Самые быстрые самолеты в мире. Часть 41 Многоцелевой истребитель McDonnell F4H-1/F-4/Phantom II, США 1959-61
Должно быть, это был незабываемый опыт для всех, кто принял участие в подготовке состоявшегося 28 августа 1961 года рекордного полета многоцелевого истребителя McDonnell F4H-1F Phantom II. Массивная машина с пламенем, вырывающимся из сопел двигателей, летела на высоте сорока метров над трехкилометровой мерной трассой, проложенной в пустыне Белые Пески, штат Нью-Мексико. Пилот прикладывал максимальные усилия по развороту машины после каждого прохода, чтобы пройти трассу в полном соответствии с первоначальным вариантом регламента ФАИ, касавшегося регистрации новых рекордов скорости.
В кабине «фантома» сидели пилот лейтенант (капитан-лейтенант) ВМС США Хант Хардисти (Hunt Hardisty) и оператор РЛС лейтенант (капитан-лейтенант) ВМС США Эрл Де Эш (Earl De Esch). Мы упомянули всех членов экипажа, поскольку обычно в качестве человека, установившего новый мировой рекорд скорости 1452,78 км/ч (М = 1,2), указывают только Ханта Хардисти. После Джеймса Вердина и F4D-1 Skyray После Джеймса Вердин был первым пилотом, сумевшим установить мировой рекорд скорости при соблюдении столь жесткого регламента. Рекорд продержался до 1977 года, когда, как мы знаем, его побил Дэррил Гринамайер (Darryl Greenamyer) на F-104RB.
Подробный рассказ о создании палубного многоцелевого истребителя Phantom II будет излишним. Эта машина тесно связана с воздушной войной в небе Вьетнама и службой в военно-воздушных силах множества государств. Что касается самих Соединенных Штатов, то «фантом» стал первым боевым самолетом, который одновременно использовали давнишние соперники – ВВС США и ВМС США.
Проектные работы по созданию «фантома» были инициированы в 1953 году конструкторами компании McDonnell Х. Д. Баркли (H. D. Barkley), Д. С. Льюисом (D. S. Lewis) и Д. С. Фрибургом (D.S. Freeburg) и в ноябре 1954 года управление аэронавтики ВМС США заказало компании разработку палубного истребителя-бомбардировщика под обозначением AH-1. После уточнения тактико-технических и летных характеристик управление аэронавтики изменило задачи и обозначение машины: теперь это должен был быть палубный истребитель F4H-1.
Первый YF4H-1 впервые поднялся в воздух 27 мая 1958 года и уже во время испытаний значительно превысил расчетную скорость в два Маха: без каких-либо проблем машина разогналась до М = 2,6. За этим последовало противостояние со своим конкурентом опытным истребителем Vought XF8U-3 Crusader III, которое для компании McDonnell оказалось настолько удачным, что в декабре 1958 года управление аэронавтики выдало контракт на первые 375 экземпляров.
Производство началось с завода компании в Сен-Луисе и на момент завершения в 1977 году были построено 5057 машин. Из них 2640 самолетов поступили на вооружение ВВС США, в то время как первоначальные заказчики – ВМС США и КМП США – согласились на 1264 машины. Первоначально ВВС США обозначили свои «фантомы» как F-110, но в 1962 году после проведенного Пентагоном упрощения типовых обозначений самолеты были переобозначены как F-4.
Первые 47 машин заказанной американским флотом проверочно-испытательной серии имели обозначение F4H-1F, а массивные двигатели General Electric J79-GE-2 (или варианта J79-GE-2A) на максимальном режиме развивали тягу по 46,05 кН (4699 кгс) и на форсажном режиме по 71,9 кН (7332 кгс) придавали самолету брутальную силу, разгонявшую его до сверхзвуковой скорости.
Поскольку командование ВМС США было заинтересовано в том, чтобы представить свои машины в лучшем свете, то вскоре «фантомы» стали появляться в списке самолетов, установивших тот или иной рекорд. Технические возможности «фантомов» еще более возросли, когда в течение небольшого времени двигатели J79-GE-2 были заменены более мощными J79-GE-8 с тягой на максимальном и форсажном режимах 48,5 кН (4950 кгс) и 75,6 кН (7718 кгс) соответственно. Тем временем компания General Electric разработала систему охлаждения воздуха перед компрессором турбореактивного двигателя (Pre-Compresor Cooling – PCC), в которой воздух перед подходом к двигателю проходит через туман дистиллированной войны. Данная система значительно увеличила мощность двигателя и облегчила работу компрессора, который не всасывал слишком горячий воздух.
Система PCC использовалась компанией McDonnell на большинстве машин, которые устанавливали рекорды. Первый был установлен 6 декабря 1959 года, когда лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) Л. Э. Флинт (L. E. Flint) достиг динамического потолка 30040 метров и превзошел июльское достижение Владимира Ильюшина.
В сентябре 1960 года были установлены еще два рекорда. Пятого числа подполковник Т. Х. Миллер (Т. H. Miller) на дистанции 500 километров показал среднюю скорость 1958,2 км/ч, а двадцать дней спустя коммандер (капитан 2-го ранга) Джон Ф. Дэвис (John F. Davis) пролетел по стокилометровой замкнутой трассе со скоростью 2237,3 км/ч. 8 декабря 1961 года коммандером (капитаном 2-го ранга) Джорджем У. Эллисом (George W. Ellis) был установлен рекорд высоты устойчивого полета 20252 метров. В период с января 1961 года по март 1962 года «фантомы» установили несколько рекордов скороподъемности: набор высоты 3000 метров – 34,5 секунд; 9000 метров – 61,7 секунда; 15000 метров – 114,5 секунд; 20000 метров – 3 минуты 50,4 секунд и 20000 метров – 6 минуты 11,4 секунд.
Однако для нас наибольший интерес представляют абсолютные рекорды скорости. Выше мы говорили о первом из них, но его достижение было более драматичным, чем может показаться. Во-первых, первоначально рассматривавшаяся трасса в районе соленого озера Солтон-Си (Salton Sea) была отвергнута после того как ударные волны разрушили несколько жилых домов, хозяева которых смогли отсудить миллионы долларов компенсации. Трасса была проложена в местности под названием Тринити-Сайт (Trinity Site), расположенной в пустыне Уайт-Сэндс (White Sands) неподалеку от авиабазы ВВС Холломан (Holloman), штат Нью-Мексико, – там, где раньше испытывали ядерное оружие. В августе 1961 года во время испытаний на казалось бы более безопасной высоте 1430 метров разбился и привел к гибели летчика-испытателя, который отрабатывал развороты на малых высотах. Затем экипаж Хардисти/Де Эш сел в «фантом» с серийным номером 145307 и нанесенным на борта собственным именем Sageburner. Машина была специально модернизирована для установления рекорда: она получила более низкий и прочный фонарь кабины и систему PCC. В настоящим момент Sageburner находится в коллекции Национального музея воздухоплавания и астронавтики, Вашингтон, округ Колумбия.
Ни компания McDonnell, ни Корпус морской пехоты США не прошли мимо установления мирового рекорда скорости на дистанции 15/25 километров. Полковник Роберт Б. Робинсон (Robert B. Robinson) на «фантоме» с серийным номером 142260 и собственным именем Skyburner готовился к рекордному полету на авиабазе Эдвардс, которая была снабжена мерной базой длиной 16,1 километров. Набор высоты 12200 метров потребовал огромного расхода топлива. Эта проблема была решена путем установки трех дополнительных топливных баков общей емкостью 5072 литров. Средний бак, имевший наибольшую емкость, пилот сбрасывал после набора скорости установления рекорда. Во время подхода к мерной трассе и придания машине необходимого ускорения, остальные два бака сбрасывались, и полковник Робинсон прошел над первой контрольной точкой на аэродинамически чистой машине. Во время первого пролета была зарегистрирована скорость 2517 км/ч, затем пилот развернул свой «фантом», включил форсаж и благодаря дополнительному ускорению разогнался до 2654. Общий результат: 22 ноября 1961 года Роберт Б. Робинсон с результатом 2585,43 км/ч стал самым быстрым человеком на планете.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: McDonnell YF4H-1 Phantom II Skyburner
Назначение: палубный многоцелевой истребитель
Статус: второй прототип (впоследствии серийное производство)
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два ТРДФ General Electric J79-GE-2 с тягой на максимальном режиме по 46,05 кН (4699 кгс) и на форсажном режиме по 71,9 кН (7332 кгс)
Размеры:
размах крыла 11,71 м
длина 17,77 м
высота 4,95 м
площадь крыла 49,24 м²
Масса:
взлетная 20865 кг *
Летные характеристики:
максимальная скорость 2654 км/ч
* взлетная масса F4H-1 Sageburner составляла 18150 кг
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa McDONNELL F4H-1 /F-4/ PHANTOM II USA 1959-61» «L+K» 15/93, стр.14-15/966-967
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-samye-bystrye-samolety-v-mire-chast-41