Русский зоопарк.
Допустим, после Зимней войны, как это и было в РИ, из трёх опытных тяжёлых танков: Т-100, СМК и КВ, на вооружение окончательно и бесповоротно принимается последний. Почему именно он? Всё просто. Т-100 – как обычно у КБ Гинзбурга, получился не боевым танком, а лишь ходовым макетом странного сочетания анахронизмов и стрёмных «уберидей» конструкторов-новаторов и о его, даже чисто гипотетическом принятии на вооружение, никто не заикался (кроме самих разработчиков, конечно!).
«Киров» был не плох, но выбрали именно «Ворошилова» т. к. он был лучше защищён с бортов и кормы (75 мм против 60-55), нёс 75 мм башенную броню (у СМК 60 мм), был однобашенным, а значит более компактным и лёгким (42 т. против 55) – что существенно облегчало логистику. И, конечно же, он был значительно дешевле! Что позволяло выпускать их больше и в перспективе, оснащать такими танками не только тяжелотанковые бригады прорыва, но и крупные механизированные соединения! (Что нашло своё отражение в структуре танковых дивизий обр. 40 г.).
На то, что КВ вообще-то не прошёл полного цикла ходовых испытаний на полигоне армейского НИИ, а лишь заводские испытания, внимания не обратили – «потом пройдёт!». А все выявленные в ходе Зимней войны недостатки, посчитали «детскими болезнями», вполне излечимыми быстро и без проблем прямо на конвейере.
Уверены были в этом настолько железобетонно, кто ЛКЗ тут же начал масштабную реконструкцию, которая должна была превратить завод из универсального предприятия, в практически специализированный танковый завод, увеличив выпуск уже не средних, а тяжёлых танков в несколько раз, по сравнению с прежней сборкой Т-28.
И всё бы хорошо, но, тут начались проблемы. КВ хромал на все лапы. Проведённые-таки по настоянию военных испытания, танк с треском провалил. К тому же, вдруг, откуда ни возьмись, появилась информация о разработке в Германии тяжёлых танков, которым тот КВ мог оказаться соперником слабым, ведь Германия – промышленный гигант и их танковые КБ нашим, вроде как, не чета…
И началось… Описывать дурную эпопею с кучей вариаций КВ-3 (не говоря уж о монструазных КВ-4 и КВ-5), я не буду – эту тему мы уже когда-то подробно разбирали и вывод один, полностью согласующийся с мнением чрезвычайно авторитетного специалиста Николая Фёдоровича Шашмурина, охарактеризовавшего все эти работы одним чётким и конкретным определением: «Бред сумасшедшего». А ему ли не знать – ведь он не просто участвовал в работах над танками, которые он называл типом «БС» («бред сумасшедшего») он сумел занять в конкурсе на КВ-4 одно из призовых мест и даже получил премию за свой вариант «бреда»!
И всё-таки. Ведь как-то реагировать на ту информацию о новых тяжёлых немецких танках было объективно необходимо. Вот об этом эта АИ и будет. И её суть – реагировать надо! Бредить и с ума сходить не надо.
Поэтому, реагировать будем не на всякий фейковый треш, а на КОНКРЕТНУЮ, наиболее реалистичную информацию. К таковой, мы отнесём не слухи, не «одна бабка сказала», а КОНКРЕТНЫЙ доклад разведки, в котором фигурировали разработки головных танкопроизводителей Германии. Итак:
Тяжёлый танк фирмы «Хеншель». Вес 36 т. Броня до 60 мм. Пушка 75 мм.
Тяжёлый танк фирмы «Порше». Вес 45 т. Бронезащита до 80 мм. Пушка 75 мм «длинноствол», плюс 20 мм, либо одна 105 мм гаубица.
Кроме того в разведданных, фигурировал ещё один, якобы разрабатываемый немцами уже сверхтяжёлый танк, массой аж 90 тонн с вооружением в виде одной 105 мм и двух 20 мм пушек.
Страшно?
Вот только реагировать на последнюю страшилку, вообще смысла нет – это чудовище априори коллапс для логистики – его не выдержит ни один мост (кроме капитальных железнодорожных), да и вообще глупо строить против предназначенного сугубо для прорыва полос типа Линии Мажино сверхтяжёлого танка, свой, да ещё круче, в качестве «ответочки» – в смысле, средства ПТО! Для ПТО от таких монстров, можно придумать и сделать «нейтрализаторы» гораздо более эффективные и при этом несравнимо дешевле.
Поэтому, в плане танкостроения, реагируем только на первые две модели. Точнее только на вторую модель, поскольку первую и уже имеющийся КВ кроет как бык овцу (при устранении «детских болезней»).
Второй танк, конечно, тоже от нашего КВ не далеко ушёл, но пушка, как утверждают, на нём будет стоять длинностволая – для которой 75 мм броня КВ не так чтоб абсолютная защита, да и 80 мм броня немца – наверняка по качеству как минимум не хуже нашей – а это покруче брони КВ. Особенно учитывая, что наш КВ заточен под вооружение очень средненькими пушками-трёхдюймовками с баллистикой дивизионки 02/30 г. которые вообще-то, к концу 30-х, больше годятся для вооружения танков средних, а отнюдь не тяжёлых.
В РИ, пока руководство не сбрендило, решения принимались вполне адекватные – усилить защиту КВ 25 мм экранами (на перспективу, поработать над опытной машиной с 90 мм бронёй), и разработать для него же целую гамму новых танковых пушек от 50 калиберной 76 мм (баллистика мощной зенитки 3К!) до 85, 95 и даже 107 мм пушек! А там – выбирай какая нужна на соответствующую «дичь».
Так бы и делали, параллельно со всемерным доведением КВ до ума в плане излечения его от всех тех «детских болезней», но, советский максимализм (или страх перед слухами о немецких вундервафлях?) победил. «Даёшь «убертанк»!». И понеслось… КВ с 90 мм бронёй ещё в какие-то разумные рамки укладывается, а вот всё что началось потом, как раз и полностью подпадает под определение товарища Шашмурина.
Теперь, АИ. Большой проблемой было то, что КВ изначально оказался т. н. «танком предельных параметров». Для своей агрегатной части, подвески и двигателя, 47 тонн массы серийной машины (при 42 т. у опытной) были пределом (не говоря уж про 52-тонный КВ-2, но «второй» был не танком, а башенной САУ, от которой танковая прыть, форсированно убивающая агрегатную часть не требовалась), и дальнейшее увеличение массы сводило на нет все, даже успешные, работы по доведению до ума его агрегатной части.
Поэтому и экранированный КВ и КВ-2 были машинами объективно перегруженными. И если усиление подвески и агрегатной части ещё было теоретически возможно, то 600-сильный дизель В-2К, в то время и в имеющейся ипостаси был перефорсированным с кучей соответствующих проблем, на разрешение которых в нормальных условиях требовались годы.
Поэтому, решаем две, вполне РИ стратегические задачи:
- Улучшение характеристик КВ, но БЕЗ фатального увеличения массы.
- Перспективный танк с более сильными параметрами и, главное — с приличным модернизационным потенциалом на обозримое будущее.
Само собой не сумасбродный!
Но, решить первую из этих задач оказалось практически невозможно. Да, агрегатную часть можно было усилить. Как и подвеску. Но не двигатель! Конечно, для сумасбродных тяжёлых и сверхтяжёлых танков, в РИ разрабатывались и новые дизеля, мощностью от 850 до 1200 л.с. И препятствовать работам по 850-сильному дизелю, разумеется, не будем. Получится – так получится. Хотя… навряд ли. В РИ не получилось. Ни ИС-2, ни красавчег ИС-3, да вообще никто из линейки серийных ИС-ов (даже послевоенных) такого убердвигла не получили.
Усиление бронезащиты и вооружения лавинообразно увеличивали массу со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому, решено было трансформировать танк КВ в САУ! Да не простую, а башенную – благо такой опыт под маркой КВ-2 уже имелся!
Агрегатная часть усиливается. Тот же Шашмурин, ВМЕСТО участия во всяких дурацких конкурсах, получает задание чрезвычайной важности – устранить все СВОИ (и товарищей) косяки в трансмиссии танка – в плоть до разработки новых (что Шашмурин в РИ сделал, но уже для КВ-1С).
Чтоб двигатель не страдал от перегрузки, передаточные числа в шестернях трансмиссии изменяются, да, уменьшая скорость, но обеспечивая двигателю более щадящие режимы работы. В конце концов, для тяжёлой САУ и скорости в 26-28 км/ч более чем достаточно – тогда ни один, даже «скоростной» арттягач, не таскал тяжёлые орудия быстрее. А нам надо, чтоб двигатель самоходки при этом работал долго и надёжно.
Надо облегчить машину, ПОВЫШАЯ уровень защищённости? Для САУ – это сделать МОЖНО! – САУ – благодаря усиленному вооружению, «работает» с больших дистанций чем танк и её поражение в борт – маловероятно. В корму – крайне маловероятно.
Поэтому бронезащиту дифференцируем. Вертикальная броня передней проекции УСИЛИВАЕТСЯ сразу до 100 мм. Толщина наиболее обширной по площади бортовой уменьшается до 60 мм. Кормовой – и вовсе до 45 мм.
Вооружение тоже меняется. Вместо уже никому не нужной после Зимней войны 152 мм гаубицы, в облегченной (пониженной по высоте и с таким же дифференцированным бронированием как и корпус) башне, будет стоять менее тяжёлое и громоздкое орудие. Какое – об этом чуть позже.
Вторая стратегическая задача решается по наикратчайшему пути, модернизацией уже прошедшего полный цикл испытаний танка СМК.
Модернизация заключается в изменении архитектуры с двухбашенной на однобашенную. Что позволит сократить длину корпуса на один каток подвески с каждого борта и тем самым сэкономить массу на усиление изначально дифференцированного бронирования. Это же уменьшение массы позволит увеличить ресурс КПП. Вообще, вся агрегатная часть усиливается возвратом к изначальному ТТЗ на проектирование этого танка массой до 60 т. при трёхбашенной схеме! Чтоб имелся хороший запас на перспективу. Останется лишь решить проблему улучшения системы охлаждения двигателя, на что имелись нарекания в ходе испытаний СМК. Единственная башня танка будет УНИФИЦИРОВАНА с башней новой САУ на шасси КВ-2!
Бронезащита корпуса усиливается с передней проекции до 100 мм, бортовая остаётся как у исходного СМК - 60 мм, корма – 45 мм. Всё как у той же КВ-САУ! Но! Специально для СМК, который в принципе теперь может «принять на грудь» больше, на перспективу, разрабатываются варианты экранировки – для лобовой проекции аж до 45 мм (!), для бортов – до 25 мм. Что сразу же выводит танк на совершенно новый уровень по бронезащите. (100+45=145 мм «лоб» – никакая «ахт-кома-ахт» обычным калиберным ББС-ом не пробьёт и даже подкалиберным обр.39 г. Да и с борта 60 мм + 25 мм экран = 85 мм – та же 8,8 см зенитка обычным ББС-ом на острых курсовых углах вспотеет пробивать).
Таким образом, подходим к очень интересной идее, которая будет заключаться в максимально возможной унификации САУ на шасси КВ и танка на шасси СМК. Башни с вооружением и бронепрокат (100, 60 и 45 мм) у них одинаковые. И это конечно же далеко не всё!
Гусли и все элементы подвески тоже могут быть унифицированы! Причём при унификации элементов подвески, СМК ещё будет иметь большой запас на экранирование и будущие модернизации! (Если на каждый из 12 катков 49-тонной САУ будет приходиться 4083 кг, то танк на 14 катках, может на них бегать при массе до 57 т!).
Про агрегатную часть. Конечно, при разработке КВ и так было использовано множество технических решений от «старшего брата» СМК. Но теперь, на эту проблему посмотрели под совсем другим углом! Ту «оригинальную» агрегатную часть, что была явно слабой или совсем неудачной на КВ, ради банальной экономии времени, можно хотя бы попытаться заменить на специально адаптированные агрегаты от СМК. Прямое заимствование было осложнено слишком разными силовыми установками танков (на КВ стоял совершенно новый и, соответственно «сырой» 600-сильный дизель В-2К, а на СМК серийный 850-сильный карбюраторный мотор ГАМ-34 – «гидро»-версия авиамотора АМ-34, адаптированная для торпедных катеров).
О выборе артсистемы.
Да, 85 мм. КВ-2М это универсальная (и против фортификации и против бронетехники) башенная САУ. Башня по-прежнему не слишком быстрая, и при стрельбе на борт с креном машины, есть риск заклинивания механизмов вращения. (У КВ-2, с его «сараем» и тяжеленной гаубицей, она вообще поворачивалась как «сонная муха», треща и искря электроприводом, заимствованным как и на КВ ещё от среднего Т-28. Да и стрелять на борт КВ-2 не мог не рискуя разрушением элементов вращения башни и её стопоров). Зато, нынешняя, облегченная и по броне и по вооружению башня, обеспечивает беспроблемную стрельбу.
Ещё Павлов после Зимней войны предлагал перейти со 152 мм на 122 мм гаубицу, чтоб снизить вес машины, увеличить возимый БК и даже попытаться втиснуть 122 мм гаубицу в башню обычного КВ. Но, в РИ до войны не срослось, а для АИ это и вовсе неприемлемо половинчатое решение. 122 мм гаубица не очень эффективное орудие. Не имея такого фугасного действия как 152 мм снаряд, 122 мм гаубица при этом остаётся гаубицей, с низкой нач. ск. снаряда, низкой скорострельностью и плохой точностью настильной стрельбы.
А ведь, наверное, нашим специалистам было бы не сложно повторить трюк их немецких «визави», показавших на полигоне своему вождю (в немецком случае фюреру), как ставшая впоследствии знаменитой зенитка «ахт-кома-ахт», благодаря высокой скорости снаряда, крушит толстые железобетоннные плиты ДОТов и благодаря точности, на раз выносит любые бронезаслонки их амбразур.
Именно эта, удивительная эффективность мощной зенитки, в работе по НАЗЕМНЫМ ж/б укреплениям, настолько впечатлила Гитлера, что он распорядился немедленно принять пушку на вооружение – чего Рейхсвер не хотел делать несколько лет подряд, мотивируя своё упрямство избыточным весом 8,8 см зенитной пушки для полевых частей (они, по опыту ПМВ, хотели конструктивно подобную, но более лёгкую 7,5 см).
Ну и вполне будет уместно вспомнить вооружённые 8,8 см пушками тяжёлые танк «Тигр» и САУ «Слон».
А ведь наша 85 мм 52К была не хуже!
Про возможности пушки с такой баллистикой в борьбе с бронетехникой, даже упоминать наверное не нужно – при полуавтоматике и высочайшей скорострельности (у зенитки до 20 выстр/мин – в башне танка даже если вдвое меньше – всё равно круть наикрутейшая!), она с дистанции в километр пробивала до 100 мм брони! Куда уж в 41-ом мечтать о большем?! Даже на тот мифический 90-тонный сверхтяж хватит! (Вопрос лишь с определением ракурса и дистанции гарантированного пробития его брони).
К тому же, производство 85 мм 55-калиберных стволов уже поставлено на поток. Как и производство снарядов такого калибра. Что в преддверии войны важно чрезвычайно! Не стоит забывать так же, о труде заряжающего и возимом БК, который при 85 мм калибре будет очень большим!
Теперь, что касается вооружения тяжёлого альттанка на базе СМК.
ТТХ АИ танка: масса – не более 54 т. двигатель – карбюраторный ТАМ-34 (Т — танковая версия АМ-34). (850-сильный дизель разрабатывается теперь тоже как раз для него), скорость – не менее 40 км/ч, броня: лоб корпуса и башни – 100 мм, борта – 60 мм, корма 45 мм. Вооружение – 85 мм танковая пушка Ф-30 и два пулемёта ДТ.
Тот же модернизационный запас по массе, позволит при острой на то необходимости, заменить 85 мм пушку на более мощную – скажем, на 107 мм ЗиС-6. Благо большая башня позволяет сделать и это (как, кстати и на САУ КВ-2М). И всё это БЕЗ проблем с силовой установкой, трансмиссией и подвеской, которые для СМК изначально рассчитывались вообще под трёхбашенную машину массой до 60 т. – собственно, почему 55-тонный СМК и прошёл программу испытаний относительно успешно.
Теперь, по срокам. Учитывая ситуёвину с РИ КВ-220, обе альтернативные машины, наверняка могли бы быть готовы к серии к началу 41-го. А с началом ВОВ, уже укомплектованные ими несколько частей принять самое деятельное участие в отражении наступления немцев на Ленинград. Посмотрел бы я на рожи Рейнгарда и фон Манштейна, схлестнись их чмошные панцерюшки вот с такими произведениями искусства Кировского завода…
Структура.
Однобашенные танки СМК (в серии с 85 мм пушкой — СМК-1, а со 107 мм пушкой – СМК-2), будут сводиться в отдельные тяжелотанковые полки РГК. В полку 5 батальонов: два тяжелотанковых по 27 машин, плюс 3 танка при управлении – всего 57. Батальон лёгких танков для разведки и боевого охранения. Батальон материально-технического обеспечения (снабжение, ремонт, эвакуация). Мотострелковый батальон боевого обеспечения (разведка, боевое охранение, целеуказание и если нужно – непосредственная поддержка). А так же: дивизион ПВО, дивизион тяжёлых миномётов артподдержки, инженерно-сапёрная рота, плюс само собой, штаб, связь, транспорт и т. д.
САУ КВ-2М (в серии с 85 мм пушкой, и КВ-3 со 107 мм пушкой), сводятся в отдельные тяжёлые самоходные артдивизионы АРГК. В дивизионе три батареи по 6 машин. Всего 18. Плюс рота лёгких танков для разведки, целеуказания и связи. Рота тылового обеспечения. Рота боевого обеспечения. Штаб, связь, транспорт и т. д.
Отдельные тяжелотанковые полки, имея сокрушительную ударную мощь, предназначены для качественного усиления армий и в обороне, и в наступлении. Именно они, поддерживая стрелковые корпуса прорыва, будут пробивать бреши в обороне противника для механизированных корпусов.
Отдельные тяжёлые самоходные артдивизионы предназначены, прежде всего, для оперативного и качественного усиления стрелковых корпусов в обороне на наиболее танкоопасных направлениях. Вместе с артиллерийскими бригадами противотанковой обороны, они должны стать той силой, о которую сломают себе зубы панцерваффе и, соответственно сорвётся тот самый «Блицкриг».
По сути, альтернативные танк СМК и САУ КВ, это наши аналоги от 40-го года немецким «Тигру» и «Слону» обр. 43 года. По крайней мере с той «тигрой» наши «зверушки» бороться вполне смогут! Особенно после перехода на 107 мм пушки. Вот только производить это своё зверьё мы сможем в больших количествах… Тем более что они весьма близки и в агрегатной части, и в номенклатуре бронепроката, и в технологиях сборки, и даже в вооружении и боеприпасах. Полная унификация башен – это вообще песня! (Экранировать лобовую часть корпуса и башни СМК не проблема).
Выбор производителей очевиден. ЛКЗ после модернизации сможет собирать СМК-1/2 и КВ-2М/3 вместо КВ и КВ-2. Со временем, к ЛКЗ присоединится и ЧТЗ – ему вообще можно в перспективе поручить выпускать САУ КВ-2/3 в максимально возможных количествах, освобождая от выпуска самоходок ЛКЗ.
И, специально для облегчения жизни ЧТЗ в условиях военного времени, можно заранее разработать безбашенную, рубочную версию КВ-3. Используя её как опытный лафет, обкатать на нём большую гамму артиллерии на перспективу – от опытных 95 и 107 мм танковых пушек Грабина, до качалок вполне серийных 107, 122 и даже 152 мм орудий.