Рестайлинг спустя 60 лет. Первый тест БРДМ-2, ставшей «Бекасом»

16

Или рассказ о том, как армейский ветеран по прозвищу «Бардак» выгодно поменял половину колес на кучу других умений.

В свое время БРДМ-2 убедил меня в том, что армейская техника порой способна прикончить механика-водителя сама – еще до того, как попадет под огонь противника. Эргономика разведывательной машины и правда отдавала беспощадным садизмом, хотя в целом конструкция оказалась удачной. Проходимость, компактность, выносливость, умение плавать – сплав полезных качеств выписал разработке ГАЗа путевку едва ли не на все военные конфликты конца 20 века.

Шутка ли – второй «Бардак», как трогательно прозвали этот образец в войсках, приняли на вооружение СССР еще при Хрущеве, в далеком 1962 году. Однако до сих пор БРДМ-2 используют и в России, и еще в полусотне стран. Даже в неспокойной сейчас Сирии. Другое дело, что за 60 лет в мире изменилось буквально все: от политической атмосферы и расстановки сил до тактики боевых действий.

А вот советская машина адаптироваться не спешила. Постепенно сложилась патовая ситуация – тысячи единиц работоспособной техники (общий тираж составил около 10 000) откровенно устарели, а завод-изготовитель тихо отошел в сторону. Последний БРДМ-2, по сведениям наших друзей из Военно-технического общества, собрали в Арзамасе в 1987-м (в то время как в интернете упорно перепечатывают цифру 1989), а затем завод предпринимал пусть разумные, но все же слишком робкие попытки обновить модель с использованием компонентов БТР-70 и БТР-80.

Логично, что дальше начался карнавал в стиле кто кого перещеголяет в инженерном креативе. Страны бывшего восточного блока активно принялись за доработку под современные требования оставшихся в строю и на складах БРДМ-2 уже своими силами. Особенно преуспела Украина, где конструкторские бюро оборонных заводов создали сразу несколько «обновленческих» проектов. Россия ответила модификацией БРДМ-2МС «Стриж». Проект стартовал в 2016 году, причем первые партии уже успели с помпой отправить на экспорт – в Лаос, Мьянму, Киргизию, Сербию, а вот в нашей армии таких машин до сих пор нет ни одной.

Казалось бы, наследникам газовских инженеров и карты в руки – кто лучше россиян знает родной продукт и его слабые места? Тем не менее компромиссный БРДМ-2МС успели изрядно обложить критикой – особенно досталось «лоскутной» дополнительной защите из отдельных бронеплит. И вот тут у отечественных разработчиков сыграла ущемленная гордость. Ведь если сборку модернизированных «Бардаков» наладили на крупном 103-м бронетанковом ремонтном заводе, то проектирование вели специалисты подмосковного предприятия «Б-Армс». И, как оказалось, в Истре придумали куда больше интересного, чем в итоге воплотили в металле по желанию экономного заказчика (шесть миллионов за доводку БРДМ-2 до уровня МС – копейки по военным меркам).

Стоимость комплекта модернизации БРДМ-2 до уровня БРДМ-2МБ «Бекас» превышает 20 миллионов рублей. И это только механическая часть без учета системы вооружения.

Стоимость комплекта модернизации БРДМ-2 до уровня БРДМ-2МБ «Бекас» превышает 20 миллионов рублей. И это только механическая часть без учета системы вооружения.

Мне повезло одним из первых увидеть вживую и даже попробовать в деле БРДМ-2МБ «Бекас» – действительно глубокую модернизацию «Бардака», как ее видят в компании «Б-Армс». Если описать суть проекта вкратце, то уместно сравнить новый вариант броневика с комплектом тюнинга bolt-on для гражданского автомобиля. Имея производственную базу, инструкции от разработчика, определенный набор деталей и толковых мастеров, конвертировать старую разведывательную машину в современный аппарат можно в любой точке земного шара.

>Если броню БРДМ-2 толщиной от 2 до 10 мм с детских дистанций пробивают пули даже винтовочного калибра (с термоупрочненным сердечником), то «Бекас» защищен по уровням VPAM 12 и 14. Иными словами, к примеру, лоб машины готов выдержать обстрел 14,5-мм боеприпасами с расстояния 300 м.

>Если броню БРДМ-2 толщиной от 2 до 10 мм с детских дистанций пробивают пули даже винтовочного калибра (с термоупрочненным сердечником), то «Бекас» защищен по уровням VPAM 12 и 14. Иными словами, к примеру, лоб машины готов выдержать обстрел 14,5-мм боеприпасами с расстояния 300 м.

Короткая команда организаторов по рации, и через гребень бывшего карьера переваливает БРДМ песочного цвета. Дизайнерского чуда не произошло: привычные обводы заслуженного корпуса не может скрыть даже дополнительное бронирование. На «Бекасе» оно тоже состоит из отдельных навесных панелей шестимиллиметровой толщины, однако расположены листы плотнее, почти без зазоров, да и наклон явно изменен. Любопытно, что в качестве дополнительной меры защиты сталь готовы обернуть кевларом.

Лобовая проекция БРДМ-2МБ «Бекас» на 90% прикрыта дополнительной навесной броней.

Лобовая проекция БРДМ-2МБ «Бекас» на 90% прикрыта дополнительной навесной броней.

Сыпучий подъем БРДМ-2МБ берет с характерным свистом – теперь в кормовом отсеке вместо прожорливого бензинового V8 модели ГАЗ (ЗМЗ)-41 (дефорсированный до 140 сил вариант от легковой представительской «Чайки») разместили турбодизель. Причины такой трансформации очевидны, но позже руководитель «Б-Армс» Алексей Бутримов подтвердил теорию цифрами. Например, за счет смены силового блока удалось довести запас хода «Бекаса» аж до 1500 км – важнейшее качество для подобного рода техники. Для справки: старый «Бардак» и тысячу не мог осилить, по паспорту предельный пробег без дозаправки составлял 750 км.

Машина замедлила ход, распахнулись боковые двери-люки, и через них на песок выпрыгнули бойцы в полной экипировке. Это значит, БРДМ лишили едва ли не самой характерной особенности еще со времен первого поколения – четырех выдвижных колес (по паре на борт) с гидроподъемниками и цепным приводом, изрядно повышавших проходимость на пересеченном рельефе.

Отказ от хитроумного, но и без того редко используемого на практике механизма стал следствием смещения акцентов в задачах: разведки в службе прогнозируют меньше, а патрулирования и охраны – больше. И теперь заказчикам возможность оперативной переброски десанта и безопасная выгрузка личного состава под огнем важнее продвинутых умений в преодолении оврагов и траншей. Более того – водомет тоже убрали. Модернизированный БРДМ-2 сохранил плавучесть, но по воде «Бекас» способен идти только при малом волнении и тихо-тихо (около 2 км/ч), гребя лишь зубастыми колесами.

На грунте БРДМ-2МБ «Бекас» способен выжать до 50 км/ч, а на асфальте разогнаться до сотни.

На грунте БРДМ-2МБ «Бекас» способен выжать до 50 км/ч, а на асфальте разогнаться до сотни.

Хотя если судить объективно, вездеходные параметры «Бекаса» все равно удержались на достойном уровне, учитывая невмешательство современных инженеров в схему трансмиссии. Жесткое подключение переднего моста, понижайка в раздатке, могучая механическая лебедка сохранились на БРДМ-2 без изменений. Равно как и хорошая геометрия – один только клиренс 330 мм дает высокие шансы не залипнуть на рельефе. При движении по песку и прочим болотам выручает система регулирования давления воздуха в шинах, управление которой упростили – крупные вентили слева от механика-водителя заменили элегантными кранами.

Да и в целом организация внутреннего пространства подверглась революционным переделкам. И вроде то там, то здесь натыкаешься на компоновочные артефакты 60-х годов прошлого века, однако в целом отделения управления и боевое перекроили от и до. Уместно провести аналогию с развитием вазовской «Нивы» – сравниваешь салоны образца 1977 и 2020 годов и видишь, что автомобиль вроде бы в общих чертах тот же, но по факту уже совсем другой.

БРДМ-2МБ «Бекас»
На выставочном образце левый десантный люк подвешен на задних петлях, правый – на передних. Но по желанию заказчика могут исполнить любой вариант.

«Бекас» оказался заметно просторнее старого «Бардака». Где позволяло размещение агрегатов трансмиссии, пол опустили максимально низко. На демонстрационный прототип установили башню-муляж БПУ-1 от БТР-80, но вообще предполагается, что выбранное клиентом вооружение объединят в необитаемый модуль с дистанционным приводом. То есть управлять огнем сможет единственный оператор-наводчик (посредством джойстиков), а другие два места в боевом отделении займут десантники. Причем каждому отвели индивидуальное шикарное кресло с высокой спинкой, подголовником, мягкой набивкой и подрессориванием – ничего общего с примитивными советскими «табуретками».

Перед наводчиком разместили стеллажи боеприпасов к пулеметам КПВТ и ПКТ. Но вообще башенный модуль может быть любым (в пределах размеров корпуса), равно как и система управления огнем. На прототипе установлен муляж.

Разумеется, дело не в красоте: сиденья на индивидуальной подвеске с многоточечными ремнями входят в комплекс защиты от подрыва, без которого немыслима современная боевая машина – минирование дорог террористы-диверсанты и прочие нехорошие люди из запрещенных в России организаций освоили в совершенстве. Базовый БРДМ-2 перед такой фугасной угрозой был беззащитен, а «Бекас» получил вдобавок усиленное многослойное бронирование днища съемными и вварными листами, противоосколочное покрытие пола.

Жесткие мосты на рессорной подвеске с кулачковыми самоблоками в главных парах не меняли, а вот колеса с усиленной резиной Ки-126 унифицировали с БТР-82.

Ныряю в люк механика-водителя. И здесь новое откровение – инструментарий перетряхнули на современный лад, превратив пыточную камеру в более-менее адекватное рабочее место. Понятно, что кругом железо, надо беречь голову и вообще не бояться грубых решений. Вон справа в ногах командира барабан лебедки угрожающе торчит…

Но все же в деталях «Бекас» проработали грамотно. Крупные клавиши и перекомпонованные приборы удобны, стеклоблок обзора вперед по-походному обогревается, внешние зеркала размещены так, что видны даже через триплексы, а оставшиеся слепые зоны перекрывают видеокамеры – их можно поставить хоть по кругу. Кресло уютное, регулируемое, кондиционер есть – комфорт!

Щелчок тумблером «зажигания», жму кнопку стартера – где-то в корме загрохотал движок. Теперь это 136-сильный тяговитый дизель ЯМЗ-534, спаренный с полностью синхронизированной пятиступенчатой механической коробкой. Причем привод переключения тросовый и по меркам военной техники весьма четкий. Одной глобальной проблемой меньше – можно забыть о двойном выжиме сцепления и попытках врубить ступень болтающимся рычагом, пока машина не потеряла ход. Гражданскому человеку только «грузовую» схему расположения передач надо освоить: к себе и вперед – задняя, напротив внизу – первая; вторая там, где обычно находится третья и так далее.

Трогаться тоже просто. Дизель без напряга вывозит с холостых, точку смыкания дисков сцепления нащупать легко. Скажу так – после меня за руль «Бекаса» сел человек, не имеющий вообще никакого опыта управления бронетехникой, и даже он ни разу не заглох. Я же по старой привычке чуть не проверил стойкость брони лбами своих же пассажиров. Не учел, что тормозную систему переделали полностью – и пневмогидравлика, разделенная в целях живучести на два контура (перед – зад), оказалась не только мощной, но и правильной по обратной связи. Приноровившись, замедляешь семитонный агрегат буквально по-легковому – энергично, плавно и точно. Давить всем телом на педаль смысла больше нет.

После модернизации БРДМ-2 можно управлять даже с маникюром.

После модернизации БРДМ-2 можно управлять даже с маникюром.

Понятно, что дружелюбность БРДМ-2МБ все равно условная – тугой руль по-прежнему требует развитой мускулатуры, кондовые рычаги управления полным приводом пришлись бы впору и танку Т-34, а педали расположены так, что колени рослого водителя, как и 60 лет назад, упираются в «баранку». Могли и это исправить, говорят разработчики, но тогда бы пришлось изменить положение кресла, снизив тем самым противоминную безопасность.

Мощная светодиодная оптика широко шагает по рынку компонентов не только гражданского, но и военного применения.

Мощная светодиодная оптика широко шагает по рынку компонентов не только гражданского, но и военного применения.

Но вообще после знакомства с «Бекасом» я изменил мнение о «Бардаке» – оказывается, и заслуженный БРДМ-2 может быть союзником, а не «тяготами военной службы», которые бойцу полагается мужественно переносить. Поэтому хочется верить, истринский проект найдет применение на оборонном рынке – относительно малой кровью спецы «Б-Армс» действительно сумели решить на древней основе современные прикладные уравнения. И главное, принципиальные позиции глубокой модернизации продиктованы не столько фантазией, сколько реальными запросами индустрии. Значит, десятки и сотни старых бронемашин имеют шанс не отправиться на переплавку или сгнить на складах, а еще принести пользу родине.

P.S. БРДМ-2МБ «Бекас» – разработка совсем свежая, мало кто видел модернизированную машину на расстоянии вытянутой руки. Но у вас вскоре появится такая возможность. Приходите на старт бронепробега «Дорога мужества» 8 июля!

Источник — https://ru.motor1.com/reviews/428504/brdm-2mb-bekas-first-drive/

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account