Самолеты Дмитрия Григоровича Часть 11
ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА М-15
Самолет М-15 возник в порядке дальнейшего совершенствования летающей лодки М-9 с целью получения более высоких летных характеристик. В нем предполагалась установка более мощного двигателя при одновременном уменьшении размеров — прежде всего несущей поверхности крыльев. По назначению М-15 являлся двухместным морским разведчиком с двигателем «Испано-Сюиза» мощностью 150 л.с. При приеме на службу использовалось флотское обозначение самолета ЩИ — «Щетинин с Испаной».
Изготовление первого опытного экземпляра завершилось в ноябре 1916 г. и после непродолжительных сдаточных испытаний его отправили для опытной эксплуатации в морскую школу в Баку. В январе 1917 г. из Баку последовало требование доработок М-15, основные положения которых сводились к более удобной компоновке управления и оборудования, более качественному изготовлению.
С точки зрения пилотирования летающая лодка М-15 оценивалась очень хорошо. Она обладала более высокой полетной скоростью и скороподъемностью чем М-9, особо отмечали ее высокую маневренность. Уже в ходе серийной постройки в носовой части оборудовали стрелковую установку для пулеметов «Максим» или «Льюис», причем встречались как минимум два варианта верхнего грота носовой части лодки.
М-15 определяли как средний тип между истребителем и разведчиком и в боевых условиях считали более эффективным, чем М-9. Изготовление серии этих летающих лодок началось со второй половины 1916 г., развивалось не очень стремительно, однако продолжалась довольно долго. Последние 9 машин сдали флоту в 1921 г. Всего построили 87 экземпляров М-15.
Большая часть М-15 использовалась на Балтике, ориентировочно до двух десятков на Черном море (в 1916 г. числилось 8 штук), и два экземпляра в летной школе в Баку.
Два М-15 после революции достались Финляндии, еще один такой аппарат также оказался за границами России, после чего судьба его оказалась весьма долгой и необычной. Этот М-15 с флотским номером ЩИ-1 был оставлен русскими летчиками как неисправный при отступлении из Аренсбурга.
Немцы вывезли гидроплан в Германию, где демонстрировали его сначала в качестве трофея, а затем сделали экспонатом Берлинского музея авиации, где он находился до 1945 г. Затем самолет был вывезен в Польшу, в настоящее время хранится в авиационном музее города Кракова.
источник: Михаил Маслов "Самолеты Дмитрия Григоровича" "Авиация и Космонавтика"