RIM-8 «Talos»: стальной страж неба и моря
"Талос" — вот имя наиболее совершенной из созданных в 1950-ых зенитной ракеты морского базирования. По ряду параметров, этот снаряд долгое время удерживал первое место в мире, превосходя даже ракеты наземного базирования. Именно он открыл боевой счет морских зенитных ракет во Вьетнаме, сбросив с небес атакующий истребитель на дистанции болеее чем в 65 миль.
Истоки истории "Талоса" лежат в 1944 году, когда ВМФ США начал работу над программой "Bumblebee". Целью программы было изучение возможност и создания дальнобойных сверхзвуковых управляемых снарядов, оснащенных прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Исходная разработка велась лабораторией физики в институте имени Джона Гопкинса.
Длинная серия экспериментов и прототипов — начиная с крошечной "Кобры" в 1945 году, и через более совершенный PTV-N-4 Cobra/BTV в 1948 — наконец, увенчалась успешным запуском в 1948 году CTV-N-8 Bumblebee STV (Supersonic Test Vehicle). Прямоточный летательный аппарат, управляемый "по лучу" продемонстрировал столь успешный полет, что военные США создали на его базе "внеплановую" ракету RIM-2 "Terrier"
Вдохновленные успехом, инженеры института продолжали работу над своим проектом. В 1949 году, был осуществлен запуск RTV-N-6 Bumblebee XPM — последнего тестового аппарата в серии. Из-за выявившихся проблем, работы над машиной продолжались до 1951 года, когда система совершила первый полностью успешный полет, достигнув скорости более чем 2 МаХа. В общем—то это уже была готовая зенитная ракета — и она доказала это, сбив в 1952 летающую мишень — но инженеры ВМФ уже провели испытания более компактного "Терьера", и не были заинтересованы в работе над еще одной ракетой. Поэтому работы продолжились над "настоящим" "Талосом".
Первый прототип того, что впоследствии станет "Талосом" взлетел в октябре 1952 года. Но из-за непрерывно растущих технических требований к ракете, итоговая разработка затянулась почти на десять лет — в итоге, снаряд вступил в строй только в 1959 году! Самое же удивительное то, что несмотря на этот уникально долгий цикл разработки — с 1944 по 1959 — ракета, принятая в итоге на вооружение, не была несовершенной, и доказала свою эффективность в настоящих боевых условиях против самолетов, появившихся на десятилетия позднее!
Первая серийная ракета была изготовлена фирмой "Bendix" в 1958 году под обозначением SAM-N-6b.
Конструктивно, "Талос" был двухступенчатой ракетой. Мощный твердотопливный бустер Mk-11 разгонял снаряд до той скорости, на которой начинал работать прямоточный двигатель фирмы "Bendix", разгонявший ракету до скорости в 2,5 МаХа. Запаса горючего в 70-галлонном баке хватало на первых моделях на 50 миль полета (порядка 95 км). Потолок ракеты составлял 24 километра.
Наведение ракеты осуществлялось в два этапа. На первом, маршевом участке, ракета наводилась "по лучу" (т.е. двигалась в наведенном на цель узком луче радара, удерживая себя автоматически в его пределах). При этом, вполне естественно, что на дальних дистанциях такая система не работала — расширение луча создавало слишком значительную ошибку. Поэтому для точного донаведения, "Талос" был оснащен системой полуактивного наведения, работавшей на отраженном луче радара. Четыре расположенные в головной части "Талоса" антенны обеспечивали сближение ракеты с целью на достаточную дистанцию, чтобы могла сработать боеготовка, весившая 136 кг. В некоторых модификациях, впрочем, самонаведение отсутствовало — но это были ядерные модификации, для которых точный выход на цель в общем-то не имел особого значения.
Ракета SAM-N-6b находилась на вооружении недолго. Уже в 1960 году инженеры фирмы "Bendix" создали новую модель, известную как SAM-N-6b1. За счет увеличения топливного бака до 85 галлонов, им удалось увеличить радиус действия ракеты почти вдвое — до 100 морских миль! Этот рывок вперед сделал "Талос" самой дальнобойной на тот момент зенитной ракетой.
Созданная тогда же атомная модификация "Талоса", SAM-N-6b1W, несла в качестве боеголовки ядерную боевую часть W-30. Предназначавшаяся для гарантированного поражения звеньев бомбардировщиков и скоростных маневрирующих целей, боеголовка мощностью в 2-5 килотонн могла испарить любую цель, находившуюся в радиусе 500 метров от точки детонации. Атомная версия "Талоса" не несла антенн системы самонаведения на ближней стадии — она просто не нуждалась в них, ибо любая мыслимая ошибка наведения "по лучу" с лихвой компенсировалась детонацией. Атомные "Талосы" поступили на все "Талос"-несущие корабли ВМФ США.
Это породило некоторую техническую проблему — ракеты с обычными и ядерными боевыми частями были схожи, могли заряжаться в любые магазины в любом порядке, и всегда существовал риск, что из-за случайной ошибки какой-нибудь капитан нанесет ядерный удар. Чтобы решить эту проблему, в 1962 году в серию пошел SAM-N-6c1 "Unified Talos" — универсальная ракета с заменяемой головной частью. Теперь атомные заряды монтировались на ракеты только в случае военной угрозы, в мирное время заменяясь обычными. Также C-модель получила новый, улучшенный блок самонаведения, позволивший точнее наводиться на низколетящие цели.
Малоизвестной страницей в истории "Талоса" является интерес, проявленный к нему в 1950-ых ВВС США. Собственая (и единственная) зенитная ракета ВВС, легендарный и непревзойденный "Бомарк", запаздывала с разработкой, и ВВС некоторое время всеръез обсуждали принятие на вооружение флотского "Талоса". Обозначения XIM-70A и XIM-70C были уже даны, соответственно, SAM-N-6b1 и SAM-N-6b1W, но дальше начальных разработок дело не пошло, и в 1957 году проект был передан армии, которая, имея собственную линейку зенитных ракет "Найк" не заинтересовалась "Талосом"
А между тем, развертывание ЗРК продолжалось. В 1963 году, все модификации "Талоса" получили обозначение RIM-8.
Малоизвестным фактом является наличие у ВСЕХ модификаций "Талоса" возможностей поражения наземных и надводных. Хотя 160-килограммовая осколочно-фугасная БЧ вряд ли могла рассматриваться как серьезное противокорабельное оружие, все же она могла легко уничтожить любой ракетный катер, а атомная боевая часть делала "Талос" серъезной угрозой даже для крупных военных кораблей. Атомные версии "Талоса" также рассматривались как эффективное оружие бомбардировки наземных позиций перед высадкой десанта — более точное и быстрореагирующее чем сбрасываемые с палубных бомбардировщиков атомные бомбы.
В 1965 году, в серию пошла ракета RIM-8G — новая модель, с улучшенной системой наведения "по лучу" (что дало большую прицельную дальность) и заменой топлива JP-5 на JP-4 с большим энергетическим выходом. Был также улучшен бустер — вместо старого, отгорающего за 3 секунды, ракета получила новый, горящий 5 секунд. Радиус действия ракеты увеличился до 185 км — рекорд для морских ЗРК, не превзойденный в 20-м веке.
Еще в 1965 году появилась уникальная для линейки "Талосов" ракета RIM-8H. Эта ракета имела ту особенность, чтобы была с самого начала предназначена только для поражения наземных целей. Ее боевая часть имела полуактивную головку самонаведения, предназначенную для захвата луча наземных радаров. Разные версии ГСН могли устанавливаться для захвата разных частот, что делало эту ракету действительно поасным оружием. Основной ее функцией было подавление радаров наведения ПКР берегового базирования, но ракета также могла использоваться для сверхдальней (за радиогоризонт) стрельбы по боевым кораблям с включенными радарами, что делало ее, фактически, первой дальнобойной ПКР американского флота. В 1971 году, именно этой ракетой впервые был осуществлен первый успешный выстрел ракеты по наземной цели в истории американского флота — патрулирующий у берегов Вьетнама крейсер "Оклахома-Сити", своими средствами радиоэлектронного обнаружения засек вьетнамский береговой передвижной радар и выпустил по нему ракету. Ракета навелась на источник излучения и поразила РЛС, полностью выведя ее из строя.
Последней принятой на вооружение противовоздушной моделью "Талоса" был RIM-8J, принятый на вооружение в 1968 году. Ракета имела улучшенное полуактиывное наведение и стала венцом развития линейки "Талосов".
Звездным часом "Талосов" стал Вьетнам. 23 мая 1968 года, радар атомного ракетного крейсера "Long Beach" засек приближающийся объект, вскоре идентифицированный как северовьетнамский Миг-19. Отследив положение самолета, крейсер навел на него прицельный радар и выпустил ракету RIM-8G "Талос". Пролетев 62 мили (112 км) ракета поразила истребитель, полностью его уничтожив. Позже, еще несколько "Мигов" было сбито "Талосами". Всего ракеты этого класса претендуют на 4 подтвержденные воздушные победы, все — на рекордных на данный момент для морских ЗРК дистанциях.
"Талосы" были настоящим ночным кошмаром советских летчиков. Из всех видов американских морских ЗРК, "Талос" обладал наибольшими возможностями и радиусом действия. Появление в арсенале США "Талоса" де-факто обесценило основную ПКР ракетоносной авиации СССР — КС-1 "Комета" — ибо ее радиус действия в 90 кмне оставлял носителю почти никаких шансов выжить под атаками "Талосов". Дальнобойные ракеты К-10С и КСР-11 не были также неуязвимы для "Талоса", и даже выдающая 3,6 МаХа X-22 была уязвима для его атомной боевой части. Появление "Талоса" подняло проитвовоздушную оборону АУГ на новый уровень, сделав невозможным ее прорыв иначе как большим числом носителей.
Парадоксом истории или иронией судьбы является тот факт, что из всех кораблей, на которых "Талос" был установлен, только ОДИН был ракетным крейсером специальной постройки, "Long Beach". Все остальные были переделанными крейсерами Второй Мировой, со всеми их недостатками. Широкому внедрению "Талоса"помешали большие габариты и высокая стоимость ракеты, а также тот факт, что по-настоящему эффективно ее мог использовать только тот же "Long Beach", с его уникальным радаром ФАР AN/SPS-32.
В 1974 году "Талос" начал тихо сниматься с вооружения, в пользу новой, универсальной ракеты RIM-67 "Standart"-ER. Хотя ракета все еще оставалась непревзойденной по дальности, но появление низколетящих ПКР сделало основной угрозой для кораблей США именно низколетящие снаряды — бороться с которыми по-настоящему эффективно "Талос" все-таки не мог. Планировавшаяся замена — сверхдальнобойная ракета RIM-50 Typhon LR от того же "Bendix", имевшая радиус до 370 км — так и не была создана, и 8 ноября 1979 года "Оклахома Сити" выпустил на учениях последнюю выстреленную ракету "Талос". В 1980 году, последний корабль с "Талосом" был снят с вооружения. "Лонг Бич" еще оставался в ВМФ, но его ПУ "Талос" были сняты и заменены пусковыми RIM-67 "Standart"-ER. Оставшиеся ракеты были переделаны в летающие мишени и служили долго — до конца 20-го века. Так спокойно и тихо ушел в отставку главный защитник авианосцев ВМФ США на протяжении двух десятилетий.