Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23

1

Вчера коллега Борода выложил материал о единственном одномоторном истребителе-моноплане, разработанном в Венгрии — WM 23 Ezüst Nyíl, "творческом переосмыслении" Не 112 под звездообразный двигатель Гном-Рон. Но, как справедливо отмечалось в комментариях, материал этот был очень уж краток. Предлагаю более подробный рассказ об этом самолёте, переведенный мною из журнала L+K.

Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23

История ВВС независимой Венгрии берёт своё начало в 1921 году, когда в министерстве транспорта этой страны был создан авиационный отдел. Отдел LŰH должен был заниматься воздушными перевозками почты, а затем и пассажиров; однако именно почтовая его секция Légiposta Osztály стала основой для бомбардировочной авиации, тогда как из метеорологической секции (Idöjelzö Osztály) выросла истребительная составляющая ВВС. Уже через несколько лет Венгрия начала создавать свою военную авиацию более открыто, разрабатывались даже собственные конструкции боевых самолётов — например, истребители семейства AVIS. Наконец в 1935 году были официально созданы Королевские ВВС Венгрии — Magyar Királyi Honvéd Légieró (MKHL), необходимость которых обосновывалась нахождением Венгрии в кольце стран т.н. Малой Антанты (Чехословакия, Румыния, Югославия). Но хотя в годы Первой Мировой войны венгерская авиапромышленность была достаточно развитой и поставляла австро-венгерским ВВС — Fliegertruppe — сотни самолётов, спустя 15 лет её возможности сократились до минимума. Королевские ВВС, а до этого министерство транспорта решали проблему покупкой готовых самолётов, а затем и лицензий, и поддержкой создания авиационных отделений существующих машиностроительных предприятий. Так, в 1927 году фирма Манфреда Вейса из Чепеля (Csepel, ныне XXI район Будапешта) наладила лицензионный выпуск голландского многоцелевого биплана Fokker C.V D. В разных модификациях этот универсальный самолёт использовался венгерскими ВВС вплоть до 1942 года. На его основе венгерские конструкторы в 1933 году создали более совершенный отечественный WM 16 Budapest, а в 1938-м — WM 21 Sólyom (Сокол). Истребители же для MKHL поставлялись из Италии — вначале бипланы Fiat CR.32, а затем и гораздо более современные монопланы Reggiane Re.2000. После аншлюса Австрии гитлеровской Германией Венгрия также сблизилась с Третьим Рейхом, но поставлять мадьярам свои новейшие самолёты немцы не торопились.

Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23

Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23

WM-23 и Re.2000. Модели Юргена Клюзера (http://www.klueser.eu/graphwindow.php?index=1286)

Поэтому в 1938 году в авиационном подразделении концерна Weiss Manfréd начались работы по созданию истребителя собственной конструкции, названного WM 23 Ezüst Nyíl – «Серебряная стрела». Руководил работами Бела Саму (Béla Samu); помимо него в конструкторскую группу входили инженеры Иштван Лайтаи (István Lajtai), Вильмош Мартон (Vilmos Marton), Иштван Киш (István Kiss), Шандор Эгетё (Sándor Égetö), Имре Михалик (Imre Mihályk) и другие. «Источником вдохновения» для них в значительной мере стал немецкий Heinkel He 112, переговоры о закупке которого тогда велись. Прежде всего это касалось аэродинамики, в особенности характерного эллиптического крыла типа «обратная чайка». На этом, однако, сходство заканчивалось. Если Не 112 был цельнометаллическим, с полумонококовым фюзеляжем, то мадьярским конструкторам пришлось принять для своего самолёта смешанную конструкцию – даже ценой утяжеления машины. Основными конструктивными материалами стали стальные трубы, дерево и фанера. Не располагали венгры и подходящим V-образным мотором жидкостного охлаждения; поэтому Бела Саму выбрал для WM 23 самый мощный отечественный мотор – 14-цилиндровую двухрядную «звезду» WM K-14B мощностью 757 кВт (1030 л.с.), представлявшую собой лицензионную копию известного французского мотора Gnome-Rhone 14Kfrs Mistral Major. Был использован трёхлопастный винт – аналог французского Ratier. 

Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23

WM-23 и He 112B. Модели Юргена Клюзера

Таким образом, конструкция «Серебряной стрелы» была смешанной: фюзеляж имел каркас в виде фермы, сваренной из стальных труб, и фанерную обшивку, крепившуюся к вспомогательным шпангоутам и стрингерам. Однолонжеронное крыло было цельнодеревянным; такую же конструкцию имели киль и стабилизатор. Рули и элероны имели металлический каркас и полотняную обшивку, закрылки – дюралевые. На самолёте были применены передовые по тем временам закрылки типа Фаулер, по-видимому из-за их высокой эффективности, поскольку размах закрылков при выбранной конфигурации крыла получался небольшим. Кабина пилота закрывалась сдвижным фонарём. Шасси, аналогичное Не 112, убиралось при помощи гидравлики в направлении от фюзеляжа; хвостовая опора была полуубираемой.

Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23

 Чертёж WM 23 (автор Martin Salajka)

Прототип WM 23 летал без вооружения, но предполагалась установка двух синхронных пулемётов GEP (Gebauer) калибра 12,7 мм над мотором и по одному 8-мм пулемёту GAP в каждой консоли крыла. Кроме того, под фюзеляжем имелся держатель для подвески 20-кг бомбы. Прототип с номером V-501 впервые поднял в воздух лётчик испытатель Шандор Бошкович (Sándor Boskovits) 23 февраля 1940 года. Испытания проходили в целом успешно, но медленно и затянулись до лета 1941-го, когда самолёт был повреждён при посадке — не выпустилась одна из стоек шасси. Ремонт также затянулся. Тем временем мадьяры купили лицензию на немецкий двигатель Daimler-Benz DB-605, и «Серебряную стрелу» планировалось переделать в WM 123 с этим мотором. Но этого так и не случилось, в начале 1942 года WM 23 восстановили в первоначальном виде, однако летать ему после этого довелось недолго. 20 февраля произошла авария: на высоте 3000 м при скорости 350 км/ч оторвался правый элерон, самолёт начал вращаться, быстро теряя высоту. В километре от земли Бошкович сумел выпрыгнуть с парашютом; истребитель же упал в поле и был полностью разрушен.

Таков был конец не только прототипа, но и всей программы WM 23, тем более что к этому времени самолёт порядком устарел. Модификации WM 123 (с мотором DB-605), WM 22B (двухместный разведчик) и WM 23G (двухместный штурмовик) так и остались на бумаге. Венгерские ВВС полностью переориентировались на немецкую технику.

К сожалению, до нас дошли лишь некачественные и сильно ретушированные фото WM 23.  

Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23

Серебряная стрела. Ещё о венгерском истребителе WM-23Прототип венгерского истребителя WM 23 Ezüst Nyíl предположительно был окрашен целиком в серебристый цвет. На некоторых этапах лётных испытаний руль направления имел натуральный цвет полотна; в другое время кок винта был чёрным. Самолёт нёс опознавательные знаки, характерные для 1940 года, и чёрные номера V.501 на бортах фюзеляжа.

Лётно-технические характеристики:

Размах крыла, м

9,60

Длина, м

9,12

Высота, м

3,30

Площадь крыла, кв. м

18,50

Масса пустого, кг

2100

Масса взлётная, кг

2600

Двигатель

1х WM K-14B, 1030 л.с.

Скорость макс., км/ч (на высоте, м)

530 (3000)

Скорость крейс., км/ч

340

Потолок, м

9000

Дальность полёта, км

600

Производитель: Weiss Manfred Flugzeug- und Motorenfabrik A. G. (в международных контактах использовалось название фирмы на немецком языке), Будапешт-Чепель. Построен один прототип.


Источник: Miroslav BALOUS. Weiss Manfréd WM 23 Ezüst Nyíl. — Letectvi+Kosmonautika 2001 № 20, с. 43, 66-67 (Letadla 39-45).

redstar72
Показать весь профиль

redstar72

Живу в Минске. Инженер-конструктор МЗКТ. Интересуюсь историей техники, особенно авиации. Убеждённый коммунист.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account