Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922

16
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922

Авторское предисловие: В 1920 году на фронтах Гражданской войны наметился явный перелом в пользу частей Красной Армии. Главной ударной силой были бронепоезда. После получения в 1920-м четырех бронедрезин с Сормовского завода военные затребовали еще минимум 12 боевых машин такого типа, производство которых решили разместить на Ижорском заводе. Но в итоге все равно получили только четыре и снова это были переделанные бронекорпуса Шеффилд-Симплекс.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922

В январе 1921 года председатель Совета военной промышленности затребовал у Путиловского завода построить два шасси для бронедрезин Матваль и артиллерийскую установку для одной из них, а Ижорскому заводу построить одну пулеметную бронедрезину по типу Остин и один пулеметно-пушечный броневик на ЖД-ходу с круговым обстрелом. Путиловский завод самоустранился от этого проекта, Сормовский завод видимо уже занимался только танками, и вся тяжесть исполнения легла на Ижорский завод и 2-й Государственный авторемонтный завод в поселке Родники Ярославской губернии, который выпускал шасси и комплектные автодрезины Матваль. В Родниках автодрезины собирали, как и планировал Вальднер из шасси некомплектных грузовиков по большей части Уайт, которых к тому времени в Ярославле скопилось для ремонта достаточно много.

Как утверждается - Мотодрезина Вальднера. Фото из семейного архива. https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/kak-russkii-muzykant-izobrel-vysokoskorostnoi-monorelsovyi-aeropoezd-5e4e5ffcb501f46d45ba7f07

Как утверждается — Мотодрезина Вальднера. Фото из семейного архива. https://zen.yandex.ru/media/id/5ab78ae1f03173c25f692cdd/kak-russkii-muzykant-izobrel-vysokoskorostnoi-monorelsovyi-aeropoezd-5e4e5ffcb501f46d45ba7f07

На Ижорском заводе так же решили не придумывать ничего существенно нового. С хорошей броневой сталью была проблема, бронекорпуса собственного производства уже давно не выпускались после окончания в 1918-1919 годах бронирования Остинов и ФИАТов. Ижорцы пошли по уже проверенному пути – ещё четыре бронедрезины были собраны с использованием шасси и бронекорпусов тех же Шеффилд-Симлекс, что взяли и нижегородцы. Но в Колпино подошли к делу более капитально, оснастив бронедрезины необходим железнодорожным обвесом: нормальными железнодорожными буферами и сцепкой, специальными щетками для очистки пути, дополнительными дверями для экипажа. А вот с башнями решили не заморачиваться, оставили старые английского типа. На переднюю башню установили стрелковый прожектор. Бронелисты так же были переставлены с деревянного английского каркаса на железный, как и у Сормовских броневиков.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922

Работа по изготовлению шасси для бронирования шла не шатко не валко. Озабоченное задержками с поставкой бронедрезин и шасси для них в марте 1922 года ГУВП (Главное управление военной промышленности) отправило в Ярославскую губернию на 2-й ГАРЗ начальник техбюро, который оптимистично доложил о работах по дрезинам Матваль, что бронировка последних 9 бронедрезин может быть проведена на Ижорском заводе в октябре – декабре 1922 года по 3 в месяц.

Фото Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005

Фото Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005

Бронедрезины Матваль производства Ижорского завода принципиально не отличались от Сормовских, на них использовались те же шасси и шестицилиндровый двигатель Шеффилд-Симплекс, задний мост от грузовиков Уайт, устанавливались два дополнительных бака на 115 литров топлива, железные 800-мм колеса. На переходах бронедрезины могли развивать скорость до 50 км/час, а наличие железнодорожного обвеса позволяло на длинных перегонах вне боевого взаимодействия прицеплять их к самому бронепоезду для экономии и так незначительного ресурса.

Отличить Ижорские машины можно по башням английского типа со скошенной с боков крышей, бронированием задней оси и железнодорожному обвесу. От стандартных строевых Шеффилд-Симлекс бронедрезина отличалась, что очевидно железнодорожным ходом со стальными цельными колесами и прожектором на башне.

Фото Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005

Фото Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005

Фото Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005

Фото Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005

К концу 1922 года всего было построено 9 бронедрезин, на шасси Шеффилд-Симплекс по 4 на Сормовском и Ижорском заводах, и один пушечный на Ижорском заводе. Пушечный в 1925 году был разобран, а пулеметные бронедрезины активно использовались в РККА, сначала как боевые, потом как учебные, пока не были в 1938 годы списаны и сданы на металлолом. Использование в качестве шасси узлов и агрегатов списанных и неисправных импортных машин, импортных бронекорпусов сразу делало проект бронедрезин временным. И только полное отсутствие в бронежелезнодорожных частях техники для разведки, быстрого сообщения со станциями и другими частями, перевозки командного состава и корреспонденции делало эти машины незаменимыми, пока наконец в 30-х года не начали производство броневагонов и дрезин на собственной материальной базе. Тем не менее хотя бы 8 из 61 машины на шасси Шеффилд-Симплекс удалось найти долговременное применение.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922

В 1925 году одна Ижорских бронедрезин Матваль снялась в фильме «СЭП» («Сборная экспериментальная программа №1») режиссера Арманда. Еще одна машина использовалась Госвоенкино в необычной роли операторской машины. Фильм снимался в стиле докьюментари, когда игровые моменты должны были сочетаться с документальными. а вел программу мультипликационный персонаж – конферансье Фома Прутков. Фильм, который должен был стать политико-просветительским пособием для бойцов РККА, вышел в свет только в 1929 году под маркой студии «Госвоенкино». Ни сам фильм, ни кадры из него не сохранились, за исключением афиши, сделанной в стиле Русского авангарда.

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922

Матваль/Мат-валь/Бронедрезина Матваль с использованием бронекорпуса Шеффилд-Симплекс

Страна: Россия

Производитель: Ижорский завод

Год выпуска: 1922

Кол-во: 4 экз.

Экипаж: 5 человек

Бронирование: 5,5-8 мм

Боевая масса: 5735-5750 кг

Вооружение: 2×7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.

Шасси: Sheffield Simplex LA7B 30HP

Двигатель: 30 л.с., 4741 см³

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/russkie-oficerskie-broneviki-chast-29-bronedrezina-matval-ijorskogo-zavoda-1922-5f95c2184dcc5c613c3798b7

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account