Самые быстрые самолеты в мире. Часть 48 Гоночный самолет Grumman F8F-2 Bearcat, США 1969-89
Вернемся к классическим абсолютным рекордам скорости, которые в соответствии с регламентом ФАИ должны были устанавливаться самолетами с поршневыми двигателями и пропеллерами в четырех пролетах над трехкилометровой мерной трассой на высоте не более 100 метров. В последний раз в данном цикле статей об абсолютном рекорде скорости мы упоминали в рамках рассказа об успехе, который был достигнут 26 апреля 1939 года, когда Фриц Вендель на Me 209V-1 достиг фантастической скорости 755,138 км/ч.
Во второй половине Второй Мировой войны в странах-участницах этого глобального конфликта были созданы самолеты, способные летать на скоростях, значительно превышающих эту рекордную величину. Так, например, опытный истребитель Republic XP-47J Thunderbolt, получивший название Супермен, 5 августа 1944 года достиг скорости 813 км/ч, но данная скорость была развита не у земли, а на высоте 8000 метров. Опытный истребитель Supermarine Spiteful XVI в 1947 году разогнался до скорости 790 км/ч, а опытный истребитель North American XP-51С достиг скорости 797 км/ч. Это всего лишь несколько примеров, но они не относятся к рекордам скорости.
Вскоре после окончания Второй Мировой войны в Соединенных Штатах были возобновлены крупномасштабные авиагонки, особенно знаменитые Национальные авиационные гонки на расположенной неподалеку от Кливленда трассе длиной 24 километров. Из военных излишков осталось достаточно «мустангов», «аэрокобр», «лайтнингов» и палубных «корсаров», которые можно было превратить в головокружительно быстрые гоночные машины для увлеченных спортом пилотов. И покупателям тоже не нужно было быть слишком богатыми, потому что машины продавались за долю покупной цены времен войны.
Однако, как с финансовой, так и с технической точки зрения, модификации, необходимые для таких гонок, были более сложными. Речь шла в основном о совершенствовании аэродинамики машин, удалении всех неровностей, связанных с их военным происхождением, уменьшении площади крыла и увеличении мощности двигателей. Иногда работы включали в себя установку многолопастных винтов.
Каждый год в Кливленде проводились гонки, в которых кто-то побеждал, кто-то проигрывал, а кто-то, к сожалению, погибал. Были и попытки установить абсолютные рекорды скорости для поршневых самолетов, но они были безуспешными. В 1949 году пилот Одом (Odom) разбился насмерть на модифицированном пикирующем бомбардировщике A-36 Apache, которому было присвоено имя Beugine; в катастрофе погибли пилот, а также женщина и ее ребенок, в дом которых врезался самолета Одома. Кливленд больше не мог себе позволить такие гонки. Только в 1964 году слава национальных гонок была восстановлена по инициативе богатого владельца ранчо и спортивного пилота Билла Стеда (Bill Stead). Но теперь гонки проводились в Рино, штат Невада, где были приняты самые строгие меры безопасности. Кроме того, минимально населенная местность была весьма удобной.
В первых гонках в свободном классе (соревнования, в которых могли участвовать самолеты любых типов) впервые участвовал заводской пилот компании Lockheed Дэрила Гринэмэйера (Darryl Greenamyer) на слегка модифицированном истребителе Grumman F8F-2 Bearcat (Model G-588) 1949 года выпуска. От серийных машин этот самолет отличался только фонарем кабины пилота меньших размеров. Успех не был достигнут, и Дэрил Гринэмэйер решил кардинально изменить машину. Он сократил размах крыла самолета более чем на два метра, внедрил косо срезанные законцовки крыла (система Зигарда Хёрнера [Sighard Hoerner]), зафиксировал щелевые закрылки, а фонарь кабины пилота превратился в небольшой пузырь. Все элементы конструкции были облегчены; так, например, система уборки основных стоек шасси была настроена на однократное действие. Силовая установка представляла собой двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2800-83A, позаимствованный с пассажирского самолета DC-6 и модернизированный с увеличением мощности до 2540 л.с. (1870 кВт). Двигатель вращал воздушный винт, заимствованный у палубного штурмовика AD-1 Skyraider. Площадь вертикального оперения была уменьшена вдвое.
С этой машиной Дэрил Гринэмэйер выиграл в 1965 году гонки в Рино, но в мае 1966 года во время попытки установить рекорд скорости, выяснилось, что радикальное уменьшение руля направления было ошибкой. Гринэмэйер исправил ее, и с 1966 года трижды побеждал в национальных гонках. В августе 1968 года он попытался установить рекорд, достигнув на тренировках 801 км/ч, но тут двигатель его подвел. К лету 1969 года Дэрил Гринэмэйер подготовил самолет, который получил наименование Conquest I, в конструкции которого были использованы 3350-сильный (2460 кВт) двигатель R-2800CB-17 и длинное и тонкое вертикальное оперение. Для испытаний самолет был доставлен на авиабазу Эдвардс.
В утренние часы 16 августа 1969 года Дэрил Гринэмэйер достиг средней скорости 769,5 км/ч, но он не был доволен, так как полагал, что Conquest I способен на большее. Днем Гринэмэйер предпринял вторую попытку. Самый быстрый пролет – 820 км / ч, самый медленный – 730 км/ч. Средняя скорость 776,45 км/ч означала, что державшийся 30 лет рекорд скорости Фрица Венделя наконец пал, но Дэрилу Гринэмэйеру во время полета было нелегко. Температура в кабине поднялась до 90°C, и поэтому Гринэмэйер сидел в толстых перчатках и ботинках, а на груди держал мешок со льдом, которым время от времени охлаждал руки. Самолет Conquest I с регистрационным номером N111L стал настоящей сенсацией! Этому также способствовали победа в Рино в 1969 году и другие успехи.
В следующей статье данного цикла мы поговорим о «мустанге» RB-51 Red Baron, на котором рекорд Дэрила Гринэмэйера был побит в 1979 году, и о машине Dago Red, которой удалось установить новое достижение в 1983 году. Но пока последнее слово принадлежало самолету Bearcat, на этот раз с именем Rare Bear. Бывший военно-морской летчик, а позже пилот авиакомпании TWA Лайл Шелтон (Lyle Shelton) обнаружил в 1968 году один F8F-2 на свалке металлолома и в свободное время усердно работал над ним. Фактически машина была просто планером без двигателя. Шелтон получил двигатель Wright R-3350-26WD от штурмовика Skyraider и модернизировал его таким образом, что авиамотор мог развивать 3850 л.с. (2830 кВт). Четырехлопастный винт со всей вспомогательной аппаратурой был позаимствован у пассажирского самолета Douglas DC-7. Этот усовершенствованный Bearcat с уменьшенным крылом первоначально назывался Phoenix I, а позже носил еще четыре названия; только с 1980 года он был известен как Rare Bear N777L. Лайл Шелтон побеждал в Рино с 1973 по 1975 год, а до этих побед 6 февраля 1972 года установил рекорд набора высоты 3000 метров – 1 минута 31,9 секунда. Были и неудачи, но в 1988 году Лайл Шелтон одержал очередную победу на гонках в Рино.
Ободренный успехами Лайл Шелтон перебазировал свою команду в Лас-Вегас, штат Нью-Мексико, где он создал трехмильную базу и начал тренироваться. Первоначально он заменил четырехлопастный винт специальным трехлопастным пропеллером, но поскольку время поджимало, и приближалось время гонок в Рино 1989 года, то Шелтон вернулся к первоначальному четырехлопастному винту. Вскоре после полудня Лайлу Шелтону удалось достичь средней скорости 830,05 км/ч. Этого было бы достаточно, чтобы побить рекорд на трехкилометровой трасса, но поскольку Dago Red установил рекорд на трассе длиной 15/25 километров, Шелтон хотел превзойти это значение на классической дистанции. Однако во время третьего пролета ему из-за проблем с охлаждением двигателя пришлось сойти с мерной трассы. Как только этот дефект был устранен, Лайл Шелтон снова взлетел, воодушевленный скоростью 871 км/ч, которая была достигнута во время одного из пролетов. И вот, наконец, в половине четвертого пополудни Rare Bear снова четыре раза промчался над базой и окончательно установил рекорд – 850,26 км/ч. Восторженный Шелтон объявил о попытке достичь в 1990 году скорости 925 км/ч, но этого пока не произошло.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Conquest I | Rare Bear |
Размеры: | ||
размах крыла, м | 8,69 | 9,45 |
длина, м | 9,60 | 9,35 |
площадь крыла, м² | 20,67 | 22,67 |
Масса: | ||
взлетная, кг | 3315 | –– |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость, км/ч | 820 | 871 |
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa GRUMMAN F8F-2 BEARCAT USA 1969-89» «L+K» 22/93, str.14-15/1442-1443
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samye-bystrye-samolety-v-mire-48