Самые быстрые самолеты в мире. Часть 43 Самолет-разведчик Lockheed YF-12/SR-71A Blackbird, США 1962-90
21 декабря 1990 года в возрасте 80 лет умер один из самых известных авиаконструкторов – Кларенс Л. (Келли) Джонсон. Он работал в компании Lockheed с 1933 года, и первой машиной, в создании которой он принимал участие, был двухмоторный самолет L-10 Electra. Затем были истребитель Lightning и пассажирский самолет Constellation свидетельствовали о возможностях его таланта. С 1943 года по 1946 год Келли Джонсон руководил одним из самых секретных научно-исследовательских центров в мире –центром перспективных разработок (Advanced Development Center – ADC), расположенном на аэродроме Бербанк (Burbank), штат Калифорния. Результатом работ Кларенса в ADC стал реактивный истребитель P-80 Shooting Star. Сегодня этот научно-исследовательский центр известен как Skunk Works.
Последней работой Келли Джонсона в Skunk Works была крайне примечательная машина: самый быстрый в мире самолет из числа способных взлетать и садиться на взлетно-посадочные полосы. До момента, когда внешний облик машины был рассекречен, она была известна под обозначением Aurora. Первоначально машина должна была стать двухместным истребителем-перехватчиком и несла обозначение YF-12A, но затем на его базе был разработан одноместный самолет-разведчик A-12, который в некоторых источниках ошибочно называли A-11, послуживший основой при создании двухместного стратегического разведчика SR-71A. Из-за того, что машина была полностью выкрашена в черный цвет, авиационной общественности она была известна под обозначением Blackbird (черный дрозд). Однако не все так просто, во время разработки программа носила кодовое обозначение Oxcart, в то время как готовая машина на жаргоне основного заказчика просто называлась Article (изделие).
Ведомством, выдавшим заказ на разработку машины, было Центральное Разведывательное Управление (ЦРУ), которое по понятным причинам хотело постоянно иметь четкое представление о том, что творится на территории Советского Союза и Китая, а также «горячих точек» в различных частях мира. К этому времени у ЦРУ уже было еще одно детище Келли Джонсона – самолет-разведчик U-2. Эта машина была чрезвычайно успешна в своей роли, но ЦРУ требовался самолет, способный выйти далеко за границы возможностей U-2. Ко второй половине 1950-х годов стало ясно, что в роли стратегического самолета-разведчика может выступать только машина с необычайно высокой скоростью, огромной дальностью полета и недостижимым для противника потолком. После конкурса проектов, многие из которых были футуристическими, проект Джонсона, наконец, был реализован.
Подробный рассказ о разработке машины, об особенностях ее аэродинамики и о примененных в ее конструкции тех или иных технических решениях выходит за рамки данного цикла статей. Мы ограничимся лишь констатацией того факта, что это машина с минимальным поперечным сечением фюзеляжа и крылом треугольной формы с довольно сложной задней кромкой. Два плоских аэродинамических тела простираются вперед от передней кромки консолей крыла с целью создания подъемной силы на высоких сверхзвуковых скоростях, когда машина склонна опускать нос. Конструкция самолета преимущественно выполнена из титановых сплавов. В качестве силовой установки самолет был оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney J58 (внутрифирменное обозначение JT11D-20B), которые на взлете развивали тягу по 144,5 кН (14740 кгс) и которые потребляли специальное топливо JP7. В носовых частях моторных гондол были установлены конические тела, которые смещались вдоль продольной оси. Вся машина буквально набита электроникой, оборудованием для автоматического управления всем чем только можно, а также топливом, внутренний запас которого составляет 46180 литров.
Первая из пятнадцати машин типа A-12 была поднята в воздух Луи Шалком (Louis Schalk) 26 апреля 1962 года с аэродрома Грум-Лейк (Groom Lake), штат Невада. Самолет, который был оснащен двигателями J75, имел серийный номер 60-6924. Доводка самолета потребовала значительного времени. Тем не менее, в конце 1962 года ЦРУ получило первую машину данного типа. До сих пор это были одноместные машины, оснащенные сложным разведывательным оборудованием. Между тем, было решено изготовить три самолета в варианте двухместного истребителя-перехватчика YF-12A с оператором радиоэлектронного оборудования в задней кабине. По внешнему виду они отличались наплывами в передней части фюзеляжа, которые были обрезаны и расширены для установки инфракрасных датчиков. Другими отличиями были дополнительный наклон вертикального оперения, радар в носовой части фюзеляжа и внутрифюзеляжный отсек для ракет воздух-воздух. Первый YF-12A (60-6934) совершил свой первый полет 7 августа 1963 года.
Строгая секретность вокруг этих самолетов была нарушена тогдашним президентом Линдоном Джонсоном, который в феврале 1964 года по политическим причинам признал наличие у американских ВВС высокоскоростных самолетов. Именно тогда впервые появилось обозначение A-11 и фотографии первого YF-12А. В июле Джонсон снова ошеломил ЦРУ заявлением о сверхмощном самолете-шпионе SR-71. Хотя ВВС США подготовили обозначение RS-71 для А-12 в варианте стратегического самолета-разведчика, но в конечном итоге приняли оговорку Джонсона.
Кот был извлечен из мешка и должен был приступить к действиям. Лучше всего было подтвердить заявленное превосходство новыми рекордами. 1 мая 1965 года YF-12A (60-6934) с экипажем из полковника Роберта Л. Стивенса (Robert L. Stephens) и подполковника Даниэля Андре (Daniel Andre) стартовал с авиабазы ВВС США Эндрюс с целью установки нового рекорда, но попытка была неудачной. Впрочем, в этот же день в воздух поднялся YF-12A (60-6936) с этим экипажем и в полете над 10-мильной (16,1 км) мерной базой установил новый абсолютный рекорд скорости 3331,51 км/ч. Одновременно Стивенсу и Андре удалось установить рекорд высоты установившегося полета – 24462 метров. Оба рекорда были дополнены рекордами, установленными экипажами, командиром которых был майор Уолтер Ф. Дэниэл (Walter F. Daniel). В полете по замкнутому контуру протяженностью 500 километров была достигнута скорость 2644,2 км/ч, 1000 километров – 2718,00 км/ч; полеты были выполнены с грузом 1000 и 2000 кг. В первом случае в задней кабине сидел майор Ноэль Т. Уорнер (Noel T. Warner), а во втором – капитан Джеймс П. Куни (James P. Cooney).
В то время как истребители-перехватчики YF-12A остались без активной работы, самолеты-разведчики SR-71 на скорости М = 3,0 и высоте 24400 метров совершали шпионские полеты, во время которых они были способны «обрабатывать» территорию площадью 260000 км². Однако самолеты-разведчики SR-71 занимались не только шпионажем, но а также участвовали в гонке за призраком скорости; их максимальная скорость была М = 3,6 по сравнению с М = 3,5 истребителя-перехватчика YF-12A. Капитан Элдон Уэйн «Эл» Джорц (Eldon W. Joersz) и майор Джордж Т. Морган (George T. Morgan) на самолете-разведчике SR-71 (64-17959) 26 июля 1976 года установили абсолютный рекорд скорости 3529,56 км/ч. Через день самолет-разведчик SR-71 с экипажем из майора Адольфуса Х. Бледшо (Adolphus H Bledsoe) и Джона Т. Фуллера (John T. Fuller) установили рекорд скорости в полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 километров – 3367,22 км/ч. На следующий день капитан Роберт К. Хелт (Robert C. Helt) и майор Ларри А. Эллиот (Larry A. Elliot) установили рекорд высоты 25929 метров.
Невероятные характеристики SR-71A задокументированы разнообразными событиями, перелетами и «междугородными рекордами». Так 26 апреля 1971 года SR-71A под управлением майора Эстеса (Estes) и майора Вика (Vick) за 10,5 часов совершили беспосадочный перелет протяженностью 24140 километров и завоевали приз спонсоров Хармона (Harmon) и Маккей (Mackey). 1 сентября того же года SR-71A совершил беспосадочный перелет с авиабазы Бил (Beale) в Фарнборо для участия в традиционном авиашоу; участок Нью-Йорк – Лондон протяженностью 5616 километров был пройден за 1 час 55 минут 42 секунды. Экипаж состоял из майора Салливана (Sullivan) и майора Виддифилда (Widdifield). Затем SR-71A с экипажем из капитана Адамса (Adams) и майора Мачорека (Machorek) совершил беспосадочный перелет из Лондона в Лос-Анжелес со средней скоростью 2393 км/ч. Трасса протяженностью 9094 километров была преодолена за 3 часа 47 минут 39 секунд.
Разведывательные спутники постепенно лишили SR-71A его основной задачи. В конце 1989 года командование ВВС США решило вывести из эксплуатации все машины данного типа. Некоторые из SR-71A уже были размещены в музеях или на почетных стоянках различных авиабаз. В общей сложности восемь самолетов были отправлены на слом, и некоторые из которых остались в Палмдейл (Palmdale) и Бил. Последний полет был поручен самолету-разведчику SR-71A (серийный номер 64-17972), который отметил это событие установлением национального рекорда. Трансконтинентальный перелет протяженностью 3869 километров самолет-разведчик SR-71A преодолел за 68 минут 17 секунд, т.е. со средней скоростью 3399 км/ч. Международная трасса Лос-Анжелес – Вашингтон была преодолена на 64 минуты 5 секунд. Полет из Канзас-Сити в Вашингтон длился 26 минут 36 секунд, а трасса от Сен-Луиса до Цинциннати была пройдена за 8 минут 20 секунд. Это соответствовало требованиям к рекорду скорости на дистанции длиной 500 километров – 3608,74 км/ч.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | YF-12A | SR-71 |
Размах крыла, м | 16,94 | 16,94 |
Длина, м | 30,98 | 31,66 |
Площадь крыла, м² | 149,10 | 149,10 |
Взлетная масса, кг | 57607 | 78020 |
Максимальная крейсерская скорость | M = 3,35 | M = 3,35 |
Практический потолок, м | 25910 | 25910 |
Дальность полета без дозаправки при М = 3, км | 4025 | 4230 |
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa LOCKHEED YF-12/SR-71A BLACKBIRD USA 1962-90» «L+K» 17/93, стр.14-15/1102-1103
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samye-bystrye-samolety-v-mire-chast-43