Реликвии времен гражданской войны в Испании. Восстановленный истребитель И-16 в испанском небе

16
Реликвии времен гражданской войны в Испании. Восстановленный истребитель И-16 в испанском небе

Реликвии времен гражданской войны в Испании. Восстановленный истребитель И-16 в испанском небе

Статья из июльского выпуска журнала «Flugzeug classic» за 2006 год, которая, думаю, заинтересует коллег.

Содержание:

Предисловие редакции: Впервые за примерно 60 лет в небе Испании вновь летает приобретенный в Новой Зеландии истребитель И-16 (обозначение ВВС Испанской республики – Mosca [«моска»; мошка]; обозначение ВВС националистов – Rata [рата; крыса]). В настоящий момент второй истребитель И-16 восстанавливается в Испании и компании Sandy Air, Австрия. О реликвии времен гражданской войны в Испании рассказывает Вольфганг Фальх (Wolfgang Falch).

Предыстория

11 августа 1938 года пароход «Бугарони» (Bougaroni) прибыл в Испанию. На борту судна помимо прочих грузов находился истребитель И-16 тип 10 (серийный номер 107), который 25 марта того же года покинул сборочный цех горьковского авиастроительного завода №21 им. Серго Орджоникидзе.

В том же месяце самолет бы выгружен, собран и передан 3-й эскадрильи 21-й группы ВВС Испанской республики, которая в то время базировалась в Жироне. Самолет был передан сержанту Франсиско Паредесу (Sergant Francisco Paredes) и получил бортовой номер CM-264. В сентябре 1938 года сержант Паредес со своим CM-264 принял участие в битве на Эбро, а в сентябре по получил звание лейтенанта.

2 ноября 1938 года в 10 часов утра CM-264 отправился в бой в качестве истребителя-перехватчика. Во время тяжелого воздушного боя с бомбардировщиками националистов Savoia (вероятнее всего SM-71) Франсиско Паредес смог поджечь самолет противника. Затем «моски» были атакованы истребителями FIAT CR-32 националистов. Сильные повреждения, которые получил двигатель истребителя CM-264, вынудили Франсиско Паредеса взять курс назад на базу. Ведомый присоединился для прикрытия поврежденной «моски», которая сильно теряла моторное масло. На обратном пути на базу грохочущий двигатель полностью остановился. В планирующем полете машина коснулась земной поверхности и разбился на пересеченной местности. Несмотря на сильнейшие повреждения самолета его пилот лейтенант Франсиско Паредес выжил, отделавшись травмами.

Реставрация с 2003 года

50 лет спустя авиационный эксперт Исаак Монтойя (Isaac Montoya) обнаружил обломки самолета, после чего был дан старт программе восстановления машины. После первоначального сбора крупных узлов и агрегатов Монтойя в течение еще десяти лет неоднократно обыскивал местность в поисках мелких деталей. Затем Исаак Монтойя нашел заводскую табличку с основными паспортными данными, и теперь можно без сомнений идентифицировать самолет. В ноябре 2003 года в Ла-Сении (La Senia) на мете бывшей базы «Легиона Кондор» началось восстановление самолета. Руководителем проекта и владельцем предприятия стал Хосе Рамон Беллауби (Jose Ramon Bellaubi) – отец двух дочерей, производитель мебели и бывший пилот. В течение ближайших месяцев ему удалось собрать воедино схемы, рабочие чертежи и недостающие или не подлежащие восстановлению мелкие детали. Параллельно были перестроены центральная часть крыла, фюзеляж, а также фиксированные части горизонтального и вертикального оперений. В процессе восстановления использовались исключительно те материалы, которые очень похожи на оригинальные или полностью соответствуют им. Каждая деталь тщательно изготавливалась и устанавливалась с использованием ручного труда. Когда постройка фюзеляжа была завершена, начался второй этап программы восстановления: приобретение авиадвигателя и изготовление шасси. Поздней осенью 2004 года Хосе Рамон Беллауби оснащает принадлежащий компании грузовой автомобиль и отправляется в расположенный в 1500 километрах заснеженный Тироль, где в компании Sandy Air Corp. его ожидает работающий радиальный двигатель АШ-62ИР. В реальности на истребители И-16 тип 10 устанавливались швецовские двигатели М-25А или М-25В, которые сейчас встречаются крайне редко. Более поздние модификации И-16 тип 18 и тип 20 были оснащены двигателями М-62, модификацией которых является АШ-62ИР. Этот компромисс в отношении силовой установки также был выбран российскими реставраторами нескольких летающих «ишаков».

кабина пилота восстановленного в Испании истребителя И-16 в основном комплектовалась оригинальными приборами. Данная машина разбилась в 1938 году после воздушного боя с самолетами националистов

кабина пилота восстановленного в Испании истребителя И-16 в основном комплектовалась оригинальными приборами. Данная машина разбилась в 1938 году после воздушного боя с самолетами националистов

перед установкой консолей крыла и двигателя можно увидеть проходящую под фюзеляжем прочную ферменную конструкцию центроплана крыла, изготовленную из сваренных стальных труб

перед установкой консолей крыла и двигателя можно увидеть проходящую под фюзеляжем прочную ферменную конструкцию центроплана крыла, изготовленную из сваренных стальных труб

несмотря на большие колеса основные стойки крыла хорошо убираются в ниши центроплана крыла

несмотря на крупные колеса основные стойки крыла хорошо убираются в ниши центроплана крыла

вместо оригинального авиадвигателя М-25 на восстановленный истребитель И-16 был установлен очень на него похожий радиальный двигатель АШ-62ИР

вместо оригинального авиадвигателя М-25 на восстановленный истребитель И-16 был установлен очень на него похожий радиальный двигатель АШ-62ИР

Все финансируется из частных источников

Все системы «моски» Хосе Рамона Беллауби находятся в рабочем состоянии, хотя у реставраторов нет планов использовать самолет для выполнения полетов. В настоящее время двигатель проверяется и готовится к установке на планер. Шасси самолета уже полностью смонтировано. Капот двигателя, воздушный винт и консоли крыла по-прежнему отсутствуют. В течение ближайших месяцев их изготовление будет завершено.

Этот необычный проект реставрации, полностью финансируемый из частных источников, является прекрасным дополнением к проходящим в Испании выступлениям старинных боевых самолетов и единственной программой восстановления И-16, реализованной за пределами России. Совсем недавно годный к полетам И-16 был приобретен в Новой Зеландии и передан Испании. После завершения реставрации CM-264 в Испании будут два экземпляра этого знаменитого истребителя.

спустя более чем полвека истребитель И-16 вновь выруливает по взлетной полосе расположенного под Мадридом аэродрома Куатро Вьентос (Cuatro Vientos)

спустя более чем полвека истребитель И-16 вновь выруливает по взлетной полосе расположенного под Мадридом аэродрома Куатро Вьентос (Cuatro Vientos)

29 апреля восстановленный истребитель И-16 под управлением литовского пилота Юргиса Кайриса впервые поднялся в воздух с аэродрома Куатро Вьентос

29 апреля восстановленный истребитель И-16 под управлением литовского пилота Юргиса Кайриса впервые поднялся в воздух с аэродрома Куатро Вьентос

в настоящий момент в испанском небе летает один восстановленный И-16, но вскоре к нему присоединится второй самолет данного типа

в настоящий момент в испанском небе летает один восстановленный И-16, но вскоре к нему присоединится второй самолет данного типа

Эти два И-16 являются представителями самолетов, которые принимали участие в гражданской войне в Испании и которые сейчас являются большой редкостью. Остается надеяться, что в скором времени появятся и другие подобные программы, которые касаются испанской гражданской войны – важного «испытательного полигона» тогдашних современных самолетов в преддверии Второй Мировой войны.

источник: Wolfgang Falch «Relikte aus dem Spanischen Bürgerkrieg. Polikarpov I-16 am spanischen Himmel» «Flugzeug classic» 2006-07, Seiten 64-67

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account