Русско-Японская война. Альтернативные крейсера Российского Императорского Флота
Продолжу свои размышления о альтернативных кораблях для Русского Императорского флота (далее – РИФ)
Развилка — 1895 год
Крейсера
Наличие в корабельном составе одних лишь броненосцев никак не могло полностью закрыть всю потребность Русского Императорского флота (далее – РИФ) в боевых кораблях. Броненосцы предназначались для уничтожения кораблей всех типов, подавления береговых укрепленных целей и достижения господства на море путем генерального сражения с главными силами противника, но список задач флота генеральным сражением не исчерпывался. Для всех прочих задач требовались более быстроходные, даже за счет меньшего вооружения и защищенности, боевые корабли.
Наиболее сильными в военном отношении, после броненосцев, в то время считались крейсера. В целом, название крейсер первоначально предполагало способность крейсировать (длительное время патрулировать неприятельские воды, перехватывая торговые корабли, не смотря на их боевое охранение). Кораблестроители тех лет строили, в основном, два типа крейсеров: бронепалубные и броненосные крейсера, которые различались способом защиты: Бронепалубные защищали свои машины бронированной палубой, а броненосные крейсера, кроме бронированной палубы, несли также и бронированный пояс либо по всей ватерлинии, либо только в средней ее части.
Особое совещание по теме выбора типа крейсера для закладки его в серию началось с доклада управляющего морским министерством генерал-адмирала Алексеева:
— Флоты мировых держав активно закладывают и вводят в строй новые крейсера. Всего основными державами заложено новых и новейших 27 броненосных и 56 бронепалубных крейсеров I и II ранга, понимая под новыми только лишь те, что были введены в эксплуатацию в 1890 году и ранее, а под новейшими – те, что на сей день находятся в постройке.
Крейсера, введенные в строй после 1890 года, а также заложенные, но не оконченные строительством, сведены в две таблицы по типу крейсеров:
Как наиболее перспективный проект Морским министерством был оценен французский вариант броненосного крейсера (типа Адмираль Шарне) с 2 орудиями главного калибра 194 мм и 6 орудиями среднего калибра 138,6 мм в башенных установках:
Бронепояс (толщиной от 60 до 92мм и высотой 3,75 метра) и бронепалуба (толщиной от 40 до 45мм) давали машинам крейсера вполне достаточную защищенность от огня неприятельских крейсеров, а небольшие башенные орудия можно было вывести из строя только прямым попаданием. Особо же радовал морское министерство тот факт, что стоимость броненосного крейсера столь скромного водоизмещения позволяла построить скажем четверку таких красавцев, и дополнить ее четверкой бронепалубных крейсеров. Крейсер был для любого противника (кроме, понятно, броненосца) целью небольшой, но чрезвычайно кусачей.
— Милейший, Вы видимо были небрежны в составлении таблицы броненосных крейсеров – раздался голос Государя.
— Никак нет, Ваше Императорское Величество. Ручаюсь за каждую цифру – ответствовал Управляющий Морским министерством
— Как же? Ведь среди стран, заложивших броненосные крейсера, не значатся и Германия, ни Великобритания! Может ли такое быть?
— Это оттого, Ваше Императорское Величество, что ни Великобритания, ни Германия по состоянию на 1895 год броненосные крейсера не строили вовсе, и поныне в закладке данного типа кораблей не имеют был ответ Алексеева
— давайте обсудим, отчего так – заинтересовался Государь
Ясно, отчего – высказался приглашенный теоретик Кладо — Скорость броненосного крейсера не позволит ему навязать бой почти никакому из современных бронепалубных крейсеров.
Участники совещания вновь склонились над таблицами. Действительно, «Адмираль Шарне» уверенно догонял только лишь предыдущую серию британских 18-узловых крейсеров типа «Астрея», а все остальные либо имели ту же, либо большую скорость, и, следовательно, могли легко уклониться от невыгодного для них боя.
— Ну, в таком случае, давайте остановимся на типе «Джузеппе Гарибальди». Их как раз сейчас строят большую серию, можно легко купить. 20 узлов — это уже лучше – предложил смущенный Алексеев. — И оружие главного калибра у него превосходные.
— Да что такое этот жалкий узел? При такой скорости дистанцию в милю надо будет целый час сокращать. Истребитель крейсеров должен быть их быстрее хотя бы на 2-3 узла, иными словами, как минимум иметь 22 -23 узловой ход – не согласился с моряками Куропаткин
— Но таких броненосных крейсеров ни у кого нет – возразил Алексеев. А чем тогда, позвольте поинтересоваться, противодействовать неприятельским крейсерам? Как защищать коммуникации?
— Позвольте! Зачем же мы тогда тратимся на железную дорогу? – неожиданно встрял Витте. Вот Вам коммуникация, которой крейсера противника никак не угрожают
— ну, на нет и суда нет – неожиданно подытожил Государь. Давайте по бронепалубным.
В ходе дальнейших дебатов было решено ограничиться бронепалубными крейсерами второго ранга. Этот вид кораблей был признан наиболее дешевым, и вместе с тем удовлетворял всем целям: и крейсерство в ближней морской зоне, и разведка, и уничтожение канонерских лодок и миноносцев противника давались второму рангу ничуть не хуже, чем первому, при заметно меньшей стоимости. Что же до крейсерства в дальней морской зоне, то оно было не так опасно, и посему эту цель решено было достигнуть другим путем – а именно использованием вооруженных быстроходных пароходов Доброфлота.
В отличие от броненосца, в проект крейсера было решено допустить небольшие изменения, не усложняющие, впрочем, постройки.
Наиболее предпочтительным в этом смысле был построенный британцами для Японии бронепалубный крейсер «Иосино»:
Проект Ф.Уаттса представлял собою улучшенный вариант крейсера "25 мая", построенного им же для Аргентины. Типичный представитель "эльсвикских" крейсеров — небольших быстроходных кораблей со скорострельной артиллерией. После достройки быстроходнейший крейсер мира.
Конструкцию корпуса упростили, отказавшись от второй палубы с бесполезными 47мм пушками.
Русский бронепалубный крейсер вооружили еще более скорострельными и недавно поставленными на вооружение пушками Канэ ( 4х1 152/45 и 8х1 120/45), а вместо 22 штук 47мм орудий оставили только 4 единицы 47мм пушек Гочкинса (на боевых марсах). Ликвидированы были и торпедные аппараты.
Снижение вооруженности привело к снижению экипажа с 26/359 до 20/290 человек и значительному весовому выигрышу.
Разоружение и уменьшение экипажа крейсера позволило увеличить толщину горизонтальной части бронепалубы с 51 до 72 мм, толщину скосов бронепалубы и бронирование щитов снизили с 114 мм до 102мм, но удалось защитить и боевую рубку броней толщиной 102мм.
В ходе постройки чертеж и размерения крейсеров почти не изменялись, как не менялся и состав артиллерии. Технология тех лет допускала незначительные изменения, вносимые заводами по своему усморению, но все таки это была серия почти тождественных кораблей.
Бронепалубные крейсера заложили крупной серией (12 единиц по единому чертежу) в Германии, России и США, и более никаких других бронепалубных крейсеров для РИФ не закладывали. Позже крейсера «былинной серии» уступили свое место в корабельном составе легким крейсерам.
Бронепалубные крейсера получили однотипные названия:
1. Алёша Попович
2. Василий Буслаев
3. Вольга Святославич
4. Гаврила Алексич
5. Добрыня Никитич
6. Евпатий Коловрат
7. Илья Муромец
8. Микула Селянинович
9. Никита Кожемяка
10. Садко
11. Святогор
12. Ян Усмошвец
Строительство крейсеров
В 1996 по единым чертежам заложено 6 крейсеров, которые было предусмотрено спустить на воду в 1897 и ввести в строй 1899 — 2 единицы в США (верфи Крампа), 2 единицы в России (Адмиралтейский з-д, С-Пб) и 2 единицы в Германия (верфи Вулкан)
Немцы и американцы выдержали контрактные сроки, а русские затянули ввод в эксплуатацию до 1901 года.
Следующие 6 крейсеров были заложены в 1898 (по 3 единицы в Германии и США) и вошли в строй РИФ в 1901-1902 годах
Оценка проекта
Русские крейсера былинной серии представляли собой самый массовый проект корабля водоизмещением от 3000 до 10000 тонн вплоть до 1917 года
Тактико-технические характеристики крейсеров типа «Алёша Попович» полностью отвечали требованиям своего времени. Орудия калибра 152мм делали их опасными для крейсеров противника, а калибра 120мм – настоящим бедствием для миноносцев. Бронирование их в целом было сильнее, чем у большинства бронепалубных крейсеров. Рекордная скорость хода позволяла русским крейсерам ретироваться при наличии на поле боя численно превосходящих сил противника и, наоборот, навязать бой там, где это было необходимо.
Примечание