Самые быстрые самолеты в мире. Часть 2. Легкий самолет Voisin-Farman No.1, Франция, 1907
В начале двадцатого века парижский адвокат Эрнест Аршдекон был известным спонсором проживавших во Франции пионеров авиации. С 1902 года он финансировал разработку и испытания многих планеров, благодаря чему французские пионеры авиации приблизились к уровню американцев братьев Райт. В 1904 году Габриэль Вуазен на копии планера братьев Райт впервые публично поднялся в воздух. Таким образом, он стал первым по-настоящему летающим французом. В свою очередь его брат Шарль Вуазен в марте 1907 года стал первым французом, поднявшим в небо самолет (не стоит забывать, что летавший в Париже Альберто Сантос-Дюмон был бразильцем).
В Бийанкуре братья Вуазен открыли авиационный завод, на котором изготавливались самолеты как их собственной конструкции, так и других пионеров авиации. В 1907 году проживавший во Франции богатый англичанин, художник и спортсмен Генри Фарман (позднее сменил имя [Henry] на французское написание – Анри [Henri]) заказал братьям Вуазен постройку самолета. Как можно заметить, иностранцы имели большое значение для развития французской авиации.
Самолет Voisin-Farman No.1 был бипланом с силовым набором из реек и полотняной обшивкой. Хвостовое оперение имело коробчатую конструкцию и первоначально имело размах в две трети размаха крыльев. Многие элементы конструкции самолета – покрытая обшивкой гондола, изобретательно спроектированное шасси, рули направления и управление по высоте с помощью рулевого колеса – были на тот момент новым и весьма прогрессивным словом в авиастроении. В задней части фюзеляжной гондолы размещался двигатель Antoinette, развивавший мощность 50 л.с. (37 кВт) и вращавший двухлопастный толкающий винт. В передней части самолета был установлен руль высоты, тяга управления которым проходила назад по верхней части гондолы.
Самолет для Анри Фармана стал третьей машиной, построенной Вуазеном. Новый владелец 30 сентября 1907 года поднял самолет в небо, и в этом же году Анри Фарман в Исси-ле-Мулино предпринял попытку установить новый рекорд. В присутствии комиссаров ФАИ он продержался в воздухе 52,6 секунды и пролетел 771 метр. Это означало, что Фарман установил одновременно рекорды дальности полета и скорости – 52,77 км/ч.
После первых полетов Анри Фарман немного модифицировал свой самолет. Размах переднего горизонтального хвостового оперения был сокращен на 2,7 метра; аэродинамический профиль руля высоты был сохранен. Модифицированная машина, с которой Анри Фарман добился впечатляющих результатов, называлась No.1bis или No.1(mod).
Анри Фарман сосредоточился на завоевании приза Эрнеста Аршдекона и Анри Дойч де ла Мерта: Сумма в 50 000 франков должна была достаться тому пилоту, кто первым пролетит дистанцию 1000 метров. 9 декабря 1907 года Фарман уже преодолел эту дистанцию (1030 метров), но представители французского аэроклуба не присутствовали при этом. Более чем тысячеметровый полет, во время которого машина Фармана продержалась в воздухе 28 секунд, был официально зарегистрирован 13 января 1908 года в Исси-ле-Мулино. 1908 год был значительным и решающим для Анри Фармана. В этом году он совершил ряд полетов с пассажирами. Помимо этого 21 марта он пролетел двухкилометровую трассу, а 30 октября Фарман выполнил «сверхдальний» перелет: за 20 минут он пролете 27 километров по маршруту Буи (Bouy) – Реймс. На следующий день в Шалоне Анри Фарман набрал высоту 25 метров, что принесло ему еще один приз.
легкий самолет Voisin-Farman No.1/No.1bis [No.1(mod)]; сборка фотографий Мирослава Балоуса
Опыт, полученный в ходе полетов и модернизации No.1, пригодился Анри Фарману при проектировании и изготовлении собственного самолета, работа над которым началась в Шалоне в 1908 году. В конструкцию своего самолета Анри Фарман ввел элероны и удалил фюзеляжную гондолу, к которой он затем вернулся снова. Спустя некоторое время его брат Морис также начал создавать самолеты. В первые годы развития авиации и Анри, и Морис Фарманы были увлечены общей концепцией: фюзеляжная гондола, толкающий винт и (в течение некоторого времени) расположенные в носу рули высоты.
В 1912 году Анри и Морис Фарманы объединились и открыли авиационный завод в Бийанкуре. Их самолеты применялись во французской, британской и русской авиации. Даже после 1918 года их самолеты вне зависимости от назначения – тяжелые бомбардировщик или же гоночные самолеты – характеризовались некоторой неуклюжестью. Компания Voisin была переведена в Исси-ле-Мулино и в конце войны перешла к самолетам обычной конструкции. В 1919 году заказы военного времени сильно сократились, и Габриэль Вуазен был вынужден покинуть авиационную индустрию и переключиться на производство автомобилей.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Voisin-Farman No.1
Назначение: легкий самолет
Статус: единичное производство
Экипаж: 1 чел.
Размеры:
размах крыльев 10,00 м
длина 10,50 м
площадь крыльев 40,00 м²
Вес:
взлетный 530 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 67 км/ч [1]
практический потолок 25 м
дальность полета 27 км
[1] максимальная скорость, которая была достигнута во время испытаний и официально не была зарегистрирована
источник: VÁCLAV NĚMEČEK «Nejrychlejší letadla světa. VOISIN-FARMAN No.1. FRANCIE 1907» // Letectvi+Kosmonautika 2-1992, стр.12-13/76-77