Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция

1

 

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в цикле статей «Тщетность рекордов».

Поступивший в семнадцать лет в национальную высшую школу искусств и ремесел (политехнический институт) Анже, департамент Мен и Луара, а в двадцать лет в национальную высшую летную школу инженер Рене Кузин (René Couzinet) был полон идей, на многие из которых он впоследствии подал заявки на патент. Военную службу Рене Кузин проходил в Бурже – сакральном месте для французской авиации, тесно связанном с началом и окончанием ряда авиационных гонок и великой историей пересечения Атлантики в 1926-27 годах. Во время воинской службы у Кузина возникли идеи, связанные с авиационными перелетами.

В июле 1927 года не имевший собственных средств Рене Кузин основал авиастроительную компанию с целью создания совершенного самолета наземного базирования с трехмоторной силовой установкой достаточной мощности, который был бы способен пересечь Атлантический океан на высокой скорости. Соблазненный идеей Кузина владелец гостиницы Мале (Malet) дал ему 50000 франков, а исполняющий обязанности генерального директора компании Hispano-Suiza Жак Лакост, также воодушевленный этой идеей, выдал Рене Кузину три 180-сильных двигателя, значительные запасы которых существовали в то время.

Зимой 1927-28 годов в Медоне на производственных мощностях компании Letord был построен Couzinet Type 10, более известный как «Arc-en-Ciel» n°1 (радуга №1). Финансируемая конструктором машина (самолет изготавливался без заключения контракта) имела чрезвычайно необычный внешний вид. Низкорасположенное крыло Type 10 имело размах 27 метров и аэродинамическое качество почти как у планера (16,7) и содержало в себе семь баков с 6300 литрами топлива (по словам конструктора с этим запасом топлива самолет мог пролететь 10000 километров). Фюзеляж самолета был крайне любопытным: его хвостовая часть задиралась верхи образовывала с килем единое целое. Поскольку Рене Кузин не верил в перелет через океан на одномоторном самолете, справедливо полагая это чрезвычайно опасным, то на спроектированной им машине были установлены три мощных двигателя. Когда компания Hispano-Suiza предложила ему три 12-цилиндровых V-образных двигателя типа 12 Lb мощностью 600 л.с. каждый, поскольку для самолета, взлетный вес которого превышал 10 тонн, мощности трех 180-сильных двигателей было недостаточно.

7 мая 1928 года авиационная техническая служба (Service technique de l’aéronautique – STAé) отказалась выдать сертификат летной годности воздушного судна под предлогом экстраординарной нагрузки на крыло. По словам представителя Рене Кузина его шеф был в ярости:

«Мой друг, Вы мне очень дороги, но если вы и через пять минут не отойдете и будете по-прежнему стоять перед самолетом, я пройду сквозь Вас!»

Не имея свидетельства летной годности, самолет совершил свой первый полет в Орли под управлением Мориса Друа (Maurice Drouhin). По его словам машина управлялась в воздухе идеально. Как писала мировая пресса, и этого мнения придерживался и Рене Кузин, с этого момента начался длительный период напряженности или даже презрения к официальным службам.

Получив, наконец, свидетельство летной годности на «Arc-en-Ciel» n°1 Рене Кузин стал готовить этот самолет для первого полета большой дальности по маршруту Париж – Алжир; экипаж Type 10 должен был состоять из двух человек – Мориса Друа и Ле Бри (Le Brix). 8 августа 1928 года «Arc-en-Ciel» n°1, который уже выполнил двенадцатичасовой полет, был представлен публике с экипажем в составе пилота Друа, штурмана Гьяноли (Gianoli), радиста Мануэля (Manuel) и механика Лане (Lanet). На это раз Рене Кузин был не у самолета и вместе с Ле Бри стоял в стороне. После 45 минут демонстрационного полета Друа, будучи в восторге от машины, набрал высоту и спикировал на полном газу. Консоли крыла начали опасно маневрировать. Морис Друа был отличным пилотом и смог выйти из пикирования и перейти в горизонтальный полет. К сожалению, машина врезалась в ангар и случилась трагедия. Лане оторвало голову, Друа разорвало левое бедро и на следующий день умер, Гьяноли и Мануэль оказались в коме.

15 августа министр торговли и промышленности Морис Бокановски позвонил Рене Кузину и во время телефонного разговора сделал заказ на три почтовых трехмоторных самолета «Arc-en-Ciel». Однако 2 сентября, когда на свой пост заступил Андре Лоран-Эйнака (André Laurent-Eynac), Морис Бокановски погиб в авиакатастрофе. Представитель STAé Сюффин-Эбер (Suffrin-Hébert) предостерег Рене Кузина:

«Вы подписали контракт? Нет, я прекрасно помню слова Бокановски, но поймите, Кузин, министры приходят и уходят, а чиновники остаются…»

Но Кузин не стал сдаваться. Гьяноли и Мануэль смогли поправиться, а городские власти Биаррица выделили 100000 франков на ремонт «Arc-en-Ciel». Руководство городов Анжер, Канны, По, Нант и западный аэроклуб организовывали мероприятия и финансовую поддержку авиаконструктору. Лоран-Эйнак выдал Рене Кузину контракт на постройку двух трехмоторных почтовых самолета, которые должны были совершать полеты на линии Бордо – Женева, а компания Hispano-Suiza передала для три двигателя 12 N для будущего «Arc-en-Ciel». Вполне вероятно, что разработанный Рене Кузином «Arc-en-Ciel» вдохновил Альбера Каку на создание программы рекордных прототипов. 17 февраля 1930 года судьба нанесла новый удар: пожар уничтожил в Медоне фабрику компании Letord и несколько самолетов, находившихся в стадии постройки. Рене Кузин нашел свободные мощности в цеху Донне (Donnet), расположенном на острове Гранд-Жатт (Île de la Jatte; в северной его части, принадлежащей коммуне Леваллуа [Levallois]).

Построенный полностью из дерева трехмоторный почтовый самолет Couzinet 33 был также известен как «demi Arc-en-Ciel» (половинка Радуги, т.к. был выполнен в масштабе ½). Этот четырехместный самолет имел крыло с аэродинамическим качеством 17. В данном крыле, основу силового набора которого составляли два еловых лонжерона, были размещены десять топливных баков. Фюзеляж был выполнен из дерева; его форма была образована шпангоутами, лонжеронами и гладкой фанерной обшивкой. Моторные рамы были изготовлены из стальных труб, сваренных при помощи автогена. Колеса Charles были оснащены тормозами. 6 октября 1931 года самолет покинул  цех Донне.

Барон Шарль де Вернёй-Пьюразу (baron Charles de Verneuilh-Puyrazeau), который хотел совершить авиационный перелет, в конце 1931 года купил Couzinet 33 и присвоил ему имя на «ville de Biarritz». C экипажем из трех человек (пилот де Вернёй-Пьюразу, штурман Макс Деве [Max Dévé] и механик Эмиль Мунш [Emile Munch]) самолет с 6 марта по 5 апреля совершил первый перелет по маршруту Франция – Новая Каледония. Ниже в таблице приведены даты, участки полета и пройденный путь:

6 марта

Ле Бурже – Истр

680 км

9 марта

Истр – Триполи

1390 км

11 марта

Триполи – Каир

1900 км

13 марта

Каир – Басра

1600 км

14-15 марта

Басра – Карачи

2030 км

17 марта

Карачи – Аллахабад

1480 км

18 марта

Аллахабад – Калькутта

750 км

19 марта

Калькутта – Моламьяйн

1200 км

20 марта

Моламьяйн – Алор-Сетар

1300 км

21 марта

Алор-Сетар – Батавия

1400 км

23 марта

Батавия – Бима

1340 км

24 марта

Бима – Купанг

580 км

26 марта

Купанг – Порт-Дарвин

820 км

28 марта

Порт-Дарвин – Камувел (Camooweal)

1180 км

29 марта

Камувел – Лонгрич

750 км

30 марта

Лонгрич – Брисбен

1050 км

5 апреля

Брисбен – Нумеа

1520 км

Когда «ville de Biarritz» совершал посадку на аэродроме Тонтута (Tontouta), Новая Каледония, его консоль задела дерево, и самолет ударился о землю. Экипаж не пострадал, однако самолет оказался непригодным для полетов. Самолет был возвращен во Францию на корабле и в цеху Донне был оснащен более мощными двигателями.

В декабре 1932 года самолет Couzinet 33-02 был представлен на авиасалоне, проходившем в парижском Большом дворце. В 1933 году барон де Вернёй-Пьюразу, который по-прежнему владел этим самолетом, совершил несколько полетов в Северную Африку. 10 октября 1933 года во время возвращения из одной такой поездки Couzinet 33-02 попал в густой туман и ударился в холм неподалеку от Блези-Ба (Blaisy-Bas), Обиньи-ле-Сомбернон (Aubigny-lès-Sombernon; Côte d’Or – золотой берег). Экипаж самолета погиб.

В 1933 году Морис Росси (Maurice Rossi), желавший совершить кругосветное путешествие на самолете, попросил Рене Кузина создать самолет с крейсерской скоростью 300 км/ч и дальностью полета 6000 километров. Кузин предложил Морису Росси Couzinet 150 – скоростной моноплан с низкорасположенным крылом и неубирающимися стойками шасси, способный развивать максимальную скорость … 417 км/ч (теоретически) и оснащенный радиальным девятицилиндровым 575-сильным двигателем Hispano-Suiza 9V.

Данный проект без каких-либо возражений был принят STAé, однако его финансирование представляло серьезную проблему. Рене Кузин предложил опционную цену [1], которая охватывала лишь часть проекта. Со своей стороны STAé предлагала 200000 франков с правом приобретения самолета государством. Переговоры с Росси продолжались некоторое время, и, наконец, Рене Кузин принял условия. Вопрос был закрыт 4 августа 1933 года из-за отсутствия банковского кредита. Компания Société des avions René Couzinet получила предписание поставить самолет Couzinet 150 к концу 1933 года. Раздраженный этими увиливаниями, Росси обратился к авиастроительной компании Caudron-Renault. Затем наступил 1934 год и новый министр авиации генерал Виктор Денен (général Victor-Léon-Ernest Denain) прекратил политику прототипов.

Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция
самолет для дальних перелетов Couzinet 33-01 «ville de Biarritz» в 1932 году; трехмоторная почтовая машина стала самолетом для дальних перелетов (L’Année aéronautique)

Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция
самолет для дальних перелетов Couzinet 70 (Gravure Hochain, La Poste 2000)
Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция

 
самолет для дальних перелетов Couzinet 33 «ville de Biarritz» перед перелетом Франция – Новая Каледония (Les Ailes)

Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция
экипаж самолета для дальних перелетов Couzinet 33, совершивший перелет по маршруту Франция – Новая Каледония
Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция
мемориальная доска, посвященная барону Шарлю де Вернёй-Пьюразу м совершенному под его руководством перелету Франция – Новая Каледония
Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция
самолет для дальних перелетов Couzinet 33-02 «ville de Biarritz» в экспозиции парижского авиасалона
Самолет для дальних перелетов Couzinet 33 Biarritz. Франция
Андре Лоран-Эйнак в компании Фернана Лиора (Fernand Lioré) и Анри Оливье (Henri Olivier) посещает парижский авиасалон 1932 года (Collection A. Delmas)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Couzinet Type 33 «ville de Biarritz»

Назначение: самолет для дальних перелетов

 

33-01

33-02

Силовая установка:

 

 

тип двигателя

de Havilland Gipsy III

de Havilland Gipsy Major

мощность двигателей, л.с.

3×115

3×140

общая мощность двигателей, л.с.

345

420

Размеры:

 

 

размах крыла, м

16,16 

16,16 

длина, м

11,73

11,73

площадь крыла, м²

30,40

34,40

Вес:

 

 

пустого, кг

1600

1750

максимальный, кг

3500

3090

Летные характеристики:

 

 

максимальная скорость, км/ч

210

280

дальность полета, км

6000

5000

практический потолок, м

4000

5000


  • [1] marché de primes – контракт, заключаемый между двумя лицами, в соответствии с которым одно лицо предоставляет другому лицу право купить определенный актив по определенной цене в определенный период времени или же предоставляет право продать актив по фиксированной цене в определенный период времени

источник: http://www.hydroretro.net/etudegh/avionsrecordfrancais192832.pdf

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account