Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
670 лет назад, в начале декабря 1346 года (некоторые летописцы называют другие даты, но все указывают на этот год) в осажденной татаро-монголами генуэзской крепости Кафа вспыхнула эпидемия чумы, которая вскоре превпратилась в самое опустошительное бедствие в истории Европы. Согласно распространенной легенде, болезнь сперва поразила монгольскую армию, а потом была занесена в крепость путем забрасывания туда катапультами разрубленных на куски тел умерших.
Неизвестно, вымысел это или жуткая реальность, но, как бы там ни было, через некоторое время "черная смерть" на палубах зараженных генуэзских галер приплыла сперва в Константинополь, потом — в итальянские и французские порты Средиземного моря, а оттуда расползлась по всему континенту.
В 1348 году чума воцарилась во Франции, Испании, Италии и на Балканах, в следующем — проникла в Англию, Ирландию, Австрию, Венгрию, Швейцарию и Германию, в 1350-м — в Скандинавию, Прибалтику и Польшу, в 1351-м — в русские княжества. Смертность была почти стопроцентной, заразившиеся умирали за два-три дня. Количество жертв установить невозможно. По разным оценкам, "черный мор" за пять лет унес от 20 до 40 миллионов жизней, то есть, от четверти до половины тогдашнего населения Западной, Центральной и Южной Европы. О том, сколько людей умерло в Азии и в Восточной Европе, где вообще не было никакого учета, можно только гадать.
При этом наиболее пострадавшие регионы полностью обезлюдели, по некоторым данным, целиком вымерло население Сицилии, Сардинии и Корсики (в дальнейшем острова были заселены заново), а также — многих итальянских и французских городов. В Англии поголовно вымерло более 1000 сел и деревень, некоторые из них начали возрождаться лишь через полтора столетия. Население большинства крупных городов, таких как Лондон, Париж, Генуя, Венеция, Флоренция, Вена и ряд других сократилось в два-три раза, а некоторых — на 90%.
Говорят, что великие бедствия очищают и духовно облагораживают людей, однако "великая чума" показала, что это далеко не так. Даже столь глобальный катаклизм ничуть не изменил психологию европейцев. Едва успев проводить "черную деву" и вознести хвалы Господу за ее уход, выжившие вновь, как ни в чем ни бывало, начали воевать, грабить, разбойничать, мошенничать, плести интриги, в общем, заниматься привычными делами. Я уж не говорю о том, что в разгар чумы повсюду процветало мародерство, которое немало способствовало ее распространению.
Ну а далее, как обычно, подборка иллюстраций, которую на сей раз, возможно, не стоит смотреть людям мнительным и впечатлительным.
Регионы, охваченный чумой к 1350 году. Автор карты символично отразил то, что главными распространителями заразы были крысы.
Одно из наиболее ранних изображений "великой чумы" на миниатюре из рукописной хроники Гилля Майзета, написанной в 1370-е годы.
Способы борьбы с чумой предлагались разные. Например, в Германии предпочитали массово сжигать евреев, которые, как известно, виноваты во всем, в том числе и в распространении заразы. В некоторых местах заодно сжигали прокаженных, а также — тех, кого считали ведьмами или колдунами. Как ни странно, эти радикальные меры не дали никакого эффекта.
В Италии и Франции распространилось движение флагеллантов, которые считали, что, поскольку чума является божьим наказанием за грехи, то лучше самим себя подвергнуть наказанию, не дожидаясь, когда Бог покарает моровой язвой. Поэтому они увлеченно лупцевали себя кожаными плетками с железными шипами, расцарапывали себе лица и проводили иные профилактические мероприятия подобного рода. Однако Бога не проведешь, и все это тоже оказалось бесполезным. Флагелланты мерли от чумы ничуть не реже, чем все остальные.
Чума во Флоренции, гравюра XIX века. Слева, в лавровом венке, художник изобразил знаменитого поэта Петрарку, что, конечно, же является вымыслом, так как стихотворец был не столь глуп, чтобы гулять по чумным могильникам. Напротив, сразу после начала эпидемии он покинул город.
Чума в Вене. Монахи, подвергая себя смертельному риску, причащают умирающих.
Еще одна картина XIX века с изображением "великой чумы" в каком-то южном городе.
Художники эпохи классицизма, рисуя зараженных и умерших от чумы, никогда не изображали внешних симптомов этого заболевания, поскольку с ними картины выглядели бы куда менее эстетично. Справа — медицинский манекен, наглядно представляющий, как отражается бубонная чума на облике больного.
Раскопанный фрагмент одного из многочисленных массовых захоронений жертв "черной смерти", случайно обнаруженного недавно в Париже при рытье строительного котлована. Подобные находки в Европе — постоянны и повсеместны.
Европейская культура обязана "великой чуме" рождением брутального образа "медико делла песте" — "чумного доктора", представляющего собой человека в балахоне с перчатками и в специфической маске со стеклянными окулярами и длинным кожаным "клювом". Такие защитные комплекты начали применять в середине XIV века итальянские врачи, пытавшиеся лечить больных чумой. Обычно они сочетались с шляпами характерной формы, которые носили представители врачебной гильдии. Слева — "медико делла песте" на гравюре XVII века, а справа — подлинные образцы средневековых медицинских респираторных масок.
"Медико делла песте" со временем превратился в одну из традиционных итальянских карнавальных масок и в персонаж комедии дель арте, а потом этот колоритный прикид распространился по всей Европе, став олицетворением "средневековой жути". У стимпанкеров он тоже весьма популярен.
Явную аллюзию на "чумного доктора" можно увидеть даже в одном из популярнейших советских мультфильмов. Обратите внимание, что спутником-даймоном этого персонажа является крыса, что тоже, как бы, намекает…