Самолеты Дмитрия Григоровича. Часть 27
Самолеты-штурмовики ТШ
Бомбардировщик ТБ-5 стал не единственным самолетом, который после успеха ВТ-11 решили спроектировать в ЦКБ ОГПУ. Весной 1930 г. взамен Авиатреста организовали Всесоюзное авиационное объединение (ВАО), которое более централизованно и жестко подчинялось государственным органам власти. В этот период продолжалось расширение ЦКБ, и, одновременно, появление заданий на целое семейство новых боевых самолетов. Значились среди них и самолеты-штурмовики. Известно о нескольких таких аппаратах, построенных в период 1930-1932 гг. в количестве около десяти экземпляров: ЛШ (легкий штурмовик), ШОН (штурмовик особого назначения), тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2. Упоминание их общим списком вызвано тем обстоятельством, что авторство на них до сих пор просматривается как-то расплывчато. Судя по всему, в отношении самолетов ТШ, так же как и в отношении ВТ-11, главного конструктора пытались не называть. В ОГПУ было не принято устанавливать истинных авторов.
Между тем, шила в мешке не утаишь. В частности, в 1937 г. при подготовке материалов по самолетам различных конструкторов, в специальной справке Глававиапрома авторство на самолет ШОН одновременно приписывалось Григоровичу и Поликарпову. И этому есть вполне логичное объяснение.
Организация работ в ЦКБ базировалась на убеждении, что повышение скорости и качества проектирования будет достигнуто за счет специализации инженеров и концентрации их усилий на приоритетных заданиях. Работа по созданию нового летательного аппарата начиналась небольшой группой проектировщиков в отделе предварительных проектов под руководством старшего инженера-конструктора. В случае со штурмовиками этой деятельностью руководил Н. Н. Поликарпов, который создавал их на основе предыдущих конструкций, в данном случае Р-5. Сам Николай Николаевич в этот период, как всякий арестованный специалист, не мог претендовать на какую-либо исключительность. Поэтому подготовленный им (как рядовым исполнителем) проект поступал в расчетный отдел, в котором затем просчитывали аэродинамику, прочность, веса и центровку. После проведения всех согласований и утверждения проекта конструктивная проработка самолета и уточнение всех его параметров велись в основном конструкторском отделе. Главных конструкторов (или конструктора) не было, общее руководство вели чины из ОГПУ, которые при решении производственных вопросов привлекали консультантов. Дмитрий Павлович Григорович значился таким консультантом до середины 1930 г. В ряде документов второй половины 1930 г. он значится помощником начальника ЦКБ завода №39 (заместителем начальника ЦКБ тогда называется И. И. Артамонов), поэтому именно он 14 сентября 1930 г. утвердил эскизный проект легкого штурмовика ЛШ, ставшего первым в серии этих бронированных машин ЦКБ.
Позднее, как оказалось, в наследие Григоровича определили не только штурмовики, но также И-5 и двухместный истребитель ДИ-3 с двигателем М-17.
Считая, что необходимые пояснения к истории самолетов-штурмовиков ТШ даны, приведем их краткое описание.
ЦКБ №5
Под таким обозначением в 1930 г. проектировался легкий штурмовик (ЛШ), который по своим геометрическим параметрам и технологии изготовления планера соответствовал разведчику Р-5. ЛШ отличался облегченным бронированием двигателя М-17, однако достроен не был и послужил основой при создании следующего образца – ТШ-2.
ЦКБ №6
Согласно данным В. Б. Шаврова под этим номером ЦКБ шел тяжелый бронированный штурмовик TШ-1 с двигателем М-17, который начал испытываться в январе 1931 г. Однако получается некоторая неувязка, ибо еще осенью 1930 г. начал летать ТШ-2 (ЦКБ №21). Известно также, что 22 марта 1930 г. были утверждены ТТТ на тяжелый бронированный штурмовик TШ-1 (Т.Ш.1) под два М-34 750 л.с., разработка которого была поручена ЦАГИ. В силу значительной загруженности, конструкторский отдел ЦАГИ во главе с А. Н. Туполевым предполагал переделать в TШ-1 уже построенный разведчик Р-6. Долгие переговоры с заказчиком затянулись, и в результате тяжелый двухмоторный штурмовик построен не был.
Что касается обозначения ТШ-1 применительно к одномоторному самолету, автор считает, что по причине отсутствия двухмоторной машины, в ЦКБ так стали называть (задним числом) первый опытный ТШ-2.
ЦКБ №21
Тяжелый штурмовик ТШ-2 (ЦКБ №21) разрабатывался в 1930 г. сразу за ТШ-1. Конструктивная отработка чертежей и документации велась в бригаде №5, которую после отстранения Поликарпова возглавил С. А. Кочеригин. В уточненных технических требованиях самолет назывался «тяжелый штурмовик ТШ-2 М-17». Он предназначался для поражения наземных целей с высоты полета 10-12 м. Броня весом 515–525 кг (расчетное значение) служила для защиты двигателя, топливных баков, экипажа и управления. Толщина брони выбиралась из расчета попадания пуль под углом 15-20°.
Первый опытный экземпляр ТШ-2, построенный во второй половине 1930 г., имел следующие отличия:
Двигатель БМВ-6 и передняя часть фюзеляжа бронированы включительно по кабину стрелка-наблюдателя. Бронекоробка являлась конструктивным элементом (!), вес брони составлял 532 кг. Хвостовая часть фюзеляжа ферменной конструкции с полотняной обшивкой. Крылья деревянные с полотняной обшивкой.
Топливных бака три: один внутри бронекоробки под ногами летчика и два сбрасываемых – в корневой части нижних крыльев. Радиатор, установленный в отдельном бронированном обтекателе, состоял из двух разделенных секций и прикрывался регулируемыми броневыми створками. Охлаждение двигателя этиленгликолевое.
Вооружение: два синхронных пулемета ПВ-1 калибра 7,62 мм в фюзеляже и батарея из восьми пулеметов ПВ-1 в обтекателях под нижним крылом. У стрелка – турель ТУР-7 с пулеметом ПВ-Ф.
Бомбовое вооружение состояло из шести подфюзеляжных и шести подкрыльевых кассет (каждая кассета после снаряжения включала 32 гранаты образца 1914 г.).
ТШ-2 проходил испытания в НИИ ВВС в период 2.11–26.12.1930 г. Целью испытаний называлось определение основных характеристик самолета и накопление опыта для постройки следующих экземпляров штурмовиков.
Признавалось, что летные характеристики удовлетворительные, однако
«ТШ-2 требует доводки и в настоящем виде не может быть принят на вооружение частей ВВС».
К недостаткам отнесли недоведенное вооружение, сложность покидания самолета с парашютом, плохой обзор из кабины (с высоты 100 м летчик наблюдал цель не ближе 1000 м). Всего построили 10 экземпляров ТШ-2, далее началась подготовка к серийному производству с двигателем М-27 или М-34. Однако в 1933 г. предпочтение отдавалось более перспективному моноплану ТШ-3 и работы по доводке ТШ-2 прекратили.
ЦКБ №23
Под этим шифром следовал штурмовик особого назначения (ШОН), выпущенный ЦКБ в апреле 1931 г.
Штурмовик ШОН планировалось использовать в качестве палубного самолета для предполагаемого к постройке авианосца. В частности, существовал проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в учебный авианосец с базированием на нем 26 истребителей и 16 штурмовиков.
ШОН отличался складываемой с поворотом назад бипланной коробкой крыльев для удобства хранения и транспортировки, а его шасси было выполнено в виде разнесенной пирамиды без поперечной оси для возможной подвески торпеды. Бронирование только снизу, вооружение состояло из восьми пулеметов ПВ-1, установленных в полу второй кабины. Пулеметы монтировались на особой поворачивающейся установке для стрельбы вперед, вниз и назад. Палубный штурмовик испытывался в 1932 г., однако от создания авианосцев отказались, поэтому ШОН дальнейшего продолжения не имел.
источник: Михаил Маслов «Самолеты Дмитрия Григоровича» // «Авиация и Космонавтика» 12-2013, с. 32–34