Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 29. Бронедрезина Матваль Ижорского завода. 1922
Авторское предисловие: В 1920 году на фронтах Гражданской войны наметился явный перелом в пользу частей Красной Армии. Главной ударной силой были бронепоезда. После получения в 1920-м четырех бронедрезин с Сормовского завода военные затребовали еще минимум 12 боевых машин такого типа, производство которых решили разместить на Ижорском заводе. Но в итоге все равно получили только четыре и снова это были переделанные бронекорпуса Шеффилд-Симплекс.
В январе 1921 года председатель Совета военной промышленности затребовал у Путиловского завода построить два шасси для бронедрезин Матваль и артиллерийскую установку для одной из них, а Ижорскому заводу построить одну пулеметную бронедрезину по типу Остин и один пулеметно-пушечный броневик на ЖД-ходу с круговым обстрелом. Путиловский завод самоустранился от этого проекта, Сормовский завод видимо уже занимался только танками, и вся тяжесть исполнения легла на Ижорский завод и 2-й Государственный авторемонтный завод в поселке Родники Ярославской губернии, который выпускал шасси и комплектные автодрезины Матваль. В Родниках автодрезины собирали, как и планировал Вальднер из шасси некомплектных грузовиков по большей части Уайт, которых к тому времени в Ярославле скопилось для ремонта достаточно много.
На Ижорском заводе так же решили не придумывать ничего существенно нового. С хорошей броневой сталью была проблема, бронекорпуса собственного производства уже давно не выпускались после окончания в 1918-1919 годах бронирования Остинов и ФИАТов. Ижорцы пошли по уже проверенному пути – ещё четыре бронедрезины были собраны с использованием шасси и бронекорпусов тех же Шеффилд-Симлекс, что взяли и нижегородцы. Но в Колпино подошли к делу более капитально, оснастив бронедрезины необходим железнодорожным обвесом: нормальными железнодорожными буферами и сцепкой, специальными щетками для очистки пути, дополнительными дверями для экипажа. А вот с башнями решили не заморачиваться, оставили старые английского типа. На переднюю башню установили стрелковый прожектор. Бронелисты так же были переставлены с деревянного английского каркаса на железный, как и у Сормовских броневиков.
Работа по изготовлению шасси для бронирования шла не шатко не валко. Озабоченное задержками с поставкой бронедрезин и шасси для них в марте 1922 года ГУВП (Главное управление военной промышленности) отправило в Ярославскую губернию на 2-й ГАРЗ начальник техбюро, который оптимистично доложил о работах по дрезинам Матваль, что бронировка последних 9 бронедрезин может быть проведена на Ижорском заводе в октябре – декабре 1922 года по 3 в месяц.
Бронедрезины Матваль производства Ижорского завода принципиально не отличались от Сормовских, на них использовались те же шасси и шестицилиндровый двигатель Шеффилд-Симплекс, задний мост от грузовиков Уайт, устанавливались два дополнительных бака на 115 литров топлива, железные 800-мм колеса. На переходах бронедрезины могли развивать скорость до 50 км/час, а наличие железнодорожного обвеса позволяло на длинных перегонах вне боевого взаимодействия прицеплять их к самому бронепоезду для экономии и так незначительного ресурса.
Отличить Ижорские машины можно по башням английского типа со скошенной с боков крышей, бронированием задней оси и железнодорожному обвесу. От стандартных строевых Шеффилд-Симлекс бронедрезина отличалась, что очевидно железнодорожным ходом со стальными цельными колесами и прожектором на башне.
К концу 1922 года всего было построено 9 бронедрезин, на шасси Шеффилд-Симплекс по 4 на Сормовском и Ижорском заводах, и один пушечный на Ижорском заводе. Пушечный в 1925 году был разобран, а пулеметные бронедрезины активно использовались в РККА, сначала как боевые, потом как учебные, пока не были в 1938 годы списаны и сданы на металлолом. Использование в качестве шасси узлов и агрегатов списанных и неисправных импортных машин, импортных бронекорпусов сразу делало проект бронедрезин временным. И только полное отсутствие в бронежелезнодорожных частях техники для разведки, быстрого сообщения со станциями и другими частями, перевозки командного состава и корреспонденции делало эти машины незаменимыми, пока наконец в 30-х года не начали производство броневагонов и дрезин на собственной материальной базе. Тем не менее хотя бы 8 из 61 машины на шасси Шеффилд-Симплекс удалось найти долговременное применение.
В 1925 году одна Ижорских бронедрезин Матваль снялась в фильме «СЭП» («Сборная экспериментальная программа №1») режиссера Арманда. Еще одна машина использовалась Госвоенкино в необычной роли операторской машины. Фильм снимался в стиле докьюментари, когда игровые моменты должны были сочетаться с документальными. а вел программу мультипликационный персонаж – конферансье Фома Прутков. Фильм, который должен был стать политико-просветительским пособием для бойцов РККА, вышел в свет только в 1929 году под маркой студии «Госвоенкино». Ни сам фильм, ни кадры из него не сохранились, за исключением афиши, сделанной в стиле Русского авангарда.
Матваль/Мат-валь/Бронедрезина Матваль с использованием бронекорпуса Шеффилд-Симплекс
Страна: Россия
Производитель: Ижорский завод
Год выпуска: 1922
Кол-во: 4 экз.
Экипаж: 5 человек
Бронирование: 5,5-8 мм
Боевая масса: 5735-5750 кг
Вооружение: 2×7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.
Шасси: Sheffield Simplex LA7B 30HP
Двигатель: 30 л.с., 4741 см³