В Китае завершены разработки трех типов военных самолетов, которые в свое время были закрыты в России. Речь идет об истребителях J-10 и JF-17, а также о сверхзвуковом учебно-боевом самолете L-15. Отдельный вопрос – J-11B.
J-10
J-10 является разработкой на базе проекта ОКБ им. П.О. Сухого, который в открытой прессе имел обозначение Су-37 и позиционировался как однодвигательный многоцелевой истребитель-бомбардировщик, разрабатываемый по схеме «утка» с передним горизонтальным оперением и однокилевым вертикальным оперением. Этот самолет должен был иметь повышенные возможности по нанесению ударов по наземным целям, вследствие чего, как сообщалось в прессе, должен был иметь титановую коробку кабины как штурмовик Су-25. Без сомнения, если бы этот проект был реализован, он стал бы заметной статьей экспорта российской военной техники. Недорогой, с мощным вооружением, с передовой аэродинамикой, Су-37 без сомнения нашел бы применение в ВВС многих стран мира. По своим боевым возможностям, непрерывно совершенствуя БРЭО, он стал бы мощным конкурентом истребителям F-16 последних моделей (block 50-60).
Но судьба распорядилась иначе. Крах СССР, закрытие перспективных военных программ заинтересовал Китай. Хотя в прессе нет достоверных сообщений, как и каким образом китайские военные специалисты выходили на контакт с разработчиками российских вооружений, но факт остается фактом – похожий почти как две капли воды на Су-37(имеется ввиду Су 37 сверхзвуковой штурмовик проекта Ш-90) китайский J-10 взмыл в небо Поднебесной. Это случилось 23 марта 1998 года. В прессе любят писать о том, что J-10 разработан при участии израильских фирм, чей проект «Лави» долгое время изучался в Китае, а потом, под давлением США, Израиль был вынужден отозвать своих специалистов. Конечно, китайцы много чего почерпнули из этого проекта, но лишь на теоретическом уровне. Теория и железо – разные вещи. J-10 оснащен российским двигателем АЛ-31ФН, и именно вокруг него строился китайский первенец. В 2000 году Россия заключила крупный контракт на поставку 180 таких двигателей с нижней коробкой расположения двигательных агрегатов для оснащения J-10. 100 двигателей обязался поставить ММПО «Салют», остальные 80 – уфимский завод. Двигатель получил китайское обозначение WS-10.
А то, что первые двигатели этого типа были поставлены в Китай еще в середине 90-х годов (вспомним, J-10 выполнил первый полет в 1998 году), говорит о том, что Россия уже тогда была вовлечена в программу разработки первого китайского истребителя четвертого поколения, причем самым непосредственным образом. Из этого следует факт, что участие израильтян в разработке J-10 было минимальным. Тягомотина с «Лави» в Китае продолжалась с 1984 года, а как только появилась возможность получить российский двигатель, самолет был спроектирован в сжатые сроки и поднят в воздух.
Серийный J-10 поднялся в воздух 28 июня 2002 года, и в настоящее время в китайских ВВС насчитывается, по приблизительным оценкам, до 40 машин этого типа. Экспортные перспективы J-10 оцениваются как весьма высокие.
JF-17
Разработка легкого истребителя была начата в 1986 году. В то время Китай не без оснований полагал, что американская компания «Грумман» окажет содействие в модернизации истребителей J-7 (МиГ-21), которым планировалось дать новое наименование Saber-7, а потом, поднакопив опыт, создать совершенно новый тип истребителя. Но вследствие кризиса 1989 года, когда китайские власти жестоко разогнали выступления студентов за демократию, США прекратили все военно-технические контакты с Китаем. В 1989 году от американских санкций пострадал Пакистан, который поплатился за военный переворот, что привело к тому, что обе отверженные страны – Китай и Пакистан, начали совместно разрабатывать новый истребитель.
Учитывая, что обе страны в то время имели если не сказать нулевой, то весьма посредственный багаж знаний по конструированию сложных образцов военной техники, то им нужна была какая-то «палочка-выручалочка». Этой «палочкой-выручалочкой» стала Россия, которая после краха СССР начала предлагать свои разработки кому угодно. Вернее, государство в то время вряд ли подозревало, что его инженеры решили таким образом подзаработать на стороне. Как бы там ни было, но поток технологий из России пошел полноводной рекой, и это касается не только авиационной техники.
JF-17, как сообщает западная пресса, был разработан на базе проекта ОКБ им. А.И. Микояна, который, после принятия на вооружение ВВС, должен был иметь индекс МиГ-33. Это был проект легкого истребителя на базе технологии МиГ-29, оснащенного одним ТРДДФ РД-33, и, вероятно, планировался в основном как экспортный продукт корпорации МиГ.
Первый JF-17 был продемонстрирован общественности 31 мая 2003 года. Первый испытательный полет был совершен 25 августа, а первый полет с полным составом БРЭО состоялся 28 апреля 2006 года (четвертый прототип). 19 марта 2008 года Пакистан уже имел 12 самолетов этого типа. Естественно, создание этого самолета было бы невозможно без поставок из России двигателей РД-93 (экспортный вариант РД-33). Контракт на поставку первых 100 двигателей этого типа был заключен в 2005 году. Китай добился, чтобы двигатели были реэкспортированы в Пакистан, и это согласие было получено, несмотря на громкие протесты Индии – стратегического конкурента Пакистана. Как видим, первые двигатели РД-33 были поставлены еще в начале 2000-х годов, учитывая, что Китай не имеет на вооружении истребители типа МиГ-29.
По сообщению иранского военного форума irandefence.net, Китай намерен закупить в общей сложности 1000 (!) двигателей РД-93. Похоже, китайцы решили повторить успех экспортных поставок советского истребителя МиГ-21, который в свое время разошелся по миру 10-тысячным тиражом. Что ж, как гласит китайская пословица, "путь в 10 тысяч ли начинается с первого шага".
L-15
Разработка сверхзвукового учебно-боевого самолета L-15 началась в начале 2000-х годов. Его разработка велась на основе документации сверхзвукового варианта УТС Як-130, что не оспаривается российской стороной.
Первая полномасштабная модель самолета была продемонстрирована в 2004 году на авиавыставке в Чжухае, а первый полет был совершен 13 марта 2006 года. В разработке двухдвигательного самолета активное участие приняла Украина, поставив для прототипа двигатели типа ДВ-2 разработки Запорожского МКБ «Прогресс». Серийные самолеты будут оснащаться двухконтурными ТРД типа АИ-222К-25Ф.
Интересно, что в разработке самолета этого класса Китай оставил позади Россию, которая довольствовалась дозвуковым вариантом Як-130. В этой области, как ни прискорбно это сознавать, Китай вырвался вперед. Этот самолет оснащен полностью цифровой системой управления, «стеклянной кабиной» на основе жидкокристаллических индикаторов, способен выходить на углы атаки до 30 градусов, что позволит готовить на нем пилотов для истребителей J-10 и китайской модели Су-27 – J-11B.
В китайских СМИ можно увидеть немало фотографий, как "поднебесная" молодежь с гордостью осваивает кабину этого самолета.
J-11B
Китай искусно вытянул из России все технологии Су-27, начиная от освоения сборки на собственном заводе в Шеньяне и кончая самым сложным – созданием на базе двигателя АЛ-31Ф собственной версии WS-10A, отвечающего современным требованиям. Таким образом, Китай освоил всю технологическую цепочку производства одного из самых современных и успешных истребителей мира.
Вариант J-11B оснащен БРЭО собственной разработки, начиная от РЛС и кончая приборной панелью, а также линейкой вооружения собственной разработки и производства. По своим тактико-техническим характеристикам он не уступает последней версии Су-27 – Су-27СМ, который поступает на вооружение ВВС России (вероятно, что на вооружение поступило не более 30 Су-27СМ). Разница заключается в том, что китайский J-11B является самолетом новой сборки, а до уровня Су-27СМ доводятся самолеты, построенные до конца… 80-х годов в СССР. Как известно, Су-27 новой сборки отечественные ВВС не получают.
Весьма вероятно, что новые китайские J-11B в скором времени достигнут уровня Су-35, который отечественная промышленность планирует выпускать, начиная с 2010 года. Таким образом, может так случиться, что Су-35, который позиционируется как основной экспортный продукт корпорации «Сухой» на период 2010-2020 годов, столкнется с собственным китайским клоном в борьбе за рынки сбыта. Нетрудно предположить, что более дешевый китайский образец завоюет значительную часть рынка стран «третьего мира».
Резюме
Вот к чему приводит и приведет глупая политика «зарабатывания быстрых денег». Еще будут комментарии? Но в этом материале еще не затронут вопрос участия России в разработке китайского истребителя пятого поколения…