17 мая 1922 года в Брукленде, Англия, Кенелм Ли Гиннесс установил официальный мировой рекорд скорости на суше [1] – 133,75 миль в час (215,25 км/ч). Этот рекорд был установлен на гоночном автомобиле Sunbeam 350HP, который был оснащен двигателем Sunbeam Manitou V-12 мощностью 350 л.с. (261 кВт) и рабочим объемом 1118 кубических дюймов (18,3 л). Позже этот автомобиль был продан Малкольму Кэмпбеллу и стал первым автомобилем-рекордсменом, получившим наименование Blue Bird. В то время компания Sunbeam Motorcar Company (Sunbeam) активно участвовала в гонках и рекордных заездах. В компании Sunbeam Луи Коатален и Винченцо Бертарионе (Vincenzo Bertarione) спроектировали автомобиль для участия в Гран-при Франции, но этот автомобиль так и не был построен. В конечном итоге проект гоночного автомобиля был продан египетскому принцу Джелаледдину.
Египетский принц Джелаледдин жил в Париже и страстно желал установить мировой рекорд скорости на суше. Он нанял жившего в Париже итальянского инженера Эдмонда Молья (Edmond Moglia) с целью построить спроектированный в компании Sunbeam гоночный автомобиль. Этот новый автомобиль получил название Djelmo (комбинация имен Джелаледдина и Мольи) и был построен в условиях большой секретности.
Djelmo представлял собой узкий и обтекаемый гоночный автомобиль обычной компоновки с двигателем, установленным в передней части перед водителем. Автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем с диаметром цилиндра 4,2 дюйма (107 мм) и ходом поршня 5,5 дюйма (140 мм) с общим рабочим объемом 615 кубических дюймов (10,1 л). В двигателе, степень сжатия которого составляла шесть к одному, были использованы алюминиевые поршни. Цилиндры были отлиты в два блока по четыре цилиндра в каждом. Каждый цилиндр имел по два впускных и выпускных клапана, которые приводились в действие двумя верхними распределительными валами. Цельный коленчатый вал поддерживался девятью коренными подшипниками. Карбюратор, установленный на правой стороне двигателя, питал каждую пару цилиндров. восемь выхлопных патрубков, расположенных на левой стороне двигателя, были объединены в одну большую выхлопную трубу, которая выходила низко и прямо перед кабиной водителя. Несмотря на то, что этот двигатель был намного меньше, чем Sunbeam Manitou, но развивал мощность 355 л.с. (265 кВт) при частоте вращения вала 3000 оборотов в минуту.
С каждой стороны картера двигателя было отлито по три крепления. Задние крепления выступали в качестве картера сцепления, к которому крепилась коробка передач. Коробка передач имела две скорости переднего хода и одну скорость заднего хода – наличие передачи заднего хода было одним из требований регламента французских гонок. От коробки передач мощность передавалась на задние колеса через трансмиссию, соединенную непосредственно с задней осью; дифференциала не было. Задние колеса имели узкую колею, ширина которой составляла всего 0,95 метра. Колея передних колес была гораздо шире –1,48 метра. Рулевой механизм и рулевое колесо крепились к верхней части коробки передач. Для торможения Djelmo был оснащен барабанным тормозом, присоединенным к левому заднему колесу. Ручной рычаг приводил в действие аналогичный тормоз на правом заднем колесе. Колесная база автомобиля составляла 3,1 метра, а масса – 910 кг.
В 1924 году было распространено несколько фотографий, казалось бы, готового гоночного автомобиля. В качестве пилота был выбран итальянец Джулио Форести, и предполагалось, что в 1925 году Djelmo будет гонок рекордному заезду в Соединенных Штатах. Однако разработка автомобиля затянулась, и его характеристики не оправдали ожиданий. На различных площадках во Франции было проведено несколько испытательных пробегов, но это была просто доводка характеристик машины, а не попытки установления рекорда скорости. Гоночный автомобиль Djelmo претерпел несколько модификаций с целью улучшения скоростных характеристик и управляемости. Были опробованы различные настройки карбюратора, установлено новое ветровое стекло, а капот и задняя часть Djelmo были переработаны. Рассматривалась возможность установки выносного нагнетателя с приводом от трансмиссии, но это так и не было осуществлено.
К 1926 году в Бабсе Джон Годфри Парри-Томас увеличил рекорд скорости на суше до 171,02 миль в час (275,23 км/ч). Гоночному автомобилю Djelmo было трудно превзойти данный показатель. В конце 1926 года принц Джелаледдин приступил к созданию нового автомобиля. Его конструкция была дальнейшим развитием Djelmo и предусматривала тандемную установку двух восьмицилиндровых двигателей с кабиной гонщика между ними. Передний двигатель должен был приводить в движение передние колеса, а задний – задние колеса. В конструкции автомобиля были использоваться двойной фрикцион и механизм переключения передач, приводимые в действие одним органом управления. Расчетная максимальная скорость этого гоночного автомобиля составляла 250 миль в час (402 км/ч).
К концу 1927 года Генри Сегрейв (Henry Segrave) на автомобиле Sunbeam 1000 HP Mystery Slug установил новый рекорд скорости – 203,79 миль в час (328,0 км/ч). Эта скорость была намного выше того, на что могли надеяться хозяева Djelmo несмотря на то, что его двигатель теперь мог развивать мощность 400-450 л.с. (300-355 кВт). Летом 1927 года Джулио Форести доставил Djelmo в Уэльс на пляж Пендин Сэндс для нескольких скоростных заездов. Теперь он сосредоточился на том, чтобы побить национальный рекорд Великобритании, который был установлен Малькольмом Кэммпбеллом на Blue Bird с двигателем Napier и составлявшим 174,88 миль в час (281,44 км/ч). Джулио Форести был предоставлен самому себе, и у него не было подходящих условий для обеспечения нормальной работоспособности автомобиля. Это на несколько месяцев задержало попытку установить рекорд скорости, потому что даже приобретение незначительных запасных частей уходили часы или дни. Тем не менее, Djelmo стал неотъемлемой частью этой местности, и Джулио Форести радушно встречал всех посетителей.
26 ноября 1927 года Форести вывел Djelmo на пляж, чтобы сделать несколько скоростных пробегов. Как обычно Джулио Форести носил только защитные очки и никакой другой защиты у него не было. Во время пробегов Форести выяснил, что на больших скоростях Djelmo склонен к рысканию. Двигаясь по пляжу со скоростью около 150 миль в час (240 км/ч), Форести потерял управление. Djelmo несколько раз перевернулся, и Джулио Форести был выброшен из кабины автомобиля. Форести чудом получил лишь незначительные травмы и сам пошел навстречу спасателям. Вероятно, что жизнь Джулио Форести спасло, что гонщика выкинуло из автомобиля в мягкий песок. Djelmo был уничтожен. Принц Джелаледдин потерял интерес к этим проектам скоростных автомобилей: Djelmo так и не был отремонтирован, а его двухмоторный сменщик так и не был построен.
[1] 27 апреля 1920 года Томми Милтон на гоночном автомобиле Duesenberg, оснащенном двумя восьмицилиндровыми двигателями, установил в США национальный рекорд скорости 156,046 миль в час (251,132 км/ч). Его достижение не было официально признано мировым рекордом
Источники:
- Land Speed Record by Cyril Posthumus and David Tremayne (1971/1985)
- The Land Speed Record 1920-1929 by R. M. Clarke (2000)
- “Prince Designs Sixteen Cylinder Racer,” The Ogden Standard-Examiner, 24 October 1926
- “An Amazing Escape,” The Illustrated London News, 3 December 1927
- http://en.wikipedia.org/wiki/Sunbeam_350HP
источник: https://oldmachinepress.com/2013/11/22/djelmo-land-speed-record-car/
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnyi-i-gonochnyi-avtomobil-djelmo-italiya