Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.
Данная статья продолжает цикл публикаций, рассказывающих о том, какими были самолеты СССР Второй мировой войны. Цикл призван систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
69-й истребительный авиационный полк был сформирован в сентябре 1939 г. в Одесском военном округе в составе четырех эскадрилий на самолетах И-16 из истребительных эскадрилий 3-й и 7-й авиабригад 3-й Авиационной Армии особого назначения. В июне-июле 1940 г. полк принимал участие в освобождении Бессарабии. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 69-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 69-й ИАП был преобразован в 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено 15 237 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 507 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 190 самолетов и 72 летчика.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-16. На монопланах Поликарпова 69-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав практически без перерывов до середины октября, передал все уцелевшие самолеты в другие полки и убыл в тыл на доукомплектование и перевооружение. Безвозвратные потери И-16 составили 55 машин (из них 32 «ишака» было потеряно по боевым причинам).
ЛаГГ-3. На истребители данного типа 9-й Гв.ИАП был перевооружен в 11-м запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта (г. Кировобад) и приступил к боевой работе на них в середине июня 1942 г. За трехмесячный период эксплуатации ЛаГГ-3 (до середины сентября) в боях и летных происшествиях было потеряно 65 машин.
Як-1. 18.09.1942 полк был переброшен на левый берег Волги в тыл Сталинградского фронта, где получил и освоил истребители Як-1. В ноябре по приказу командующего 8-й ВА 9-й Гв.ИАП был переформирован в так называемый «полк асов» и пополнен летным составом, имеющим боевой опыт. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в декабре 1942 г. и летал на истребителях Яковлева до конца июля следующего года. Безвозвратные потери Як-1 по всем причинам за этот период составили 19 самолетов.
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). В начале августа 1943 г. 9-й Гв.ИАП был выведен в тыловую полосу Южного фронта для переучивания и перевооружения на американские истребители «Аэрокобра». Боевую работу на новом типе полк начал в середине августа и провоевал на нем до последних дней мая 1944 г., потеряв за этот период по боевым и не боевым причинам 24 «Аэрокобры».
Ла-7. На новейшие и самые совершенные на тот момент отечественные истребители полк был перевооружен на аэродроме Чкаловское Московского ВО и участвовал на них в боевых действиях с конца октября 1944 г. до последних дней войны. Потери «Лавочкиных» в боях и летных происшествиях составили 27 машин.
источники: https://warspot.ru/1279-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-viii