Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 4.1 Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Sopwith Schneider

2

 

В ноябре 1914 года трехпоплавковый одноместный гидросамолет компании Sopwith был запущен в серийное производство для авиационной службы Королевского флота (Royal Naval Air Service – RNAS) под обозначением Schneider. Данные поплавковые гидросамолеты провозглашались как имеющие много общего со знаменитым Sopwith Tabloid, на котором Говард Пикстон в апреле этого же года одержал победу в Монако на шнейдеровских гонках. Гидросамолеты Sopwith Schneider оснащались 100-сильными двигателями Gnôme Monosoupape (хотя и специально не настраивались), устанавливавшимися на 

«носовую моторную раму».

В официальной документации и, особенно, в частной переписке гидросамолеты данного типа очень часто обозначались как «Schneider Trophy Seaplane» или как «Schneider Cup Seaplane». Было слишком соблазнительно (и полезно для вербовки новобранцев) говорить своей подруге, что летаешь на 

«настоящем гоночном самолете» 

– широко известном «таблоиде», – а не на каком-то 

«небольшом гидросамолете».

Тем более, что на начальном этапе Первой Мировой войны «таблоиды» прославились уничтожением «цеппелинов» и другими подвигами. Следует подчеркнуть, то поздние «усовершенствованные» Sopwith Schneider официально были названы Baby и будут описаны под этим именем несмотря на то, что они по-прежнему упоминались как Schneider. Дж. М. Брюс (J. M. Bruce) в своей книге «British Aeroplanes 1914-18» с сожалением писал, что

«Существует много путаницы в большинстве записей об эксплуатации гидросамолетов обоих типов».

Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 4.1 Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Sopwith Schneider


схема поплавкового гидросамолета Sopwith Schneider

Хотя первоначально «шнейдеры» сохранили характерный для машины Пикстона треугольный киль, вертикальное оперение было позднее увеличено по площади (обычно это связывалось с поплавками) и получило искривленную форму. Обычно такое изменение ассоциируется с переходом от системы перекашивания крыла, использовавшейся на ранних Sopwith Schneider, к управлению по крену при помощи элеронов. Особенно заметным отличием – даже на ранних «шнейдерах» – стала дополнительная диагональная стойка в системе крепления поплавков (данное техническое решение позднее было использовано на самолете, разработанном на базе многоцелевого биплана Hawker Nimrod, хотя в этом случае речь идет о центропланных стойках, а не о стойках, к которым крепятся поплавки).

Для размещения на Sopwith Schneider пулемета Lewis, стрелявшего вперед и вверх вне зоны ометания винта, в центроплане верхнего крыла гидросамолета было сделано отверстие. Однако характер и расположение вооружения варьировались очень широко и иногда на воздушный винт устанавливались отражательные пластины. Кроме того, следует отметить, что хотя в 1914-15 годах экипажи самолетов часто брали в полет винтовки, карабины, ружья и пистолеты (так, например, двухместный Sopwith Scout был вооружен заряженным книппелями [соединенные проволокой куски свинца] дробовиком [1]) экипажи «шнейдеров» брали с собой оружие, которое могло стрелять дробью. Данное оружие было создано знаменитой компанией Holland & Holland [2] и было хорошо знакомо экипажам первых боевых самолетов. Это оружие, известное также как Aero gun, представляло собой дробовик 12-го калибра, имевший устройство демпфирования отдачи и экран для защиты от внезапных порывов ветра во время заряжания. Дробовик был прикреплен к гидросамолету таким образом, чтобы стрелять картечью или книппелями вне хоны ометания винта.

Варианты боевой нагрузки в виде противосамолетных бомб или бомб, предназначенных против наземных целей, были самыми разнообразными, хотя стандартной версией был 

«носитель 20-фунтовых C.F.S.».

Основными вариантами боевой нагрузки были:

  • • четыре 20-фунтовые (9,1 кг) фугасные бомбы Hales;
  • • четыре 16-фунтовые (7,3 кг) фугасных бомб конструкции Королевской лаборатории (H.E.R.L. bomb);
  • • четыре 16-фунтовые (7,3 кг) зажигательные бомбы;
  • • четыре 6-фунтовые (2,7 кг) «маленькие бензиновые бомбы» (как их тогда называли).

Бомбы обычно подвешивались на стойках опорной поверхности, расположенной значительно ниже фюзеляжа. Одна из известных фотографий особенно интересна тем, что гидросамолет был, по-видимому, способен нести восемь 16-фунтовых (7,3 кг) или 20-фунтовых (9,1 кг) бомб, хотя и с существенной перегрузкой (грузоподъемность «шнейдера» была ограничена, особенно в неблагоприятных климатических или морских условиях). Однако несмотря на потенциальную возможность нести восемь бомб под гидросамолет были подвешены только четыре, а сама машина в данном случае была лишена стрелкового вооружения. Бомбы были подвешены на центральной группе стоек. В результате ширина опорной поверхности, к стойкам которой крепились бомбы, была больше ширины фюзеляжа и ее боковые поверхности были отклонены наружу, нежели внутрь; это можно было увидеть на одной известной фотографии «шнейдера» с экспериментальными поплавками конструкции Линтон-Хоупа. Стоит отметить, что одним из возможных вариантов боевой нагрузки гидросамолета Sopwith Schneider были четыре 16-фунтовых (7,3 кг) бомб и четыре зажигательные бомбы (предположительно это были 15-фунтовые [6,7 кг] бомбы). Четыре 16 фунтовые бомбы примерно соответствовали весу одной 65-фунтовой (29,5 кг) фугасной бомбы Королевской лаборатории (65 lb H.E.R.L. bomb), которая позднее подвешивалась под «шнейдер». Данные 65-фунтовые бомбы часто использовались для противолодочной обороны. Еще одним вариантом вооружения «шнейдеров» были стальные дротики.

Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 4.1 Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Sopwith Schneider
ранние гидросамолеты Sopwith Schneider имели треугольный киль. На верхнем снимке показан гидросамолет Sopwith Schneider (№3726), оснащенный системой перекашивания крыла. Внизу на снимке показан Sopwith Schneider (№3717), перевозимый на грузовике. Обратите внимание на подфюзеляжную опорную поверхность, предназначенную для подвески бомб

Для многих любителей авиации и историков авиации само название «Sopwith Schneider» ассоциируется с эпохой первых авианесущих кораблей (правильнее сказать гидроавиатранспортов или авиаматок для гидросамолетов) Королевского флота. Одним из первых был «Бен-Май-Шри» – бывший ранее гражданским теплоходом, курсировавшим в проливе Ла-Манш, и в годы войны вооруженный торпедоносцами компании Short, принимал участие в Дарданелльской операции.

Гидросамолеты Sopwith Schneider также имеют отношение к истории этого корабля (к технической истории, а не истории боевого применения). 11 мая 1915 года – за несколько месяцев до начала операции в Дарданеллах – гидроавиатранспорт «Бен-Май-Шри» участвовал в боевых действиях против немецкого побережья, и «шнейдер» (это был №1444 или №1557) выполнял попытку взлета с разборной передней платформы. Для этой цели на поплавки были установлены колеса, однако эти перспективные усилия, равно как и возможности гидросамолета, были сведены на нет поломкой системы запуска двигателя. Данная система представляла собой расположенную в кабине пилота пусковую рукоятку. Капризная рукоятка не только сломала запястье пилота, но и снесли некоторые средства измерения с бедно оборудованной приборной панели.

Первый успешный взлет палубного «шнейдера» состоялся спустя несколько месяцев, но не с борта «Бен-май-Шри», а с борта гидроавиатранспорта «Кампанья» (Campania). Взлет был выполнен флайт-лейтенантом (капитаном авиации) Уильямом Л. Уэлшем (Flt Lieut W. L. Welsh), который в годы Второй Мировой войны в звании маршала авиации (генерал-лейтенанта авиации) занимал высокие посты и в 1942 году был ответственным за обеспечение воздушной поддержки союзных войск в Алжире и Тунисе во время проведения операции «Факел» (Torch). Взлет произошел 6 августа 1915 года, когда «Кампанья» шла со скоростью 18 узлов (33 км/ч) и дул встречный 13-узловой (24 км/ч) ветер; Sopwith Schneider №1559 Уэлша оторвался от палубы и сбросил колесную тележку после разбега длиной 113 футов (34 м).

Опыты с первыми палубными полетами сопровождались катастрофическими событиями при эксплуатации «шнейдеров» непосредственно с воды. Так, например, 4 июля 1915 года три только что полученных с завода гидросамолета были перенесены с корабля «Энгадин» (HMS Engadine) на воду и при выполнении взлета их фанерные поплавки были разбиты; только одну машину удалось спасти. А тем временем в непосредственной близости от корабля по небу плыли четыре «цеппелина».

Идеи Королевского флота по перехвату «цеппелинов», двигавшихся со стороны берега, были многочисленными и разнообразными. В 1915 году был разработан план патрулирования 50-мильной (85 км) зоны мелкосидящими колесными пароходами, каждый из которых должен был быть оснащен четырьмя «шнейдерами»; к концу марта 1916 года в реализации данного плана приняли участие пароходы «Киллингхольм» (Killingholme) и «Броклесби» (Brocklesby). Легкие крейсера из состава североморского патруля (North Sea Patrol) были очень неудачными кораблями-носителями для «шнейдеров». И хотя 2 июня 1915 года крейсер «Аретьюза» предпринял решительную атаку на «цеппелин», однако пилот не смог нанести удар и вернулся назад из-за неверного толкования приказа.

Несмотря на хрупкость «шнейдеров» во время использования с водной поверхности, поломанные поплавки и разрушенные надежды, новаторская методика запуска этих гидросамолетов с корабельных платформ была полностью оправдана. Компания Sopwith и Королевский флот запускали не только несколько хрупкие поплавковые гидросамолеты, но и (с использованием судовых платформ) протестировали новый метод воздушной войны – и это было сделано не в какой-то тихой гавани, а перед лицом врага! В годы войны у «шнейдеров» были и более экзотические носители, чем легкие крейсера. В апреле и мае 1916 года подводная лодка E.22 выходила в море с двумя маленькими гидросамолетами на борту; после взлета «шнейдеры» полетели в Феликсстоу. Пожалуй будет излишним добавлять, что лодка с расположенным на палубе своим странным грузом шла в надводном положении. Тем не менее, данные опыты можно смело назвать предвестником испытаний по перевозке в водонепроницаемом ангаре подлодки M.2 и запуску с катапульты гидросамолета-разведчика Parnall Peto; данные испытания были начаты в конце 1920-х годов и катастрофически завершились в 1932 году.

Семейство британских самолетов Sopwith Tabloid. Часть 4.1 Многоцелевые поплавковые гидросамолеты Sopwith Schneider
два гидросамолета Sopwith Schneider на борту подводной лодки E.22

Несмотря на то, что «шнейдеры» никогда не запускались с катапульты и никогда не имели репутации надежной машины, эти гидросамолеты выполняли почти все типы боевых заданий, которые после войны выполнялись послевоенными палубными истребителями Fairey Flycatcher – одними из самых универсальных одноместных самолетов из числа когда-либо созданных. А если ко всему вышеперечисленному добавить те события, которые прославили двухместные «таблоиды» наземного базирования, то вклад машин компании Sopwith в разработку самого труднореализуемого – палубного – варианта истребителя трудно недооценить (хотя нынешним палубным истребителям не хватает плавучести, которую создавали даже частично подтопленные поплавки).

Боевые успехи – до этого автором описывались успехи в основном технические – были достигнуты «шнейдерами» в восточном Средиземноморье и в районе Красного моря, где самолеты данного типа вели воздушную разведку и корректировку артиллерийской стрельбы. На этом ТВД «шнейдеры» также показали себя полноценными истребителями: 21 ноября 1916 года самолет под управлением младшего лейтенанта Королевского флота Э. Ф. Брандона (F Sub-Lieut A. F. Brandon) сбил вражеский самолет, пытавшийся атаковать расположенные в Мудросе (Mudros) ангары дирижаблей.

Все «шнейдеры» были изготовлены исключительно компанией Sopwith. Первый заказ был выдан на двадцать машин (номера с 1436 по 1447), за которым последовал заказы на 24 (номера с 1556 пo 1579) и на сто (номера с 3707 по 3806) самолетов.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sopwith Schneider

Назначение: легкий многоцелевой поплавковый гидросамолет

Статус: серийное производство

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный ротативный двигатель воздушного охлаждения Gnôme Monosoupape, развивавший мощность 100 л.с.

Размеры:

размах крыльев 25 футов 8 дюймов (7,8 м)
длина 22 футов 10 дюймов (6,9 м)
высота 10 футов 0 дюймов (3,05 м)
площадь крыльев 236 кв. футов (21,9 м²)

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 87 миль в час (140 км/ч)
практический потолок 8 000 футов (2440 м)


  • [1] книппели должны были повреждать полотно, оставляя ветру возможность доделать остальное – прим. авт.
  • [2] данная компания также разработала охотничье ружье «Парадокс» (Paradox gun) – прим. авт.

источники: 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account