Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 10 «Руссо-Балт» Некрасова-Братолюбова. 1916. Отличная машина на негодном шасси
Авторское предисловие: В сентябре 1914 года инженер Братолюбов, в сговоре со штабс-капитаном Некрасовым и генералом Дурляхером, получил для бронирования по собственным проектам 12 легковых автомобилей и малых грузовиков из них четыре Руссо-Балт тип С, 6 тип Д, и два грузовика Типа М (под которые маскировались швейцарские грузовики Арбенц). К началу 1915 году инженеру удалось превратить в недвижимость 6 Руссо-Балтов и один Рено, которые не были приняты военными. Но в мастерской оставались ещё четыре Руссо-Балта, и военный министр Сухомлинов давил на своих протеже, что бы они сделали, хоть что-то приличное. А для этого нужно было все таки привлечь инженеров.
Построенные на шасси Руссо-Балт четыре броневика нового проекта условно называются Бронеавтомобили Некрасова-Братолюбова Тип II. Работа над этими машинами началась в 1915 году, после того как Братолюбов полностью провалил свой первый проект, так как ни одна из 7 машин военными принята не была. Они были признаны полностью несоответствующими требованиям боевой работы. Второй проект броневика от Некрасова-Братолюбова радикально отличался от первого. Единственное, что сохранилось неизменным – это защита радиатора широкими горизонтальными жалюзями, ну и безразличное отношение к весовой культуре.
Новый бронекорпус не имел ничего общего с первым вариантом броневика Некрасова-Братолюбова. Разумное бронирование из плоских броневых листов моторного отсека и отделения управления, удобный обзор для водителя через окна в наклонном лобовом бронелисте, большая и удобная пулеметная башня с тремя пулеметами Максим. Конструкция башни была не оптимальна, она опиралась на мощную ось по центру боевого отделения. Пулеметчики сидели на подвешенных сиденьях, что нельзя было назвать хорошим решением, но удобство экипажа в те времена были совсем не важны. В переднем скосе башни было расположено два пулемета рядом, третий в заднем скосе башни по центру. Бронирование боевого отделения так же было из гнутых по радиусу бронелистов. Башня была диаметром чуть больше, чем подбашенная коробка той же формы. Покидать броневик можно было через две большие двери и дверь с «тамбуром» в корме.
Всё бы было относительно неплохо, если бы не шасси. Шасси Руссо-Балта были откровенно слабы и недостаточны для столь тяжелой и мощной машины. Даже визуально было видно, что ходовая машин слишком хлипкая. Все машины уже при выходе из мастерской имели личные названия, броневик на базе шасси «Руссо-Балт модель C» получил имя «Победоносец», а остальные на шасси модель Д получили имена «Олег», «Святослав» и «Ярослав». Сборка четырех машин продолжалась до середины февраля 1916 года. После предварительной проверки производства генерал-майором Соколов было признано, что все машины почти готовы к итоговым испытаниям. Первым на испытания в марте вышел «Победоносец» и сразу было выяснено, что основные недостатки первого проекта не устранены: броневик медленный, проходимость вне шоссе очень низкая, рама и рессоры требуют усиления и не могут нести тяжелый бронекорпус. Лобовой лист брони имел толщину всего 3 мм и был скорее психологической, чем реальной защитой водителя и экипажа. Да и остальная броня была малокачественной, при обстреле на испытаниях она пробивалась иногда со 150 метрового расстояния, хотя это была проблема возможно Обуховского завода, который поставлял бронированные листы, хотя тот же Братолюбов мог и сэкономить, закупив явный некондит.
Испытав и остальные машины, военные пришли у неутешительному выводу, что и эти броневики не пригодны для боевой работы. Еще некоторое время Братолюбов повозился со своим детищем, а потом просто закрыл свою мастерскую, бросил некондиционные машины на руки военных, и вместе со штабс-капитаном Некрасовым исчез из истории техники. Как говорится «нету тела, нету дела». В конце 1916 года все броневики Некрасова-Братолюбова второго типа оказались в Петрограде в Усиленной тыловой автомобильной мастерской, где их должны были хотя бы довести хотя бы до состояния учебных. И здесь очень удачным для этих бронемашин оказался бардак в стране, который начался в феврале 1917 года. Броневикам повезло вдвойне, во-первых, они оказались в одной из Тыловых частей, которые стали именно тем двигателем Октябрьской революции, который искали большевики, так как очень не хотели на фронт, а во-вторых, применялись они только в городе, для чего даже слабого шасси было достаточно. Сразу после Февральской революции броневики Тыловой мастерской поступили в охрану Совета рабочих и солдатских депутатов Петроградской стороны. Три броневика имели нейтральные названия, а вот неоднозначное «Победоносец» сменили на нейтральное – «Рюрик». Все время броневики составляли ударную силу отрядов большевиков и во время октябрьского восстания находились в составе отряда броневиков, охранявших Смольный.
Как не пытались броневики Братолюбова не попасть под огонь неприятеля, держась подальше от фронта, машинам второго типа даже удалось повоевать, правда уже в гражданской войне. Фронт сам пришёл к ним. В сентябре-октябре 1919 года Юденич организовал Второй поход на Петроград. 28 сентября хорошо подготовленная ударная Северо-Западная армия, имевшая в своём составе 4 бронепоезда, 4 броневика и 6 танков английского производства, вместе с эстонскими войсками прорвала оборону Красной армии. Во второй половине октября Северо-Западная армия овладела Лугой, Гатчиной, Красным селом, Царским селом и Павловском и вышла на ближайшие к Петрограду Пулковские высоты. Где и застряла. На отпор Юденичу Троцким были брошены все силы гарнизона Петербурга, в том числе и броневики Братолюбова. По Николаевской железной дороге были переброшены из центра страны новые подкрепления, что позволило Красной Армии создать перевес в силах и отбросить противника от бывшей столицы. После отражения Второго наступления на Петроград броневики снова были возвращены в город, где и были в начале 20-х годов разбронированы.
Машины второго проекта коалиции Некрасова-Братолюбова получились достаточно неоднозначными. Отлично спроектированный бронекорпус с мощным вооружением сочетался со слабым и совершенно не подходящим для броневика шасси. Поставить бы этот корпус хотя бы на Уайт, цены бы не было такой машины в Первую мировую. А так пришлось служить в «полицейских силах» молодого социалистического государства.
Итогом деятельности мастерской Братолюбова, которая была закрыта в середине 1916 стал перевод ресурсов и денег в виде шасси, брони и вооружения в негодные к боевой работе бронемашины. Произведя с сентября 1914 по февраль 1926 года 11 бронемашин, мастерская была ликвидирована и больше инженер Братолюбов в истории России не фигурирует. Из 11 машин – три были переделаны в достаточно-успешные дрезины, четыре очень удачно подвернулись под руку Красной армии для наведения «ужаса» на врагов революции и «прослужили» всю свою историю в Петрограде, а еще 4 были просто списаны и разобраны.
Бронеавтомобиль Братолюбова-Некрасова на шасси Руссо-Балт модели С/Д (второй вариант) — условное наименование
Страна: Российская империя
Производитель: мастерская инженера Братолюбова
Год производства: 1916
Кол-во выпущенных: 3
Шасси: Русско-Балтiйскiй Типъ D 24/40 HP
Бронирование: 3-5,5 мм
Вооружение: 3×7.62-мм пулемет Максим,
Боевая масса: 3,4 тонны
Мощность двигателя: 40 л.с.
Экипаж: 6 человек