Похоже, что великий греческий поэт Гомер не был счастлив в семейной жизни: жена ему попалась сварливая и неверная, а возможно, она ушла, бросив мужа и детей. К такому неожиданному выводу пришёл автор статьи, анализируя творчество древнего гения…
То, что поэмы Гомера – настоящая энциклопедия жизни древнегреческого общества, подмечено исследователями давно. Поэт оставил такой яркий и подробный рассказ обо всём, что его окружало, что простые воины и цари, рабы и их хозяева, мужья, жёны и наложницы, герои и трусы, купцы и лазутчики кажутся едва ли не нашими современниками. Ничем не отличается от человеческой и жизнь олимпийских богов: Гомер проецирует на небо человеческие отношения, и боги, как и люди, стремятся к власти, обманывают друг друга, мстят, интригуют, страдают.
В текстах поэм постоянно просвечивает личное отношение автора к описываемым событиям: он одновременно и зритель, и наблюдатель, и моралист, оценивающий происходящее. Нет сомнения, что в строках его поэм проступает его собственный жизненный опыт. Гомер как бы говорит:
«Было такое со многими моими знакомыми… и со мной тоже… знаю… помню… расскажу… дам добрый совет».
Вчитываясь в текст «Илиады» или «Одиссеи», приходишь к мысли, что Гомер, о личной жизни которого нам практически ничего не известно, нередко «проговаривается» о своём глубоко личном и, кажется, постоянно волнующем его. Трудно не заметить, что когда дело касается семьи и семейных отношений, рассказ у Гомера получается грустный, а женщины независимо от того, чьи они жёны – богов ли, царей или героев – в большинстве случаев не радуют своих мужей.
Можно возразить: а любящая жена Гектора Андромаха?.. Но она появляется в «Илиаде» только как плакальщица: для того чтобы горько рыдать перед выходом героя на битву из стен Трои и после его гибели в единоборстве с Ахиллом… А верная жена Одиссея Пенелопа, 20 лет ждавшая пропавшего без вести мужа, отбиваясь от сотни женихов? Но ведь она не показана в семейной жизни, поэтому предстаёт скорее далёким от реальности идеалом, чем живой замужней женщиной.
Зато на фоне этой женщины-мечты XII в. до н. э. у всех остальных жён в произведениях Гомера положительные начала вообще отсутствуют. Они так лживы, злобны, неверны и коварны, что жить с ними – сплошное мучение даже для богов.
Одним из самых отрицательных женских типов в поэмах является жена Зевса богиня Гера. В одной из песней «Илиады» Гомер замечает, что, даже когда Гера улыбается,
«…чело у неё между чёрных бровей не светлело»
(Ил., п. 15, 101).
Из-за неё всесильный владыка мира оказывается одним из самых несчастных мужей. Когда жёнушка окончательно допекла Зевса, он передаёт с вестницей богов Иридой ей такое послание:
Ты привыкла всё разрушать, что Кронид ни замыслит!
Ты ужасная псица (сука? – А.П.) бесстыдная, ежели точно
Противу Зевса дерзаешь поднять огромную пику!
(Ил., п.8, 423).
Ещё меньше радости приносит личная встреча божественных супругов:
Грозно на Геру смотря, провещал громодержец:
Козни твои, о злотворная, вечно коварная Гера,
Гектора с поля свели… Ударами молний тебя избичую!
(Ил., п.15, 14).
Зевса как настоящего мужчину дьявольски раздражает постоянная слежка за ним жены:
Всё примечаешь ты, вечно меня соглядаешь,
Но произвесть ничего не успеешь: более только
Сердце моё отвратишь, и тебе то ужаснее будет!
(Ил., п.1, 562).
В помощь ли злобе твоей и любовь, и объятия были,
Коими ты, от богов удаляся, меня обольстила?..
(Ил., п.15, 33).
Жена, естественно, отвечает мужу «взаимностью»:
Зевса… Гера узрела, и был ненавистен он сердцу богини…
Зевсу, коварствуя сердцем, вещала державная Гера
(Ил., п.14; 157, 329).
Интересно, что Зевс после ссоры поступает так, как поступил бы любой мужчина – напивается с горя, потому что
«силы вино обновляет»
(Ил., п.3, 261).
Что же заставило Гомера так подробно описывать распрю в божественной семье, начинающуюся с мелочей и кончающуюся полным разрывом? Женоненавистничество? Не похоже… Тогда бы все героини его поэм были бы покрашены одной чёрной краской, но достаточно вспомнить, как он описывает красоту Елены:
Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы
Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:
Истинно, вечным богиням она красотою подобна!
(Ил., п.2, 156).
А может, уделяя столько внимания скверному характеру Геры, Гомер рассказывает о собственной несчастливой личной жизни и своей жене – сварливой, неласковой, коварной и опасной? А возможно, и неверной… Ведь даже прекрасные богини не прочь были наставить рога своим могущественным мужьям. Скандальный роман любвеобильной Афродиты с богом войны Ареем (Аресом) происходит прямо в доме её мужа, кузнеца Гефеста, о чём
«открыл, наконец, всё Гефесту Гелиос зоркий, любовное их подстерегши свиданье».
Обманутый муж, однако, не оказался простаком: сковал ловушку-западню из невидимых даже взору бессмертных богов неразрывных проволок, повесил сети над ложем, разостлал их на полу и сделал вид, что уходит из дома.
Зорко за ним наблюдая, Арей златоуздный тогда же
Сведал, что в путь свой Гефест, многославный художник, пустился.
Сильной любовью к прекрасновенчанной Киприде влекомый,
В дом многославного бога художника тайно вступил он.
В то время дома одна сидела богиня. Арей, подошедши,
За руку взял и по имени назвал её и сказал ей:
«Милая, час благосклонен, пойдём на роскошное ложе;
Муж твой Гефест далеко; он на остров Лемнос удалился…»
Так он сказал, и на ложе охотно легла с ним Киприда.
Мало-помалу и он, и она усыпились. Вдруг сети
Хитрой Гефеста работы, упав, их схватили с такою силой,
Что не было средства ни встать им, ни тронуться членом;
Скоро они убедились, что бегство для них невозможно;
Скоро и сам, не свершив половины пути, возвратился в дом свой
Гефест многоумный, на обе хромающий ноги.
(Од., п.8, 266).
Дальнейший скандал в олимпийском доме вполне понятен. В нём приняли активное участие многие боги-олимпийцы. Нет сомнения, что романтическая история с Кипридой списана с аналогичных шумных скандалов в древнегреческих городах. Итак, женщины неверные, ветреные, лживые. Они постоянно раздражают мужей, которые порядком потратились, отдав за них отцу жены дорогие подарки и фактически купив их. Такой предельно негативный образ замужних женщин наиболее характерен для ранней поэмы Гомера – «Илиады».
В более поздней «Одиссее» отношение автора к женщинам остаётся недоброжелательным, но в ней появляются совсем иные мотивы, характерные скорее всего для одинокого пожилого человека, брошенного женой и наблюдающего с неодобрением за поведением легкомысленного прекрасного пола. Одинокий Гомер, видимо, маялся бессонницей, иначе не говорил бы, что
«…несносно лежать на постели, глаз не смыкая»
(Од., п.20, 52).
Гомер наставляет неопытного слушателя, предупреждая его о грозящих опасностях:
Ты знаешь, как женщина сердцем изменчива:
В новый вступая брак, лишь для нового мужа она
Помышляет устроить дом; но о детях от первого брака,
О прежнем муже не думает, даже словом его не помянет!
(Од., п. 15, 20).
Сын Одиссея Телемах – юноша, не имеющий жизненного опыта, однако он тоже рассуждает как старик. В случайном разговоре он легко подвергает сомнению нравственность даже собственной матери Пенелопы, вроде бы безупречной в своём поведении:
Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю: ведать
О том, кто отец наш, наверное, нам невозможно!
(Од., п.1, 210).
Мудрейшая Афина Паллада, и та, наставляя Одиссея, полна скепсиса по отношению к женщинам:
Слишком доверчивым быть, Одиссей, опасайся с женою,
Ей открывать простодушно всего, что ты знаешь, не должно;
Вверь ей одно, про себя сохрани осторожно другое.
(Од. п.11, 440).
Неспроста, ox неспроста рассказывают герои Гомера такие печальные «наглядные» истории. Похоже, не был счастлив гениальный поэт в семейной жизни.
Согласно легенде, у Гомера была дочь, на которой женился его ученик и друг, эпический поэт Креофил. Очевидно, поэт очень любил свою дочь и, похоже, именно её вывел в образе Навсикаи, юной дочери мудрого царя Алкиноя, очаровательной девушки, исполненной добродетелями. Он словно желает ей семейного счастья, когда говорит:
О, да исполнят бессмертные боги твои все желанья,
Давши супруга по сердцу тебе с изобилием в доме,
С миром в семье! Несказанное там водворяется счастье,
Где однодушно живут, сохраняя домашний порядок,
Муж и жена, благомысленным людям на радость, недобрым
Людям на зависть и горе, себе на великую славу.
Плутарх рассказывает, что именно у потомков Креофила в Малой Азии древнегреческий законодатель Ликург, живший в VIII в. до н. э., нашёл практически неизвестные поэмы Гомера, поразился их гениальности, тщательно переписал тексты и привёз их в Грецию. Думается, что произведения Гомера носили и автобиографический характер: ведь иногда он говорит о себе, о своём отношении к описываемым событиям, а в песнях появляется драгоценное для исследователя слово «я»!
Похоже, что жизнь преподнесла Гомеру суровые уроки семейной жизни, они крепко запали ему в память, и поэт в назидание потомству «спроецировал» их на ситуации, в которых действуют герои его произведений. Не имеет значения, кто они – юноши или старцы, цари или боги-олимпийцы… Он создал их всех, и они говорят его языком, выражают его мысли и чувства и, безусловно, рассказывают о жизненном опыте и семейных бедах самого Гомера.
источник: Александр Портнов, профессор «Семейные проблемы великого Гомера» «Техника-молодежи» 2008 №04