Самые быстрые самолеты в мире. Часть 38 Истребитель Lockheed F-104 Starfighter, США 1958-77
В истории авиации наберется немного образцов летательных аппаратов, которые на протяжении всей своей карьеры сопровождались полностью противоположными оценками; одним из таких самолетов был способный разгоняться до скорости М = 2,0 истребитель Lockheed F-104 Starfighter. В то же самое время «старфайтер» – один из немногих самолетов, смогших установить столько мировых рекордов в различных категориях.
Главный конструктор компании Lockheed Кларенс Л. «Келли» Джонсон, работая в сверхсекретном подразделении перспективных разработок Skunk Works, Бербанк, штат Калифорния, внимательно следил за ходом воздушных боев в Корее и общался с их непосредственными участниками – летчиками-истребителями ВВС США. Согласившись с их мнением и зная о продукции ряда европейских авиастроительных компаний, Джонсон пришел к выводу, что ВВС США не имеют скоростного истребителя, предназначенного в первую очередь для уничтожения воздушных целей. Существовавшая линия развития вела к созданию все более тяжелых и сложных боевых машин, которые все больше отходили от идеала истребителя для завоевания превосходства в воздухе (Air Superioty Fighter).
В своих отношениях с командованием ВВС США Джонсон не добился больших успехов. Самое ранее предложение, выдвинутое компанией Lockheed осенью 1950 года, было отклонено военными в январе 1951 года, но упорный Джонсон не думал сдаваться. В ноябре 1952 года Джонсоном был предложен новый проект. К тому времени в командовании ВВС США созрело решение, что вскоре будет необходимо заменить тяжелый истребитель F-100 Super Sabre на более легкую машину, выпустило требования к самолету, способному достичь или преодолеть скорость вдвое большую скорости звука. 12 марта 1953 года был объявлен победитель конкурса – компания Lockheed и Model 83, два прототипа которого были заказан под обозначением XF-104. Конструкторские работы до и после этого этапа сопровождались большим количеством проблем и их перечисление свело бы к минимуму бы тему рекордов истребителя Starfighter, которой посвящена данная статья. Мы лишь перечислим только самые необходимые данные для ознакомления.
XF-104 удивил очень маленьким и очень тонким крылом; его аэродинамический профиль с относительной толщиной 3,36% был уникальным. Крыло имело не только элероны и закрылки, но и отклоняющуюся переднюю кромку. Очень длинный фюзеляж оканчивался Т-образным хвостовым оперением и из-за опасения столкновения с ним при катапультировании кресло пилота из кабины выбрасывалось вниз. Это было спорное техническое решение, от которого впоследствии отказались. Прототипы были оснащены двигателями Wright XJ65-W-3, представлявшими собой лицензионные британские двигатели Armstrong Siddeley Sapphire производства компании Buick. На первом этапе летных испытаний прототип, имевший серийный номер 53-7783 и оснащенный двигателем без форсажной камеры, совершил короткий «подскок» 28 февраля 1954 года. Первый полет прототипа, в кабине которого сидел шеф-пилот компании Тони Левьер (Tony LeVier), состоялся 4 марта. После установки форсажной камеры тяга двигателя возросла с 34,67 кН (3538 кгс) до 46,67 кН (4765 кгс), и 22 марта 1955 года летчик-испытатель Рэй Гудни (Ray Goudney) смог разогнать прототип 53-7787 до скорости М = 1,79 (2130 км/ч). Вскоре после этого первый прототип разбился.
Относительное разочарование результатами испытаний XF-104 было исправлено посредством самолета Model 183, который под обозначением YF-104A был заказан в 17 экземплярах. Первый YF-104A впервые взлетел 17 февраля 1956 года и от своего предшественника отличался более широким фюзеляжем, новыми воздухозаборниками, увеличенным запасом топлива и т.д.. Еще одним важным новшеством YF-104A была силовая установка: ТРД General Electric XJ79-GE-3 с тягой 41,34/65,78 кН (4218/6713 кгс). Встроенное вооружение осталось прежним: шестиствольная 20-мм пушка Vulcan. Вслед за предсерийными YF-104A началось серийное производство модификации F-104A, первые экземпляры которой поступили на вооружение ВВС США в декабре 1958 года. На истребители F-104 последовательно устанавливались все более и более мощные двигатели; так, например, J79-GE-19 развивал тягу 79,56/81,19 кН (8112/8279 кгс).
Нельзя сказать, что эксплуатация модификации F-104A была беспроблемной, но количество аварий и катастроф у последующих за ней вариантов – истребителей-бомбардировщиков F-104C (Model 483) и F-104G (Model 683) – было столь большим, что вызвало возмущение общественного мнения. С другой стороны, бесспорным успехом были различные авиационные рекорды.
Старт серии рекордов был дан майором Х. К. Джонсоном (H. C. Johnson), который поднял свой YF-104A с авиабазы Эдвардс и поднялся до фантастической высоты 27811 метров. Затем капитану Уолтеру У. Ирвину (Walter W. Irwin; действовал с той же авиабазы Эдвардс) было поручено установить к 17 мая абсолютный рекорд скорости, чтобы достойно встретить день вооруженных сил США. Ранним утром 15 мая капитан Ирвин взлетел и набрав высоту 12200 метров пролетел над мерной трассой. Форсажная камера не работала, и мощности двигателя было недостаточно. Уолтер Ирвин пересел в другой самолет YF-104A, но и на этот раз не достиг достойной рекорда скорости. На третьей машине капитан Ирвин смог разогнаться до скорости 2400 км/ч, но во время разворота для второго прохода над мерной трассой, но тут вновь из строя вышла форсажная камера. После этих неудачных попыток небо покрыли облака, не позволившие проводить дальнейшие испытания.
![схема рекордного самолета YF-104A (серийный номер 55-2969); рисунок инженера З. Одехнала](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-02.jpg)
схема рекордного самолета YF-104A (серийный номер 55-2969); рисунок инженера З. Одехнала
Ситуация была напряженной: приближалась дата праздника, а нового рекорда скорости еще не было! 16 мая капитан Ирвин вновь взлетел на YF-104A, набрал высоту 13000 метров и выполнил два пролета над мерной трассой; расчетная скорость была 2310 км/ч, но аппаратура сработала неточно. Ирвин вновь сменил самолет. На этот раз это был YF-104A (55-2969), который в отличие от своих предшественников был оснащен не «вылизанным» двигателем J79-GE-3A, а стандартной силовой установкой. На удивление на это раз все сработало как надо: во время первого пролета машина Уолтера Ирвина показала скорость 2358 км/ч, а во время второго 2161 км/ч. Зафиксированные показания были признаны, и ФАИ признала за США новый абсолютный рекорд скорости 2259,65 км/ч.
![YF-104A (серийный номер 55-2969) капитана Уолтер Ирвин приземляется на ВПП авиабазы Эдвардс; 16 мая 1958 года; снимок ВВС США](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-17.png)
YF-104A (серийный номер 55-2969) капитана Уолтер Ирвин приземляется на ВПП авиабазы Эдвардс; 16 мая 1958 года; снимок ВВС США
![капитан Уолтер Ирвин в кабине YF-104A (серийный номер 55-2969) сразу после посадки; 16 мая 1958 года](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-18.jpg)
капитан Уолтер Ирвин в кабине YF-104A (серийный номер 55-2969) сразу после посадки; 16 мая 1958 года
После заминки, сопровождавшей установление рекорда скорости, «старфайтеры» буквально выдали на-гора целую серию достижений. В декабре 1958 года F-104 установил три рекорда скорости набора высоты: 3000 метров – за 41,35 секунду, 15000 метров – за 131,1 секунду и 25000 метров – за 266,3 секунд. Год спустя 14 декабря 1959 года капитан Джозеф Б. Джордан (Joseph В. Jordan) на F-104C поднялся на высоту 31515 метров. 2 апреля 1963 года летчица Жаклин Кокран на двухместном TF-104G установила женский рекорд скорости на мерной базе 15-25 километров – 2049 км/ч, а 1 мая на дистанции 100 километров – 1937 км/ч. Когда ее соперница француженка Жаклин Ориоль (Jacqueline Auriol) на истребителе Mirage IIIC побила эти рекорды, Кокран вновь вступила в бой, на этот раз на одноместном F-104G. Абсолютный рекорд скорости, установленный Жаклин Кокран 11 мая 1964 года, был равен 2300 км/ч, 1 июня она установила абсолютный рекорд на дистанции 100 километров (2097 км/ч), а 3 июня – абсолютный рекорд на дистанции 500 километров (1814 км/ч).
![Жаклин Кокран на фоне Lockheed TF-104G Starfighter (N104L); снимок ФАИ](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-05.jpg)
Жаклин Кокран на фоне Lockheed TF-104G Starfighter (N104L); снимок ФАИ
![самолет, установивший рекорд скорости Lockheed TF-104G Starfighter N104L; снимок Lockheed](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-06.jpg)
самолет, установивший рекорд скорости Lockheed TF-104G Starfighter N104L; снимок Lockheed
![Жаклин Кокран на фоне Lockheed F-104G Starfighter (серийный номер 62-12222) на авиабазе Эдвардс, 1964 год; снимок ФАИ](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-07.png)
Жаклин Кокран на фоне Lockheed F-104G Starfighter (серийный номер 62-12222) на авиабазе Эдвардс, 1964 год; снимок ФАИ
![Lockheed F-104G Starfighter (серийный номер 62-12222) выруливает на ВПП. Авиабаза Эдвардс, 1964 год; снимок ФАИ](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-08.png)
Lockheed F-104G Starfighter (серийный номер 62-12222) выруливает на ВПП. Авиабаза Эдвардс, 1964 год; снимок ФАИ
Но это еще не конец цепи рекордов. Знаменитый американский летчик Дэррил Гринамайер (Darryl Greenamyer) в середине 1970-х годов совместно с компанией American Jet Industries, Ван-Найс (Van Nuys), штат Калифорния, модифицировал один истребитель-бомбардировщик F-104G в вариант F-104RB, получивший собственное имя Red Baron и номер гражданской регистрации N104RB. Самолет получил двигатель J79-GE-10 с увеличенной до 80,0 кН (8165 кгс) тягой, и 24 октября 1977 года в полете над озером Мад-лейк (Mud Lake), Тонопа (Tonopah), штат Невада, Дэррил Гринамайер установил еще один рекорд скорости. Это был «старомодный» рекорд скорости на мерной трассе длиной 3 километра – 1590,45 км/ч. Затем Гринамайер попытался установить рекорд высоты, но его машина разбилась; сам пилот успел катапультироваться и спастись.
![Дэррил Гринамайер](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-15.jpg)
Дэррил Гринамайер
![рекордный самолет Lockheed F-104RB](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2022/06/nejrychlejsi-letadla-sveta-38-14.jpg)
рекордный самолет Lockheed F-104RB
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Lockheed YF-104A (55-2969) Starfighter
Назначение: истребитель-перехватчик
Статус: предсерийный (малосерийное производство)
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один ТРДФ General Electric J79-GE-7 с тягой 4536 кгс на максимальном режиме и 7170 кгс на форсажном режиме
Размеры:
размах крыла 6,63 м
длина 16,66 м
высота 4,11 м
площадь крыла 18,22 м²
Масса:
взлетная 8159 кг*
Летные характеристики:
максимальная скорость 2358 км/ч
* Примечание: F-104RB весил 6500 кг
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa LOCKHEED F-104 STARFIGHTER USA 1958-77» «L+K» 12/93, стр.14-15/762-763