Ренессанс русской боевой авиации

0

Ренессанс русской боевой авиации

В ходе нынешней военной реформы ВВС России наряду с Сухопутными войсками претерпели кардинальные изменения. Приоритетным направлением реформы стало изменение структуры ВВС и закупка для них новой техники по государственной программе вооружений, рассчитанной до 2020 года.

В течение пятнадцати лет новая техника для ВВС и ПВО не закупалась, модернизируясь лишь небольшими партиями. В 2009—2011 годах эта эпоха закончилась. За последние годы в войска поступило около 70 новых самолетов и около 100 вертолетов. И это лишь начало масштабной, многотриллионной программы перевооружения ВВС, в ходе которой планируется приобрести до 2020 года около 600 новых и модернизированных самолетов и свыше 1000 вертолетов, а также десятки дивизионов зенитно-ракетных комплексов.
Реорганизация.

В ходе реформы ВВС, начатой в 2009 году, была ликвидирована структура «воздушная армия — корпус (дивизия) — полк». На смену воздушным армиям, сохранявшим свои грозные названия в основном на бумаге, пришли самостоятельные командования Военно-воздушных сил и ПВО. Корпуса и дивизии ПВО сменили сформированные на их базе бригады воздушно-космической обороны. Сами командования теперь состоят из авиационных баз и бригад воздушно-космической обороны. В свою очередь, авиационные базы формируются из основной тактической единицы ВВС — эскадрилий, а бригады воздушно-космической обороны — из полков. Всего по территориальному принципу сформировано четыре командования ВВС и ПВО, которые включены в состав четырех новосозданных военных округов (объединенных стратегических командований): 1-е Командование ВВС и ПВО вошло в состав Западного военного округа, 2-е Командование ВВС и ПВО — в состав Центрального военного округа, 3-е Командование ВВС и ПВО — в состав Восточного военного округа, 4-е Командование ВВС и ПВО — в состав Южного военного округа. Помимо территориальных созданы командования Дальней авиации, куда вошли стратегические и дальние бомбардировщики и командование Военно-транспортной авиации.

Типичная авиабаза теперь состоит из нескольких эскадрилий, объединенных в авиагруппы, которые базируются на нескольких аэродромах. Кроме этого, в авиабазах под единым командованием объединены ранее самостоятельные части аэродромного и радиотехнического обеспечения, а также связи. Реорганизация авиабаз сопровождалась масштабными перемещениями людей и техники — беспрецедентными с 90-х годов прошлого века, когда шло сокращение ВВС, доставшихся от СССР. Потеряли самостоятельный статус десятки военных аэродромов, превратившись в авиагруппы авиабаз или авиакомендатуры. Все 72 авиационных полка, имевшихся до начала реформы, 14 авиационных баз и 12 отдельных эскадрилий были сведены всего в 15 авиационных баз «нового облика». Крупнейшие авиабазы в настоящее время имеют в своем составе 150—200 летательных аппаратов.

Сократилось количество штатной авиатехники. Не менее трети ее было списано, ВВС избавились от неисправных и предельно изношенных самолетов, которые лишь формально числились в боевом строю.

Все Центры боевой подготовки и переподготовки летного состава (Фронтовой авиации, Армейской авиации, Дальней авиации, Военно-транспортной авиации, беспилотной авиации) подчинены новообразованному 4-му государственному Центру подготовки авиационного персонала и проведения войсковых испытаний Министерства обороны, командование которого расположено в Липецке. В состав единого Центра переданы и научно-исследовательские институты ВВС.

Бригады воздушно-космической обороны — новинка для наших ВВС. Как и в авиабазах, в них объединены под единым командованием зенитные ракетные и радиотехнические полки. В отличие от авиации это объединение стало исключительно организационным. Физически полки не меняли дислокации, и расстояние между полками одной бригады может составлять сотни километров. Численность ПВО фактически не изменилась, а боеспособность возросла за счет развертывания имевшихся зенитных ракетных полков сокращенного состава до полной численности и перевода их в статус частей постоянной боевой готовности.

В ближайшие годы развитие системы воздушно-космической обороны пойдет за счет переоснащения бригад на комплексы С-400, первые два полка которых уже заступили на боевое дежурство, а затем и на С-500, способных бороться с баллистическими ракетами и целями в ближнем космосе.
Фронтовая авиация

На МАКС-2009 был заключен крупнейший за весь постсоветский период контракт на поставку российскому Министерству обороны десятков боевых самолетов новой постройки. Все они предназначаются именно для Фронтовой авиации. Согласно контракту стоимостью более 80 млрд рублей, Объединенная авиастроительная корпорация должна произвести 64 самолета — 48 новейших российских многоцелевых истребителей Су-35, 12 истребителей Су27СМ3 и 4 двухместных Су-30М2. Хотя поставки проходящих испытания Су-35 еще не начались, ВВС России получили уже почти все остальные самолеты по этому контракту.

Сейчас готовится контракт на покупку для ВВС еще 28 истребителей «Сухого». За основу для них решено принять модификацию, поставлявшуюся на экспорт в Индию, Су-30МКИ. В наших ВВС она, скорее всего, будет иметь обозначение Су-30СМ. Возможен опцион на поставку еще одной их эскадрильи в составе 12 единиц Су-30СМ для ВМФ России.

Другой контракт, на 32 МиГ29СМТ/МиГ-29УБТ, которые ста ли поступать в ВВС в 2009 году, предполагал передачу не полностью новых самолетов, произведенных с широким использованием еще советских заделов. Закупок новых МиГ-29 для ВВС пока не ожидается, но в ближайшее время должен быть подписан контракт на поставку палубных 24 МиГ-29 К для ВМФ для 279 отдельного корабельного авиационного полка, который базируется на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Заключение этого соглашения ожидалось на МАКС-2011, но стороны пока не завершили ценовые переговоры, а ВМФ, возможно, еще не до конца определился с техническим лицом машины.

Закупок новых МиГ-31 уже не будет, но ежегодно проводится модернизация нескольких самолетов до варианта МиГ-31БМ. В ближайшие годы все российские МиГ-31 будут модернизированы, что позволит им оставаться на вооружении еще по крайней мере 10—15 лет.

В 2010 году начал полеты прототип российского истребителя пятого поколения Т-50. Уже к 2015 году планируется закупить установочную партию из 10 ПАК ФА (Т50) для проведения всесторонних испытаний в условиях реальной эксплуатации, а до 2020 года ожидается закупка еще 60 единиц. Не секрет, что эти сроки могут оказаться чересчур оптимистичными и в реальности эти самолеты запоздают на несколько лет. Поэтому и идут закупки истребителей глубоко модернизированного четвертого поколения, которые должны составить основу ВВС до массового появления ПАК ФА.

Такие грандиозные планы закупок новых истребителей таят в себе и опасность. Разнообразие машин неизбежно вызовет проблемы с поддержанием технической исправности и подготовкой пилотов. Уже к середине десятилетия в наших ВВС на вооружении окажутся одновременно МиГ-29, МиГ-29СМТ, МиГ31БМ, Су-27, Су-27СМ, Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-30М2, Су-35 и ПАК ФА. Фактически чуть ли не каждая истребительная авиагруппа будет иметь свой тип самолетов.

Производство специализированных ударных самолетов Су34 за последние два года наконец-то начало наращивать обороты. В войска поступают по несколько серийных Су-34 в год. Тем не менее пока имеется только один контракт на поставку 32 самолетов этого типа и по нему поставлено 10 самолетов. В этом году планируется произвести еще шесть единиц, а в последующие два года окончательно выполнить контракт. В случае успешного его выполнения возможна закупка еще нескольких десятков машин. Но за время разработки и налаживания производства все менее ясным становится место «сушек» в структуре ВВС. Современные истребители, закупка большого количества которых включена в Гособоронзаказ, эволюционировали в многоцелевые самолеты, способные применять самые разнообразные высокоточные боеприпасы по наземным и морским целям, и в этом плане они уже не уступают Су-34, обладая лучшими летно-техническими характеристиками. Это может ограничить закупки Су34 только нынешним контрактом. Пока же основу бомбардировочной авиации составляют фронтовые бомбардировщики семейства Су-24. В процессе реформирования ВВС избавились от всех немодернизированных Су-24, оставив в строю только Су-24М и несколько десятков модернизированных в последние годы Су-24М2. Постепенно и Су-24М будут сниматься с вооружения или модернизироваться. Планов по сокращению штурмовиков пока нет. Имеющиеся Су25, за счет продления ресурса и усовершенствования останутся в войсках до 2025—2030 года. Постепенно все они будут модернизированы до уровня Су-25СМ (уже доведено 40—50 самолетов), а затем подвергнутся еще более глубокому апгрейду.
Дальняя авиация

В ближайшие десять лет существенных изменений в российской Дальней авиации, состоящей из стратегических бомбардировщиков , 15 Ту-160 и 64 Ту-95МС и около сотни дальних Ту-22М3, не ожидается. Проработка перспективного комплекса Дальней авиации находится на самом начальном этапе, и даже решение о начале полномасштабного проектирования пока не принято. В последние годы усилия сосредоточены на модернизации их прицельно-навигационного оборудования и доработке стратегических бомбардировщиков для использования новых типов управляемого оружия в неядерном снаряжении. Это должно существенно расширить их сферу применения и дать возможность использовать эти мощные самолеты в обычных войнах.

Сами машины этого класса обладают длительным жизненным циклом, заметно превосходящим срок эксплуатации самолетов Фронтовой авиации (достаточно вспомнить стратегические бомбардировщики B-52, находящиеся на вооружении США уже более полувека и активно применяющиеся в боевых действиях). Беспокоит лишь состояние их двигателей, которые имеют гораздо меньший ресурс и требуют периодической замены и проведения капитального ремонта. В связи с резко увеличившейся с 2007 года боевой подготовкой Дальней авиации ресурс их расходуется быстро, а производство новых двигателей давно остановлено. В 2010 году принято решение о возобновлении выпуска новых двигателей для Ту-160 и освоении капитальных ремонтов двигателей для других типов машин.
Командование военно-транспортной авиации

Серьезные изменения претерпела в ходе реформы и Военно-транспортная авиация. Воздушная армия была преобразована в командование, а все полки Военно-транспортной авиации в конце 2010 года были объединены в одну авиабазу со штабом в Твери, на основе бывшей 12-й дивизии ВТА. Сами бывшие полки, преобразованные в авиагруппы и подчиненные авиабазе, остались на прежних местах дислокации и продолжают обеспечивать десантирование ВДВ и перевозку грузов. В состав командования ВТА в ходе реформы были переданы и отдельные эскадрильи Ан-2 и Ан-3Т, ранее подчинявшиеся дивизиям ВДВ. Они также занимаются обеспечением подготовки десантников.

С обновлением парка самолетов Военно-транспортной авиации возникла запутанная ситуация. Руководство ВВС и ВДВ периодически заявляет о том, что российские ВТА уже в ближайшие годы пополнятся украинско-российскими самолетами Ан-70 и даже тяжелыми Ан-124, производство которых должно быть восстановлено. В то же время переговоры с украинской стороной по этим самолетам все еще продолжаются и исход их пока неизвестен.

Более понятна ситуация с Ил-476 — несколько модернизированной версией Ил-76, производство которого переносится из Узбекистана в Ульяновск. Сейчас идет работа над первым летным экземпляром этой машины, которая должна подняться в воздух в следующем году.

Освоение производства Ил-476 и запуск его в серию может пригодиться для производства специализированных самолетов, ранее выпускавшихся на базе Ил-76, — А-50 и заправщика Ил-78. Ранее заявлялось о необходимости закупки для российских ВВС нескольких десятков Ил-476 и самолетов, построенных на его базе, но реальные контракты пока не подписаны. Неизвестно, где будут использоваться заказанные Министерством обороны России десять турбовинтовых транспортных Ан-140 (как с боковой грузовой дверью, так и рамповый вариант), которые производятся самарским «Авиакором».
Учебно-тренировочные самолеты

Закупками боевых и военно-транспортных самолетов масштабные планы ВВС не ограничиваются. Помимо них существует и огромный парк чехословацких учебно-тренировочных самолетов L-39 «Альбатрос», которые используются для подготовки военных летчиков. Несмотря на то что в учебных полках их насчитывается еще до 200 единиц, срок жизни этих аппаратов, выпущенных в 70—80-х годах прошлого века, подходит к концу, трудно доставать запчасти и двигатели. Кроме того, авионика этих машин и вооружение безнадежно устарели и не обеспечивают качественной подготовки летчиков для современных типов российских самолетов, закупка которых начинается сейчас. Для замены были выбраны новые Як-130. Они способны не только выполнять все необходимые учебные задачи для самолетов четвертого и пятого поколений, но и выполнять функции легкого ударного самолета для конфликтов низкой интенсивности.

К программе производства подключены сразу два серийных завода — нижегородский «Сокол» и дальневосточный «Иркут». Первые 12 Як-130 поступили в войска в 2009—2010 годах из Нижнего Новгорода. Но из-за нехватки там мощностей и загрузки производства другими оборонными заказами (ремонт МиГ-31, выпуск комплектующих для МиГ-29М) освоение выпуска идет медленно. На нынешнем МАКС-2011 ожидается заключение крупного контракта на поставку сразу 60 таких самолетов, однако, как и в случае с МиГ-29К, эта сделка технически еще не готова. Основным их производителем должен стать завод «Иркут», на котором выполняются и экспортные заказы по Як-130. На июль этого года на заводе в разных стадиях производства находится сразу 35 Як-130 для ВВС России, Алжира и Ливии. Контракт с Ливией на шесть Як-130, которые были заказаны в начале 2010 года, по понятным причинам теперь уже не будет исполнен. Возможно, эти самолеты также будут переданы российским ВВС.

Участие в программе сразу двух заводов, включая такой мощный, как «Иркут», не оставляет сомнений, что контракты на поставку будут выполнены и уже в ближайшие годы парк учебно-тренировочных самолетов преобразится.
Армейская авиация

Настоящий ренессанс ожидает военные вертолеты. До 2020 года будет закуплено свыше 1000 вертолетов, что позволит практически полностью обновить их парк и значительно повысить возможности авиации. Уже начались закупки и ударных, и военно-транспортных вертолетов.

Успешно освоенный на «Роствертоле» с 2009 года серийный выпуск Ми-28Н позволил поставить в войска уже до 40 таких новых машин и вооружить ими две авиационные базы. В год выпускается 15 единиц техники. Ми-28Н станут самыми массовыми ударными вертолетами армейской авиации. Заключены контракты на поставку 97 единиц до 2015 года, а в общей сложности их должно быть приобретено до 300 единиц.

Помимо них закупаются ударные вертолеты Ка-52 и Ми-35М. Выпуск Ка-52 осваивается в Арсеньеве, и ими будет перевооружена дальневосточная авиабаза. Пока планируется закупка для ВВС около 30 единиц. В проекте поставка Ка-52 для ВМФ, где они пойдут на вооружение УДК типа «Мистраль». Ми-35М, как и Ми-28Н, производятся на «Роствертоле» и в первую очередь будут поставляться в Южный военный округ. На сегодня имеется заказ на 22 вертолета.

Не забыты и транспортные вертолеты. За последние два года в войска поступили уже несколько десятков новых машин семейства Ми-8, а всего до 2020 года запланирована закупка более пятисот единиц. Кроме того, Министерство обороны планирует приобрести в этот же срок до 20 тяжелых Ми-26. Началась замена учебной базы для подготовки пилотов. На смену изношенным Ми-2 в училища приходят вертолеты «Ансат-У». Пока их закуплено чуть более десяти единиц, но вскоре ожидаются дополнительные поставки.
 

 Оставить комментарий

 

Напоминаю, что оставить комментарий на сайте Альтернативная Политика, вы сможете без дополнительной регистрации. Достаточно зайти под своим ником и паролем с сайта Альтернативная История.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account