенных комплексов найти не удалось. Но достоверно известно, что ракеты выпускали до 1966 года. В Советской Армии комплексы этого типа эксплуатировались до второй половины 1970-х. Хотя противотанковый комплекс «Шмель» не обладал высокими характеристиками, он позволил накопить опыт эксплуатации и отработать приёмы использования противотанковых комплексов с управляемыми ракетами.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

ПТРК «Шмель» активно поставлялся на экспорт и стоял на вооружении в Алжире, Болгарии, Венгрии, ГДР, Египте, Кипре, Кубе, КНДР, Монголии, Румынии, Чехословакии и Югославии. В основном это были комплексы на базе ГАЗ-69, но союзники по Варшавскому договору получали также машины на базе БРДМ-1. Эксплуатация самоходных комплексов 2П26 и 2П27 за пределами СССР продолжалась до конца 1980-х.

ПТРК «Шмель» использовался греками-киприотами в ходе Турецкого вторжения 1974 года. На счету этого комплекса как минимум один турецкий танк М47.

Египетская армия применяла «Шмель» во время арабо-израильской войны 1967 года. Достоверно не известно, удалось ли египетским операторам ПТРК добиться каких-либо успехов, но более 20 исправных машин 2П26 с запасом ракет было захвачено израильтянами.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

В 1974 году Армия обороны Израиля потеряла большую часть ПТРК «Шмель» в ходе боевых действий. Согласно имеющейся информации, трофейные противотанковые комплексы уничтожены в результате артиллерийского обстрела.

Зенитная управляемая ракета Wasserfall C2

В годы Второй мировой в Германии велась разработка нескольких типов зенитных ракет, и дальше всего продвинулся проект, известный как «Wasserfall» – «Водопад».

Теоретические изыскания в рамках данного проекта начались в 1941 году. В ноябре 1942 появился технический проект зенитной ракеты, а в марте 1943 года на ракетном полигоне Пенемюнде состоялся первый испытательный пуск прототипа.

Англоязычные источники утверждают, что при создании Wasserfall C2 во многом использовались технические решения, реализованные в баллистической ракете A-4 (V-2). Но зенитная ракета стала существенно меньше, а её жидкостный реактивный двигатель работал на компонентах, с которыми ЗУР могла какое-то время нести боевое дежурство.

В качестве окислителя использовалась красная дымящаяся азотная кислота. Топливный бак окислителя был рассчитан на 1500 кг. Горючим являлся винилизобутиловый эфир. Ёмкость топливного бака – до 450 кг. При соприкосновении окислителя с топливом происходило самовоспламенение. Для безопасного хранения агрессивного окислителя его бак имел внутреннее полимерное покрытие, предотвращающее контакт с металлом. Но даже с использованием такой меры время хранения заправленной ракеты составляло несколько суток.

Компоновка ракеты Wasserfall. Цифрами обозначены: 1 – топливные баки, 2 – шаровой баллон высокого давления, 3 – заборник, 4 – гибкий элемент, 5 – крылья, 6 – стабилизаторы, 7 – воздушные рули, 8 – газовые рули, 9 – приборы управления


Компоновка ракеты Wasserfall. Цифрами обозначены: 1 – топливные баки, 2 – шаровой баллон высокого давления, 3 – заборник, 4 – гибкий элемент, 5 – крылья, 6 – стабилизаторы, 7 – воздушные рули, 8 – газовые рули, 9 – приборы управления

Для облегчения и удешевления зенитной ракеты немецкие инженеры отказались от насосов, применив вытеснительную систему подачи компонентов топлива. Азот, сжатый в баллоне до 200 атмосфер, вытеснял окислитель и топливо из баков в камеру сгорания. В ходе предстартовой подготовки ракеты срабатывал пиропатрон, высвобождавший специальный поршень, который разрушал мембрану, разделяющую ёмкости с топливом и окислителем, а также открывал клапан баллона с азотом. После этого старт ракеты отменить уже было нельзя.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

К ходе доводки ЗУР «Вассерфаль» испытывались модификации W-1, W-5, W-10. Последняя из них продемонстрировала неплохие результаты. Всего было проведено около 50 пусков, из которых 14 признали успешными.

Испытательный пуск ЗУР Wasserfall C2 осенью 1944 года


Испытательный пуск ЗУР Wasserfall C2 осенью 1944 года

Ракета модификации W-10 со стартовой массой 3500 кг (по другим данным, до 3700 кг) имела длину 5080 мм, диаметр корпуса – 698 мм. Размах оперения – 1580 мм. Относительно массы боевой части имеются разночтения: одни источники утверждают, что серийные ЗУР должны были комплектоваться осколочно-фугасной БЧ весом 235 кг, в других говорится, что вес осколочной БЧ не превышал 90 кг. Возможно, речь идёт о разных вариантах ЗУР, но лично мне представляется, что 90-кг боевая часть для ракеты с такой массой и габаритами являлась более оптимальной. В ходе испытаний удалось достичь скорости 770 м/с. Досягаемость по высоте составила 18 км, максимальная дальность управляемого полёта – 25 км.

Лётные испытания и доводка вертикально стартующей ЗУР в целом были завершены к ноябрю 1944 года. Однако постановка комплекса на боевое дежурство сдерживалась неготовностью системы наведения.

Первоначально планировалось, что оператор, следя за ракетой визуально, при помощи книппеля и передатчика радиокоманд должен был обеспечить сближение ЗУР с целью, а подрыв боевой части происходил по команде радиовзрывателя.

Другой вариант предусматривал полёт ЗУР в луче радара, стабилизирующей свой полёт в равносигнальной области («осёдланный луч»).

Для обеспечения уверенной стрельбы в тёмное время суток и в плохую погоду остановились на варианте, при котором один радар следил за целью, а второй радиолокатор сопровождал ракету. Оператор, наблюдая на экране две отметки, совмещал их с помощью ручек управления. Команды обрабатывались счётно-решающим устройством и по радиоканалу передавались на ракету. Аппаратура управления во многом повторяла радиокомандную систему FuG 203/FuG 230 «Kehl-Straßburg», применявшуюся для наведения корректируемых бомб Henschel Hs 293.

К марту 1945 года «Вассерфаль» была доведена до приемлемого уровня надёжности и эффективности. Командование Люфтваффе на первом этапе планировало развернуть 200 позиций ЗРК для защиты городов с населением более 100 000 человек. Затем количество комплексов предполагалось увеличить, чтобы защищать уже всю территорию Германии. Однако эти планы даже частично не были реализованы, и боевых пусков «Вассерфаль» не осуществлялось.

Сергей Линник. Послевоенное использование управляемых противотанковых и зенитных ракет, созданных в нацистской Германии

После капитуляции Германии победителям досталось несколько зенитных ракет, находящихся в разной степени сохранности, чертежи и протоколы испытаний. Немецкие ракетчики предпочли сдаться американцам.

В 1946 году инженеры General Electric, получившие доступ к германским наработкам по ракетной тематике, предложили создать на базе «Вассерфаль» собственную зенитную ракету. Американская копия Wasserfall C2 получила обозначение Hermes A-1.

Испытательный пуск зенитной ракеты Hermes A-1


Испытательный пуск зенитной ракеты Hermes A-1

Из-за проблем организационного и технического характера первый испытательный пуск состоялся только в феврале 1951 года. К тому моменту армейское командование утратило интерес к этому проекту, так как на подходе был ЗРК MIM-3 Nike Ajax. В связи с этим успешно испытанную ЗУР пытались переделать в оперативно-тактическую ракету, способную нести ядерную боеголовку мощностью 20 кт. Однако военные отдали предпочтение ракете MGM-5 «Corporal».

В Советском Союзе работы по «Вассерфаль» в послевоенное время продолжились, и силами НИИ-88 была создана ракета Р-101. Так как советским специалистам досталась только одна ракета с телеметрической системой «Messina» и неполный комплект технической документации, многие узлы ракеты и пусковой стол были разработаны заново. Всего было собрано 50 ракет.

Динамические испытания ЗУР Р-101 в ЦНИИМаш


Динамические испытания ЗУР Р-101 в ЦНИИМаш

Испытания Р-101 на полигоне Капустин Яр начались в январе 1949 года. Всего в рамках испытаний первой очереди было проведено 14 пусков. Испытания второй очереди проводились в декабре 1949 и январе 1950 года. Это были модификации ракет Р-101А, Р-101Б и Р-101В, которые от первого варианта отличались аппаратурой и другим типом ЖРД.

Работы по созданию зенитных управляемых ракет Р-101, в связи с неопределённостью перспективы доводки до требуемого уровня системы наведения, были прекращены в августе 1951 года. Полученные наработки впоследствии использовали при создании оперативно-тактической ракеты Р-11.

Источник — https://topwar.ru/233473-poslevoennoe-ispolzovanie-upravljaemyh-protivotankovyh-i-zenitnyh-raket-sozdannyh-v-nacistskoj-germanii.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account