Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII

17

Другие части цикла

Самолеты советских истребительных авиаполков. Часть VIII

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

Данная статья продолжает цикл публикаций, рассказывающих о том, какими были самолеты СССР Второй мировой войны. Цикл призван систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

69-й истребительный авиационный полк был сформирован в сентябре 1939 г. в Одесском военном округе в составе четырех эскадрилий на самолетах И-16 из истребительных эскадрилий 3-й и 7-й авиабригад 3-й Авиационной Армии особого назначения. В июне-июле 1940 г. полк принимал участие в освобождении Бессарабии. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 69-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 года до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).

7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 69-й ИАП был преобразован в 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, выполнено 15 237 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 507 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 190 самолетов и 72 летчика.

В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:

И-16. На монопланах Поликарпова 69-й ИАП вступил в боевые действия 22 июня 1941 г. Провоевав практически без перерывов до середины октября, передал все уцелевшие самолеты в другие полки и убыл в тыл на доукомплектование и перевооружение. Безвозвратные потери И-16 составили 55 машин (из них 32 «ишака» было потеряно по боевым причинам).

Асы 9-го Гв.ИАП Султан Амет-хан, Гергий Кузьмин и Иван Борисов у полкового Як-1, имеющего интересное декоративное оформление носовой части (фото из книги Бута Бутаева «Амет-хан Султан»)

Асы 9-го Гв.ИАП Султан Амет-хан, Гергий Кузьмин и Иван Борисов у полкового Як-1, имеющего интересное декоративное оформление носовой части (фото из книги Бута Бутаева «Амет-хан Султан»)

ЛаГГ-3. На истребители данного типа 9-й Гв.ИАП был перевооружен в 11-м запасном истребительном авиаполку Закавказского фронта (г. Кировобад) и приступил к боевой работе на них в середине июня 1942 г. За трехмесячный период эксплуатации ЛаГГ-3 (до середины сентября) в боях и летных происшествиях было потеряно 65 машин.

Як-1. 18.09.1942 полк был переброшен на левый берег Волги в тыл Сталинградского фронта, где получил и освоил истребители Як-1. В ноябре по приказу командующего 8-й ВА 9-й Гв.ИАП был переформирован в так называемый «полк асов» и пополнен летным составом, имеющим боевой опыт. К боевой работе на новой матчасти полк приступил в декабре 1942 г. и летал на истребителях Яковлева до конца июля следующего года. Безвозвратные потери Як-1 по всем причинам за этот период составили 19 самолетов.

Летный состав 9-го Гв.ИАП у истребителя «Аэрокобра». Слева направо: Александр Карасев, Владимир Лавриненков, Иван Королев, Аркадий Ковачевич, Анатолий Морозов (командир полка), Алексей Алелюхин, Султан Амет-хан, Иван Борисов, Павел Головачев. Из девяти летчиков пятеро – Герои Советского Союза, и четверо – Дважды Герои (фото предоставлено Евгением Арсеньевым)

Летный состав 9-го Гв.ИАП у истребителя «Аэрокобра». Слева направо: Александр Карасев, Владимир Лавриненков, Иван Королев, Аркадий Ковачевич, Анатолий Морозов (командир полка), Алексей Алелюхин, Султан Амет-хан, Иван Борисов, Павел Головачев. Из девяти летчиков пятеро – Герои Советского Союза, и четверо – Дважды Герои (фото предоставлено Евгением Арсеньевым)

«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США). В начале августа 1943 г. 9-й Гв.ИАП был выведен в тыловую полосу Южного фронта для переучивания и перевооружения на американские истребители «Аэрокобра». Боевую работу на новом типе полк начал в середине августа и провоевал на нем до последних дней мая 1944 г., потеряв за этот период по боевым и не боевым причинам 24 «Аэрокобры».

Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир 9-го Гв.ИАП, Дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков, зима–весна 1945 г. (рисунок автора)

Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир 9-го Гв.ИАП, Дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков, зима–весна 1945 г. (рисунок автора)

Истребители Ла-7 из состава 9-го Гв.ИАП в ангаре, Восточная Пруссия (фото из книги «La-5&La-7 In Action»)

Истребители Ла-7 из состава 9-го Гв.ИАП в ангаре, Восточная Пруссия (фото из книги «La-5&La-7 In Action»)

Летчик 9-го Гв.ИАП Черненко перед посадкой в кабину своего Ла-7 (фото предоставлено Милошем Вештшиком, Чехия)

Летчик 9-го Гв.ИАП Черненко перед посадкой в кабину своего Ла-7 (фото предоставлено Милошем Вештшиком, Чехия)

Ла-7. На новейшие и самые совершенные на тот момент отечественные истребители полк был перевооружен на аэродроме Чкаловское Московского ВО и участвовал на них в боевых действиях с конца октября 1944 г. до последних дней войны. Потери «Лавочкиных» в боях и летных происшествиях составили 27 машин.

Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир эскадрильи 9-го Гв.ИАП, Дважды Герой Советского Союза Павел Головачев (рисунок автора)

Реконструкция внешнего вида Ла-7, на котором воевал командир эскадрильи 9-го Гв.ИАП, Дважды Герой Советского Союза Павел Головачев (рисунок автора)

Самолет Ла-7 командира эскадрильи 9-го Гв.ИАП, Дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина, построенный на средства, собранные коллективом Треста № 41 НКАП (http://waralbum.ru)

Самолет Ла-7 командира эскадрильи 9-го Гв.ИАП, Дважды Героя Советского Союза Алексея Алелюхина, построенный на средства, собранные коллективом Треста № 41 НКАП (http://waralbum.ru)

Реконструкция внешнего вида Ла-7 с предыдущего снимка (рисунок автора)

Реконструкция внешнего вида Ла-7 с предыдущего снимка (рисунок автора)

источники: https://warspot.ru/1279-samolety-sovetskih-istrebitelnyh-aviapolkov-chast-viii

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account