140 лет назад, 25 декабря 1877 года (по новому стилю) крейсер "Россия" под командованием капитана второго ранга Н.М. Баранова захватил и привел в Севастополь турецкий вооруженный транспорт "Мерсин" (у нас обычно писали "Мерсина"), который вез на Кавказский фронт подкрепление — 700 солдат и 11 офицеров. Все они вместе с командой парохода сдались в плен.
Для "России" это был первый выход в море после переоборудовния из грузопассажирского судна во вспомогательный крейсер. Корабль был довольно крупный: длина — 90 метров, ширина — 11,5, водоизмещение 2600 тонн. Поэтому на него установили очень мощное вооружение, посильнее чем на многих легких крейсерах специальной постройки: шесть восьмидюймовых орудий, три шестидюймовых, две скорострельные 44-миллиметровые пушки Энгстрёма и две четырехствольные митральезы Пальмкранца-Норденфельта калибром в один дюйм.
На этом фоне вооружение "Мерсина", состоявшее из нескольких малокалиберных пушек, выглядело совсем не впечатляюще. Турецкий капитан даже не пытался его использовать. После того как с крейсера сделали предупредительный выстрел из восьмидюймовки он попробовал удрать, однако, на "России" стояли не только большие пушки, но и мощная 1500-сильная паровая машина, позволявшая ей развивать ход в 13 узлов. Поэтому она легко догнала "турка" и сделала еще один выстрел. Снаряд лег у самого борта "Мерсина", окатив водой палубу и капитанский мостик. Второго предупреждения оказалось достаточно, чтобы транспорт застопорил ход.
Затем на "Мерсин" отправились на паровом катере кавторанг Сутковой, лейтенант Зарин и несколько матросов с Андреевским флагом, который подняли на бизань-мачте поверх турецкого. Турки не возражали. Ценный трофей был взят на буксир и на следующий день доставлен на главную базу Черноморского флота. Непонятно, почему турки отправили этот корабль в плавание без эскорта. Возможно, просто понадеялись на "авось", за что и поплатились.
Через две недели личным императорским указом "Мерсин" был зачислен в состав Черноморского флота с присвоением ему красивого и благозвучного названия "Пендераклия". Под этим названием он служил еще долго, а в 1912 году стал первой на Черном море плавбазой подводных лодок. Но это уже другая история.
картина Айвазовского "Захват турецкого парохода "Мерсина". Маститый художник слегка приукрасил успех русского крейсера, нарисовав корабли так, что у зрителя создается впечатление, будто "Мерсин" едва ли не крупнее "России". На самом деле он был гораздо меньше: длина — 58 метров, водоизмещение — 1000 тонн.
Еще одно полотно Айвазовского, на котором "Россия" ведет "Мерсин" на буксире.
Картина Алексея Боголюбова с тем же сюжетом.
Качественных фотографий "России" я не нашел, есть только одна маленькая и очень мутная, а также — вот такая журнальная гравюра.
Зато есть вполне приличная фотка "Мерсина", сделанная вскоре после его привода в Севастополь. Над судном видны русский и турецкий флаги.