С новым годом, Luftaufklärung!

12

С новым годом, Luftaufklärung!

Статья Михаила Быкова с сайта WARSPOT.

Обычно на время новогодних праздников в каждой стране предусмотрены выходные дни и каникулы, так что 1 января кроме отдельных служб, вроде скорой медицинской помощи или пожарной охраны, никто не работает. Однако так бывает только в мирное время.

Как известно, у войны свои законы, и в боевой обстановке праздники отменяются и остаются одни будни. И первыми в наступившем новом году к своей работе приступают разведчики воюющих сторон, в их числе и разведчики воздушные. В данном материале будет рассказано о боевых потерях самолетов, понесенных частями немецкой воздушной разведки в первый день 1942 года и предпринята попытка выяснить, кто из советских летчиков сумел таким образом «поздравить» вражеских авиаторов с Новым годом.

1 января 1942 года двухмоторный бомбардировщик Не 111Н-4 (W.Nr. 5703, бортовой код 5Z+EA) из состава Wettererkundungsstaffel 76 (сокращенно Wekusta 76, эскадрилья разведки погоды) не вернулся из вылета на разведку погоды в интересах командования немецкого 4-го Воздушного Флота. Согласно немецкой системе учета потерь, потерянный «Хейнкель» был определен в машины со 100% повреждений, а четверо членов его экипажа до сих пор числятся пропавшими без вести.

Сбитый «Хейнкель» He 111H (http://www.asisbiz.com)

Сбитый «Хейнкель» He 111H (http://www.asisbiz.com)

Вполне вероятно, что немецкий «метеоролог», взлетевший с аэродрома в захваченном Николаеве, был перехвачен и сбит на самолете МиГ-3 летчиком 25-го истребительного авиаполка лейтенантом Николаем Китаевым (будущим Героем Советского Союза), которому, согласно документам, засчитана личная воздушная победа над Хе-111 в районе Семь Колодезей – Агидель (Крым). Поскольку известно, что самолеты Wekusta 76 нередко вели разведку погоды в том числе и над черноморским побережьем, то вероятность того, что «Хейнкель» стал жертвой одного из действовавших в этих районах советских истребителей, представляется достаточно высокой.

Единственное обстоятельство, которое смущает в данной ситуации – это время боя.

Не-111 был сбит Китаевым, согласно документам, в 13:07, тогда как, насколько мне известно, вылеты на разведку погоды выполнялись обычно рано утром, перед тем, как в интересующих командование районах должна была начать действовать ударная и истребительная авиация. Однако, учитывая дату события – 1 января – можно предположить, что в этот день к вылетам немцы приступили несколько позже обычного. В любом случае, по имеющимся данным этот «Хейнкель» является единственным, сбитым советскими истребителями в этот день не только на юге, но и на всем советско-германском фронте. Заявок на другие двухмоторные самолеты, кроме одной (она будет рассмотрена ниже), также не имеется. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов советскую зенитную артиллерию и технические неполадки, которые также могли стать причиной гибели разведчика, но автор и не утверждает, что он был 100% сбит нашим истребителем.

Что же касается Николая Китаева, то сбитый Не-111 стал второй воздушной победой на его личном счету из 24, одержанных за все время боевой работы в Великой Отечественной войне.

Николай Китаев (http://www.bvvaul.ru) и Юрий Лямин (http://perevoloka.hop.ru)

Николай Китаев (http://www.bvvaul.ru) и Юрий Лямин (http://perevoloka.hop.ru)

В этот же день, 1 января 1942 года, двухмоторный Ju 88D-1 (W.Nr. 1458, бортовой код F6+NM) из состава 4.(F)/122 (4-я эскадрилья 122-й группы дальней разведки люфтваффе) не вернулся из разведывательного вылета в район Сталинграда, вместе с ним пропал и экипаж в количестве четырех человек.

С этим «Юнкерсом» ситуация более-менее ясна. Разведчик был перехвачен северо- западнее Сталинграда патрулировавшим в этом районе на Як-1 летчиком 282-го истребительного авиаполка ПВО сержантом Юрием Ляминым. Согласно описанию боя, пилоту «Юнкерса» удалось маневром уклониться от первой атаки Лямина, а на втором заходе оружие «яка» отказало. Тогда Лямин спикировал и, зайдя к противнику сзади снизу, нанес удар винтом по хвостовому оперению. Потеряв управление, Ю-88 врезался в землю южнее станицы Иловлинская. Двое членов экипажа спаслись на парашютах и были взяты в плен, остальные погибли. Лямину удалось посадить свой Як-1 с поврежденным винтом в степи на фюзеляж.

За этот подвиг советский пилот был награжден орденом Ленина. Юрий Лямин продолжил сражаться в составе своего полка, но сбитых самолетов больше не имел. 06.09.1942 летчик погиб в воздушном бою с немецкими истребителями в районе Сталинграда.

источник: https://warspot.ru/374-s-novym-godom-luftaufkl-rung

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account