Юлия Лиморенко. Микены, Спарта, далее везде: из-за кого началась Троянская война
Оставим ненадолго Трою и вернёмся к ахейцам — так их называл Гомер. Мы остановились на том, что спартанский царь Тиндарей помог Агамемнону занять престол отца и деда в Микенах. А кто такой Тиндарей и при чём он тут вообще?
Отец Тиндарея правил в Спарте; по ряду версий, он был женат на дочери Персея. После смерти отца брат Тиндарея Гиппокоон выпнул братца из дома, и тот, как многие герои, пошёл по белу свету счастья искать. В Этолии он прижился у тамошнего царя и помог ему разобраться с каким-то гадами, которые с ним воевали. В благодарность царь отдал ему в жёны свою дочь Леду. Такие же истории мы уже встречали: Беллерофонт, Дардан… Накатанная колея, в общем.
Тем временем Гиппокоон ухитрился оскорбить Геракла, и герой его убил. Тут было самое время Тиндарею вернуться в Спарту и царствовать в своё удовольствие. А Леда стала рожать ему детей. Вот только…
Сыновья-близнецы, которых звали Кастор и Полидевк, называются ещё иначе Диоскуры. Это имя буквально значит «сыновья Зевса». Понимаете, да? Не Тиндарея, а Зевса. По крайней мере, один 🙂 Так часто бывает в мифах: из двух близнецов один божественный, а другому не повезло. Вот и про этих есть версия, что Полидевк был сын Зевса, а Кастор — Тиндарея. Но близнецы, да. И очень они были дружны, всегда всё делали только вдвоём. Вместе спасли сестру Елену от злого Тесея (мы про это уже говорили), вместе плавали с Ясоном в Колхиду, и Полидевк (по версии) убил царя бебриков.
Но кончилось с ними плохо: поссорились с двумя идиётами, и смертного брата, Кастора, убили. Его убийцу Полидевк, естественно, тоже приквакнул, но мёртвого уже не вернуть… Зевс предложил Полидевку подняться на небо, поскольку он бессмертный, но тот не захотел оставлять брата в царстве Аида, поэтому поделился с ним частицей бессмертия. И теперь они α и β созвездия Близнецов.
В общем, Леда Зевсу определённо нравилась, а супружеские узы его никогда не стесняли. И вот она рожает дочку Клитемнестру — от мужа, а Елену — от Зевса… в облике лебедя. Причём не просто рожает — яйцо сносит! И насиживает, да 🙂
Впрочем, злые языки другие версии утверждают, что Леда всего лишь подобрала яйцо, снесённое богиней Немесис (Немезидой), которая тоже понесла от Зевса. И когда из яйца вылупилась девочка, Леда гадкого утёнка пригрела, как родного: девочка была очень красивая.
Тиндарей, пока жена рожает от бога, обзаводится серьёзной репутацией в греческом мире. Серьёзный царь, помог Агамемнону вернуть отцовский трон, а что извлёк из этого некоторые выгоды для себя — ну кто ж его упрекнёт… И вот когда Елена подросла, женихи к ней пошли нескончаемым потоком. Да какие! Диомед, Менелай, Патрокл, оба Аякса… говорят, даже Одиссей отметился, хотя по ряду версий он уже был счастливо женат на своей Пенелопе. В общем, безнаказанно выпнуть вон таких героев Тиндарей счёл опасным. И тут Одиссей подсказал ему выход: надо взять со всех женихов клятву, что, кто бы ни стал мужем Елены, они не станут воевать между собой, а в случае чего придут счастливчику на помощь.
Такие речи герои понимали! Это мы завсегда, это мы без проблем, решили греческие женихи высшей лиги и заключили союз. Тут бы им задуматься, но… не получилось. Потому что будущий муж Елены был фактически предопределён.
К тому времени Агамемнон, старший из братьев, уже был женат на Клитемнестре. У кого больше шансов на Елену? Правильно… Менелай получает желанный приз, и все цари Аттики и ближайших окрестностей (например, Крита :)) оказываются связаны с ним обещанием защищать его честь. Вообще Менелай везуч: мало того что получил такую жену, ещё и трон Спарты ему тесть передал после смерти сыновей. И снова мы видим наследование по браку!
Елена как дочь Зевса считается прекраснейшей из женщин. Вот зря они это сказали, зря. Потому что дальше в историю влезли боги, и пошёл такой разврат… Но к этому мы ещё вернёмся, а пока про Елену.
Как вы уже догадались, её божественное происхождение — не просто так. Весьма вероятно, что она была самостоятельным божеством, видимо, негреческого (критского?) происхождения. Елену как дочь Зевса почитали и в Спарте, и на островах, например, на Родосе. В Спарте рос священный платан Елены, а на Родосе у неё был эпитет «Древесная». Похоже, это была богиня растений и плодородия. Как и большинство богинь, на самом деле.
Надо заметить, что черты божественного в Елене заметны ещё в гомеровском эпосе: на саму Елену никто не гневается, не предъявляет ей претензий за легкомыслие. Даже троянцы относятся к ней очень тепло. Отчасти это объясняется пониманием, что она — лишь орудие воли богов, а отчасти — её красотой. Красота — это её ключ ко всем дверям. Обвинять Елену в сластолюбии и супружеской неверности начала много позже, в трагедиях эпохи классики. Но тогда и мораль была уже иная, и подзабылось, что такое воля богов, явленная прямо.
Вот такие приключения. Уважайте лебедей!
источник: https://author.today/post/475470