Самый ранний огнестрел: многозарядное оружие

14
Самый ранний огнестрел: многозарядное оружие

Самый ранний огнестрел: многозарядное оружие

Многозарядность! И добиться на этом пути успеха оружейники смогли очень рано.

И хотя полным их успех не назовешь, они сумели сделать многозарядным оружие и с фитильными, и колесцовыми замками. И, конечно же, и ружья, и пистолеты с кремневым ударным замком…

«Все будет так, как мы хотим.
На случай разных бед,
У нас есть пулемёт «Максим»,
У них «Максима» нет».
(Хилэри Бэллок «New Traveller»)

Эпиграф отнюдь не означает, что в данном материале речь пойдет про пулемет. Нет, совсем нет.

Просто этими словами мы хотели лишь подчеркнуть важность быстрой стрельбы. И то, что понимали это очень и очень давно. Именно поэтому, кстати говоря, и произошла замена колесцового ружейного замка на кремневый ударный. Ведь колесцовых нужно было заводить ключом, что требовало времени. А больше времени на заряжание и… ты успеваешь сделать выстрелов меньше, чем твой противник.

Турецкий замо́к

Другой проблемой была высокая стоимость колесцового замка, мешавшая его массовому распространению. Это привело к появлению замка «снэпхонс» (или «шнапхан» в ряде наших российских изданий), который был совершеннее фитильного, но дешевле колесцового. И почти также надежен.

Первые образцы такого замка появились еще в 1525 году. Однако потребовалось более 100 лет, чтобы они превратились в классический ударно-кремневый замок.

Классический французский батарейный кремневый замок. Рисунок из книги Кристофера Ханта «Стрелковое оружие». С. 8

Классический французский батарейный кремневый замок. Рисунок из книги Кристофера Ханта «Стрелковое оружие». С. 8

В каждой стране создавался свой вариант такого замка. Вследствие чего существовали такие его разновидности, как: замок шведский, норвежский, балтийский, карельский, голландский, русский.

Известен его средиземноморский вариант. И тоже во многих разновидностях: итальянской, турецкой, испанской, португальской, арабской и кавказской.

Иногда его называли просто испанским – в Турции. И турецким – в России.

Испанский вариант ударного кремневого замка. Рис. из книги: Jaroslv Lugs. Hand-feuerwaffen. Systematischer Überblick über die Handfeuerwaffen und Hire. Geschichte. Band II. DDR, Berlin,1982. P.21

Испанский вариант ударного кремневого замка. Рис. из книги: Jaroslv Lugs. Hand-feuerwaffen. Systematischer Überblick über die Handfeuerwaffen und Hire. Geschichte. Band II. DDR, Berlin,1982. P.21

Голландский вариант ударного кремневого замка. Рис. из книги: Jaroslv Lugs. Hand-feuerwaffen. Systematischer Überblick über die Handfeuerwaffen und Hire. Geschichte. Band II. DDR, Berlin,1982. P.22

Голландский вариант ударного кремневого замка. Рис. из книги: Jaroslv Lugs. Hand-feuerwaffen. Systematischer Überblick über die Handfeuerwaffen und Hire. Geschichte. Band II. DDR, Berlin,1982. P.22

Шведский вариант ударного кремневого замка. Рис. из книги: Jaroslv Lugs. Hand-feuerwaffen. Systematischer Überblick über die Handfeuerwaffen und Hire. Geschichte. Band II. DDR, Berlin,1982. P.22

Шведский вариант ударного кремневого замка. Рис. из книги: Jaroslv Lugs. Hand-feuerwaffen. Systematischer Überblick über die Handfeuerwaffen und Hire. Geschichte. Band II. DDR, Berlin,1982. P.22

Турецкое кремневое ружье, конца XVIII в. Размеры: длина154,31 см; длина ствола 119,4 см; калибр 12,0 мм; вес 4862 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Турецкое кремневое ружье, конца XVIII в. Размеры: длина 154,31 см; длина ствола 119,4 см; калибр 12,0 мм; вес 4862 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Микелет – турецкий кремневый замок ударного типа – это ранняя и прочная форма кремневого замка, популярная во всей Османской империи с XVII до начала XX века. Несколько искусно украшенных ружей, очень похожих на этот образец, все еще сохранились в Стамбуле. Возможно, сделаны они были для Османской Имперской гвардии. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Микелет – турецкий кремневый замок ударного типа – это ранняя и прочная форма кремневого замка, популярная во всей Османской империи с XVII до начала XX века. Несколько искусно украшенных ружей, очень похожих на этот образец, все еще сохранились в Стамбуле. Возможно, сделаны они были для Османской Имперской гвардии. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Скорострельность зависела еще и от запаса патронов. Можно было их быстро расстрелять, но что тогда? Поэтому запас патронов в лядунках был невелик. Вот перед нами лядунка российского мушкетера XVIII века. Пензенский областной краеведческий музей

Скорострельность зависела еще и от запаса патронов. Можно было их быстро расстрелять, но что тогда? Поэтому запас патронов в лядунках был невелик. Вот перед нами лядунка российского мушкетера XVIII века. Пензенский областной краеведческий музей

А это та же самая лядунка, но открытая. Как видите, гнезд для патронов ней совсем немного – всего 18. А больше и не требовалось потому, что даже в самых ожесточенных сражениях солдаты больше 10 выстрелов чаще всего и не делали. Поэтому зачем было давать им много патронов и вооружать многозарядным оружием? Пензенский областной краеведческий музей

А это та же самая лядунка, но открытая. Как видите, гнезд для патронов ней совсем немного – всего 18. А больше и не требовалось потому, что даже в самых ожесточенных сражениях солдаты больше 10 выстрелов чаще всего и не делали. Поэтому зачем было давать им много патронов и вооружать многозарядным оружием? Пензенский областной краеведческий музей

Главное, чем же все-таки отличался этот замок от колесцового, было то, что у него вместо колеса с насечками использовалось ударное огниво – несколько изогнутая или же совсем плоская стальная пластина, по которой бил курок с кремнем или пиритом.

От удара поток искр сыпался на полку. Вот и все.

Но и тут нашлось место для совершенствования даже этой простой схемы.

Во Франции огниво совместили с крышкой пороховой полки. При ударе крышка открывалась, а сверху на нее падал сноп искр. Считается, что сконструировал его некто Марэн Ле Буржуа в городе Лизо во Франции, который делал оружие для Генриха IV. И уже в 1605-1610 гг. сделал ему ружья с такими вот замками.

Ружье Марэна Ле Буржуа (ок. 1550–1634) изготовлено в 1605–1610 гг. Материал, техника: сталь, дерево, кость, перламутр, медный сплав, ковка, полировка, чернение, золочение, инкрустация, гравировка, литье, чеканка. Длина: 141 см; длина ствола: 103,5 см. Инвентарный номер З.О.-94. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ружье Марэна Ле Буржуа (ок. 1550–1634) изготовлено в 1605–1610 гг. Материал, техника: сталь, дерево, кость, перламутр, медный сплав, ковка, полировка, чернение, золочение, инкрустация, гравировка, литье, чеканка. Длина: 141 см; длина ствола: 103,5 см. Инвентарный номер З.О.-94. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Такие замки стали в итоге называть батарейными. Поскольку в них в одну деталь (батарею) были объединены крышка полки и огниво, а также иначе, чем в других замках, был устроен спуск курка.

Правда, и этот замок внедрялся очень медленно.

На пистолетах – в первой половине XVII века. А на охотничьих ружьях – только во второй.

В России они появились при Петре I. А просуществовали вплоть до самой Крымской войны.

Впрочем, для нас в данном случае более важен тот факт, что одновременно с совершенствованием системы воспламенения заряда оружейники не прекращали искать способы, как сделать свое оружие еще и многозарядным.

И вот тут они добились немалых успехов.

В прошлом материале вы могли увидеть фото охотничьего колесцового мушкета-револьвера с барабаном на восемь зарядов с фитильным замком. Сделан он был в Германии около 1600-1610 гг.

Однако вскоре появились и пистолеты-револьверы с гораздо более совершенными замками.

Вот, например, пистолет XVI века, который хранится в Королевском Арсенале в Лидсе: у него колесцовый замок и семь стволов, расположенных по принципу «утиной лапы». Стволы восьмиугольные у основания и круглые на дульном срезе. Причем центральный ствол вдвое длиннее остальных шести. Расположение колеса внешнее, а детали замка украшены гравировкой. Деревянная ложа имеет приплюснутую рукоятку в форме луковицы, целиком инкрустированную оленьим рогом с выгравированной листвой. Длина центрального ствола 279 мм. Вес пистолета 3,061 кг.

Вот, например, пистолет XVI века, который хранится в Королевском Арсенале в Лидсе: у него колесцовый замок и семь стволов, расположенных по принципу «утиной лапы». Стволы восьмиугольные у основания и круглые на дульном срезе. Причем центральный ствол вдвое длиннее остальных шести. Расположение колеса внешнее, а детали замка украшены гравировкой. Деревянная ложа имеет приплюснутую рукоятку в форме луковицы, целиком инкрустированную оленьим рогом с выгравированной листвой. Длина центрального ствола 279 мм. Вес пистолета 3,061 кг.

Однако еще в 1680 году в Англии мастером Джоном Дафте был изготовлен револьвер с замком типа «снэпхонс», с крышками пороховых полок на барабане, которые остроумно сдвигались при выстреле откидывающейся пластиной огнива.

А это очень ранний пример «настоящего» револьвера с фиксированным стволом, расположенным перед вращающимся цилиндром, и боковым замком. Изготовлен оружейником Томасом Аннлеем около 1700 года. Барабан латунный, фиксируется перед каждым выстрелом автоматически. Ствол имеет традиционную форму пушечного, за исключением казенной части, которая увеличена для крепления оси барабана и имеет вырез, который можно увидеть на более поздних револьверах Кольта (для облегчения заряжания барабана). На стволе также есть легкая лиственная гравировка. Пороховые полки имеют скользящие крышки, каждая из которых включает небольшую ручку и управляется плоской пружиной, чтобы удерживать ее в открытом или закрытом положении. Замок относится к раннему «французскому» стилю XVIII века. Материалы: ореховое дерево, железо, сталь, медный сплав. Общая длина 325 мм. Длина ствола 137 мм. Общий вес 1,29 кг. Королевский Арсенал, Лидс

А это очень ранний пример «настоящего» револьвера с фиксированным стволом, расположенным перед вращающимся цилиндром, и боковым замком. Изготовлен оружейником Томасом Аннлеем около 1700 года. Барабан латунный, фиксируется перед каждым выстрелом автоматически. Ствол имеет традиционную форму пушечного, за исключением казенной части, которая увеличена для крепления оси барабана и имеет вырез, который можно увидеть на более поздних револьверах Кольта (для облегчения заряжания барабана). На стволе также есть легкая лиственная гравировка. Пороховые полки имеют скользящие крышки, каждая из которых включает небольшую ручку и управляется плоской пружиной, чтобы удерживать ее в открытом или закрытом положении. Замок относится к раннему «французскому» стилю XVIII века. Материалы: ореховое дерево, железо, сталь, медный сплав. Общая длина 325 мм. Длина ствола 137 мм. Общий вес 1,29 кг. Королевский Арсенал, Лидс

Этот же револьвер. Вид спереди. Королевский Арсенал, Лидс

Этот же револьвер. Вид спереди. Королевский Арсенал, Лидс

Ружье охотничье пятнадцатизарядное магазинное (хотя и кремневое!) системы П. Кальтхоффа. Мастер Шарль Кузен, Париж, ок. 1710 г. Затвор с порохом и пулями приводился в действие поворотом скобы спускового крючка. Известны и варианты с колесцовым замком. Кстати, сегодня оно находится в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Вот сколь неисповедимы пути некоторых артефактов. Материал и техника: сталь, дерево, рог; ковка, резьба, гравировка, воронение. Длина 128,4 см; калибр 14,5 мм. Инв. № З.О.-638. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ружье охотничье пятнадцатизарядное магазинное (хотя и кремневое!) системы П. Кальтхоффа. Мастер Шарль Кузен, Париж, ок. 1710 г. Затвор с порохом и пулями приводился в действие поворотом скобы спускового крючка. Известны и варианты с колесцовым замком. Кстати, сегодня оно находится в экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Вот сколь неисповедимы пути некоторых артефактов. Материал и техника: сталь, дерево, рог; ковка, резьба, гравировка, воронение. Длина 128,4 см; калибр 14,5 мм. Инв. № З.О.-638. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Еще один вариант магазинного охотничьего ружья из Центральной Европы, ок.1680–1690 гг. Материал и техника: сталь, дерево; ковка, резьба, чеканка. Длина 140,7 см. Инв. № 3.0.-8364. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Еще один вариант магазинного охотничьего ружья из Центральной Европы, ок.1680–1690 гг. Материал и техника: сталь, дерево; ковка, резьба, чеканка. Длина 140,7 см. Инв. № 3.0.-8364. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Россия

Россия тут ни в чем западным оружейникам не уступала.

Так, в 1790 году у нас тоже было сделано барабанное охотничье ружье. То есть уровень развития техники был столь высок, что позволял уже делать даже такое сложное оружие.

Дорогое?!

Да, дорогое. И потому в армии применения тогда оно не нашло.

Но причина была и в другом. Не только в цене. Дело еще и в тактике.

Пехота, сблизившись с неприятелем, обычно давала всего… два залпа (вернее успевала дать!). После чего атаковала оставшихся штыками. И весь расчет был на то, кого больше после этой пальбы остается: своих или чужих. При таком порядке ведения войны ни большого запаса патронов, ни многозарядных ружей просто не требовалось.

Максимальная скорострельность на уровне двух выстрелов (трех максимум, пока солдат не устал). И всё. А дальше – «штык молодец». И победа или поражение.

Ружье-револьвер с кремневым замком. Россия, Тула. Около 1790 г. Материал и технологии: сталь, медь, золото, серебро, дерево, кость; ковка, резьба, чеканка, гравировка, золочение, инкрустация, оксидирование. Длина: 125,7 см. Длина ствола: 75,5 см. Инв. №3.0.-5135. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ружье-револьвер с кремневым замком. Россия, Тула. Около 1790 г. Материал и технологии: сталь, медь, золото, серебро, дерево, кость; ковка, резьба, чеканка, гравировка, золочение, инкрустация, оксидирование. Длина: 125,7 см. Длина ствола: 75,5 см. Инв. №3.0.-5135. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Тем не менее, создавались не только барабанные магазинные ружья. Но и подчас весьма замысловатые конструкции с питанием из емкостей для пороха и пуль в прикладе. Или в специальных трубках.

Таким было, например, кремневое ружье итальянца Лоренцони конца XVII века, у которого в прикладе находилось две трубки: одна с порохом, другая с пулями. В казенной части был установлен дозатор, управлявшийся рычагом. Один поворот – и в ствол закладывалась пуля. Второй – и засыпалась мерка пороха. После чего можно было засыпать порох на полку и взводить курок.

В 1780–1785 гг. в Индии было изготовлено кремневое многозарядное ружье Шалемброна. Трубки под стволом содержали порох и пули на двадцать выстрелов.

Поистине, изобретательности некоторых оружейников не было предела! Вот посмотрите на рисунок внизу.

Вверху: шестизарядный двуствольный кремневый пистолет типа «эспиньоль» с тремя последовательными зарядами в каждом стволе, поворотными стволами (!) и сдвигающимися пороховыми полками. Причем крышки полок, которые одновременно представляли собой огниво, внутри были пустотелыми и там находился порох. Дозатор был укреплен на самой крышке подогнивной полки так, что достаточно было его два раза повернуть, чтобы нужное количество пороха просыпалось на полку. При ударе огниво откидывалось, так что особой опасности, что в его емкость проникнут пороховые газы и подожгут порох, была относительно невелика. В любом случае шесть выстрелов из пистолета, которому не требовалось шесть операций с патронами и шомполом, конечно, людей тогда впечатляли. Но зато уж если такой пистолет взрывался у человека в руках, то это тоже было нечто.

Вверху: шестизарядный двуствольный кремневый пистолет типа «эспиньоль» с тремя последовательными зарядами в каждом стволе, поворотными стволами (!) и сдвигающимися пороховыми полками. Причем крышки полок, которые одновременно представляли собой огниво, внутри были пустотелыми и там находился порох. Дозатор был укреплен на самой крышке подогнивной полки так, что достаточно было его два раза повернуть, чтобы нужное количество пороха просыпалось на полку. При ударе огниво откидывалось, так что особой опасности, что в его емкость проникнут пороховые газы и подожгут порох, была относительно невелика. В любом случае шесть выстрелов из пистолета, которому не требовалось шесть операций с патронами и шомполом, конечно, людей тогда впечатляли. Но зато уж если такой пистолет взрывался у человека в руках, то это тоже было нечто.

Лядунка гусарская российской императорской армии конца XVIII века. Пензенский областной краеведческий музей

Лядунка гусарская российской императорской армии конца XVIII века. Пензенский областной краеведческий музей

А вот так она выглядит изнутри. Как видите, запас патронов в ней совсем небольшой. Пензенский областной краеведческий музей

А вот так она выглядит изнутри. Как видите, запас патронов в ней совсем небольшой. Пензенский областной краеведческий музей

Интересно, что в конце XVIII века в России уже делали кремневые шестизарядные револьверы, весьма совершенной конструкции.

Вот, например, одна такая пара: изготовлена в Туле в 1790 году мастером Иваном Полином. Ниже помещена их фотография.

Револьверы Ивана Полина. Тула. Материал и техника: сталь, золото, серебро, дерево, латунь; ковка, резьба, чеканка, гравировка, таушировка, золочение. Длина: 38,5 см; калибр 14,2 мм. Инв. № З.О.-5186. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Револьверы Ивана Полина. Тула. Материал и техника: сталь, золото, серебро, дерево, латунь; ковка, резьба, чеканка, гравировка, таушировка, золочение. Длина: 38,5 см; калибр 14,2 мм. Инв. № З.О.-5186. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но понятно, что такое оружие было редкостью. И в свете вышеупомянутых сугубо тактических причин просто не могло найти широкого распространения.

Тем не менее, все это были «шаги» по лестнице прогресса.

Всё вверх и вверх к совершенству.

источник: https://topwar.ru/179846-samyj-rannij-ognestrel-mnogozarjadnoe-oruzhie.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account