Рекордный автомобиль Fred H. Stewart Enterprise (Smith-Harkness). Австралия

14

В 1930 году австралийский автогонщик Норман Лесли Смит в местности под названием 90-мильный пляж (на самом деле протяженность этого пляжа не превышает 55 миль [88 км]) попытался установить рекорд скорости на суше. Его автомобиль Anzac (назван в честь Australian and New Zealand Army Corps – ANZAC; «анзак») был изготовлен известным австралийским автогонщиком и инженером Дональдом Джеймсом Харкнессом. Помимо этого, Дональд Харкнесс также принимал участие в рекордных заездах «анзака» в качестве механика-члена экипажа. Смит и Харкнесс отдавали себе отчет, что Anzac с 360-сильным (268 кВт) двигателем не способен установить абсолютный рекорд скорости с хода на дистанции в одну милю (1,6 км), но они надеялись установить национальные рекорды Австралии и Новой Зеландии, а также мировой рекорд на дистанции 10 миль (16 км). С технической точки зрения заезд был успешным, то рекорд не был зачтен, поскольку не был выполнен заезд в обратном направлении. Anzac также использовался для приобретения опыта, можно было применить при проектировании и изготовлении гораздо более мощного автомобиля, способного развивать скорость 300 миль в час (483 км/ч).

Установление мировых рекордов скорости всегда было дорогостоящим занятием. В то время как Норман Смит и несколько друзей финансировали большую часть создания автомобиля Anzac, для гораздо более крупного и скоростного рекордного автомобиля требовались финансовые ресурсы, превышавшие те суммы, которые Смит и его партнеры могли предоставить. К счастью, Норман Смит смог использовать свой успех в качестве гонщика «анзака», чтобы получить финансовую поддержку австралийского бизнесмена и политика Фредерика Гарольда Стюарта. Единственное условие, поставленное Фредериком Стюартом, заключалось в том, что новый рекордный автомобиль должен называться Fred H. Stewart Enterprise. Первоначально автомобиль должен был называться Anzac II, но в то время политика Австралии гласила, что аббревиатура ANZAC может относиться только к австралийскому и новозеландскому армейским экспедиционным корпусам и не может быть использована каким-либо иным образом без предварительно полученного разрешения. В результате Смиту пришлось отказаться от своего первоначального решения и для своего нового рекордного автомобиля выбрать другое имя. другое имя для нового гонщика. Условия финансирования были согласованы, и творческий тандем Смит и Харкнесс сосредоточился на создании рекордного автомобиля Fred H. Stewart Enterprise (Enterprise).

В качестве силовой установки автомобиля Enterprise Смиту и Харкнессу требовался гораздо более мощный двигатель, чем они могли получить сами. Они искали двигатель Rolls-Royce R мощностью 1600 л.с. (1193 кВт), разработанный для британских гидросамолетов, которые участвовали в шнейдеровских гонках. Команда создателей автомобиля Enterprise обратилась за помощью к австралийскому правительству, и премьер-министр Австралии Джеймс Скаллин обратился к британскому правительству. В конце концов, британское министерство авиации одолжило Смиту новейший 12-цилиндровый W-образный рядный двигатель Napier Lion VIID, который при частоте вращения 3600 об/мин развивал мощность 1450 л.с. (1081 кВт). Двигатель того же типа Малкольм Кэмпбелл установил на последней модификации рекордного автомобиля Blue Bird – Campbell-Napier-Railton Blue Bird. В то время характеристики двигателя считались секретными, и Министерство авиации специально оговорило, что с двигателем работать разрешается только Смиту, Харкнессу и двум членам команды, участвовавшей в создании автомобиля. В некоторых сообщениях указывается, что требовался залог в размере 5000 фунтов стерлингов, который был оплачен Стюартом, и что Смит и Харкнесс, ожидая получить двигатель Rolls-Royce R, узнали о приобретении двигателя Napier Lion только после того как вскрыли ящик. Более высокий и менее мощный двигатель Lion потребовал небольшой модернизации Enterprise, и расчетная максимальная скорость автомобиля снизилась до 280 миль в час (451 км/ч).

Рекордный автомобиль Fred H. Stewart Enterprise был спроектирован Дональдом Харкнессом и изготовлен компанией Harkness & Hillier Engineering Works, расположенной в городе Файв Док (Five Dock), неподалеку от Сиднея. Автомобиль напоминал оснащенный 930-сильным (694 кВт) двигателем Irving-Napier Golden Arrow, на котором Генри Сигрейв 11 марта 1929 года установол рекорд скорости на суше 231,362 миль в час (372,341 км/ч). Как и Golden Arrow, автомобиль Enterprise имел долотообразную переднюю часть, ведущую к закрытому плотным капотом двигателю Lion. Колеса «Энтерпрайза» были установлены снаружи кузова, а кабина пилота располагалась сзади и была окружена карданными валами, соединенными с задней осью. Одним из основных отличий во внешнем виде было то, что у «Энтерпрайза» были два стабилизирующих киля, каждый из которых уходил назад за задние колеса. Смит и Харкнесс полагали, что с дополнительной мощностью 520 л.с. (388 кВт) и на 17 процентов меньшей площадью лобовой поверхности Enterprise разовьет большую скорость, чем Golden Arrow.

Рама автомобиля Enterprise состояла из двух больших лонжеронов, соединенных различными поперечными элементами. В каждом углу рамы имелись отверстия для установки винтовых домкратов, чтобы в случае необходимости можно было быстро и легко поднять автомобиль. Двигатель Lion был расположен между лонжеронами рамы и был соединен с трехступенчатой коробкой передач. Мощность трансмиссии была разделена на два приводных вала, которые проходили через прикрытые металлическими пластинами кожухи с обеих сторон водительского сиденья. Каждый приводной вал соединялся с приводной коробкой, которая в свою очередь была соединена со своим задним колесом. Что касается амортизации колес, то передние колеса, по-видимому, имели очень минимальную подвеску, а задние колеса поддерживались листовыми рессорами, расположенными над рамой. Рама, двигатель и коробка передач, а также подвеска были спроектированы таким образом, чтобы свести к минимуму высоту «Энтерпрайза».

изготовление рекордного автомобиля Fred H. Stewart Enterprise (Enterprise) на заводе компании Harkness & Hillier Engineering Works. Смит сидит перед рулем, а справа от него стоит Харкнесс. Перед двигателем Napier Lion стоит жена Смита, Харриет. Обратите внимание на винтовые домкраты в задней части автомобиля, заднюю подвеску с листовыми рессорами и размер лонжеронов рамы

изготовление рекордного автомобиля Fred H. Stewart Enterprise (Enterprise) на заводе компании Harkness & Hillier Engineering Works. Смит сидит перед рулем, а справа от него стоит Харкнесс. Перед двигателем Napier Lion стоит жена Смита, Харриет. Обратите внимание на винтовые домкраты в задней части автомобиля, заднюю подвеску с листовыми рессорами и размер лонжеронов рамы

Отдельные направляющие тяги протянулись от рулевого механизма, расположенного перед кабиной пилота, к передним колесам. Поперечная рулевая тяга соединяла передние колеса вместе. Система рулевого управления позволяла поворачивать колеса на 20 градусов. Силовой набор «Энтерпрайза» закрывал плотно прилегающий кузов. Кузов был спроектирован таким образом, чтобы на высоких скоростях прижимать центральную часть автомобиля к трассе. Обтекатели, расположенные по обеим сторонам кабины, закрывали подвеску задних колес. Обтекатели сужались книзу, образуя клинья в задней части автомобиля. Кузов, окружавший кабину водителя, сужался назад до точки. Стабилизирующие кили с каркасом из стальных труб и полотняной обшивкой простирались за задними колесами. Плоское ветровое стекло было установлено под углом непосредственно перед кабиной водителя, а топливный бак располагался за его кабиной.

Норман «Волшебник» Смит и Дон Харкнесс позируют с почти завершенным рекордным автомобилем Fred H. Stewart Enterprise (Enterprise); 1931 год. Обратите внимание угол наклона корпуса перед кабиной водителя. Это было сделано в попытке увеличить прижимную силу в центре автомобиля и увеличить устойчивость на больших скоростях

Норман «Волшебник» Смит и Дон Харкнесс позируют с почти завершенным рекордным автомобилем Fred H. Stewart Enterprise (Enterprise); 1931 год. Обратите внимание угол наклона корпуса перед кабиной водителя. Это было сделано в попытке увеличить прижимную силу в центре автомобиля и увеличить устойчивость на больших скоростях

Рекордный автомобиль Enterprise имел длину 26 футов (7,92 м), ширину 69 дюймов (1,75 м), высоту 36 дюймов (0,91 м) перед кабиной, 42 дюйма (1,07 м) в верхней части кабины и 48 дюймов (1,22 м) у хвостовых килей. Автомобиль имел дорожный просвет 7,5 дюйма (191 мм) и массу около 6700 фунтов (3039 кг). Тормоза были предусмотрены только для задних колес. Для рекордных заездов Смит приобрел набор специальных гоночных шин, изготовленных компанией Dunlap и способных выдержать скорость 310 миль в час (500 км/ч). Эти шины имели диаметр 37 дюймов (940 мм) и ширину 7 дюймов (178 мм). Как и Anzac Нормана Смита Enterprise был полностью выкрашен в золотистый цвет, а на его хвостовые кили были нанесены австралийские флаги. Пока шло изготовление «Энтерпрайза», 5 февраля 1931 года Малькольм Кэмпбелл установил рекорд скорости с хода на дистанции в одну милю (1,6 км) – 245,736 миль в час (395,474 км/ч).

Ожидалось, что «Энтерпрайз» будет завершен примерно в феврале 1931 года. Однако задержки со изготовлением автомобиля, а также отдельные деловые вопросы, занимавшие Смита, Харкнесса и всех, кто имел отношение к машине, привели к тому, что постройка «Энтерпрайза» была завершена лишь в конце 1931 года. За это время Автомобильная ассоциация Окленда построила гараж в Хукатере (Hukatere), недалеко от середины 90-мильного пляжа. Гараж был построен для Нормана Смита и для других гонщиков, которые в будущем могли бы попытаться установить рекорд скорости (Малкольм Кэмпбелл рассматривал возможность использования 90-мильного пляжа). Побочным эффектом от появления нового гаража стало то, что Смит больше не пользовался услугами станции технического обслуживания «Star Garage», что было сочтено некоторыми жителями Каитаии как оскорбление их города. Эта проблема в сочетании с длительными задержками вызвала у многих жителей северной оконечности Северного острова общее презрение к Смиту и его рекордным заездам.

«Энтерпрайз» без обтекателей передних колес и со Смитом в кабине. Согласно первоначальному замыслу Харкнесса «Энтерпрайз» представлял собой довольно изящную машину. Обратите внимание на тормозной рычаг, идущий от кабины назад к заднему колесу, и отсутствие тормозов на передних колесах

«Энтерпрайз» без обтекателей передних колес и со Смитом в кабине. Согласно первоначальному замыслу Харкнесса «Энтерпрайз» представлял собой довольно изящную машину. Обратите внимание на тормозной рычаг, идущий от кабины назад к заднему колесу, и отсутствие тормозов на передних колесах

Незавершенный «Энтерпрайз» несколько раз появлялся на публике в апреле и августе 1931 года. Частично задержка с доработкой автомобиля была вызвана разногласиями между Харкнессом и Смитом по поводу того, как охлаждать двигатель Napier Lion. Дональд Харкнесс спроектировал Enterprise с использованием этиленгликоля, который химически охлаждался в теплообменнике хлористым метилом (хлорметаном или хладагентом-40). Данный метод позволил бы оставить автомобиль аэродинамически чистым без установки каких-либо радиаторов. Вследствие относительно неиспытанного характера химического охлаждения и его высокой стоимости Смит хотел использовать обычное водяное охлаждение с радиатором, размещенным в обтекателе в передней части автомобиля – аналогично тому, как поступил Кэмпбелл на автомобиле Campbell-Napier-Railton Blue Bird. Следует также учитывать, что представители компании Napier могли потребовать использовать на предоставленном ими двигателе Lion водяное охлаждение. Разочарованный и испытывающий нехватку времени, Дональд Харкнесс спроектировал и сконструировал пару обычных радиаторов, которые устанавливались непосредственно перед передними шинами. Обтекатели, установленные за передними колесами, служили резервуарами для воды системы охлаждения. За исключением крепления радиаторов, это оставило переднюю часть автомобиля аэродинамически чистой, и радиаторы, вероятно, не создавали бóльшего сопротивления, чем шины сразу за ними. Однако системы выглядела сделанной кое-как и крайне несовершенной. Смит чувствовал, что конструкция Харкнесса был совершенно неподходящей.

Когда 26 октября 1931 года автомобилю было официально дано имя Enterprise, на нем все еще не было видимых средств охлаждения двигателя, а небольшие обтекатели за передними колесами были установлены только с целью улучшения аэродинамики. Напряжение от всей этой ситуации стало слишком сильным, и в начале ноября у Харкнесса случился нервный срыв. Первая поездка «Энтерпрайза» состоялась 18 ноября, и затем началась подготовка к отправке автомобиля в Новую Зеландию.

26 октября 1931 года в день официального присвоения имени автомобилю «Энтерпрайз» был оснащен установленными за передними колесами относительно небольшими аэродинамическими обтекателями. Остается неясным, был ли это разработанный Харкнессом окончательный вариант, поскольку на других фотографиях обтекателей передних колес не было вообще

26 октября 1931 года в день официального присвоения имени автомобилю «Энтерпрайз» был оснащен установленными за передними колесами относительно небольшими аэродинамическими обтекателями. Остается неясным, был ли это разработанный Харкнессом окончательный вариант, поскольку на других фотографиях обтекателей передних колес не было вообще

По просьбе Смита и без ведома Харкнесса Лоуренс Джеймс Уэкетт (Lawrence James Wackett), возможно, главный специалист Австралии по авиации и аэродинамике того времени, проанализировал систему охлаждения «Энтерпрайза» и за несколько дней до поездки в Новую Зеландию представил Смиту отчет. Уэкетт отметил, что радиаторы не обладают достаточным потенциалом для охлаждения двигателя Lion и что на большой скорости силовая установка, скорее всего, выйдет из строя. Когда 8 декабря «Энтерпрайз» был доставлен в Окленд, Новая Зеландия, разногласия по поводу охлаждения двигателя еще не были разрешены. Радиаторы не были установлены, но они были отгружены вместе с автомобилем; радиаторы должны были быть установлены на «Энтерпрайз» после прибытия в Новую Зеландию.

Примерно 10 декабря 1931 года Enterprise был полностью собран и со своими двумя радиаторами был подвергнут проверке безопасности, которую этот рекордный автомобиль провалил. Крепление радиаторов было признано недостаточным, и было предсказано, что на высоких скоростях оно разрушится. Харкнесс настаивал на конструкции с двумя радиаторами, и огромное напряжение, в котором находился Харкнесс, действительно начало проявляться – политические манёвры положили конец основному источнику дохода его компании; его другие деловые предприятия терпели неудачу, и он испытывал проблемы в своих личных отношениях. После неудачной проверки безопасности Смит сделал свой ход и вручил Харкнессу запретительный судебный приказ, лишив его дальнейшего участия в работах с рекордным автомобилем Enterprise. Смит был недоволен ситуацией, но он чувствовал, что его приоритетом должно быть доводка «Энтерпрайза», чтобы он мог приступить к попыткам установить рекорд скорости. Харкнесс остался в Окленде, в то время как остальная часть команды отправилась на север, и примерно 8 января 1932 года покинул Новую Зеландию.

Перед отъездом из Австралии Смит договорился спроектировать, изготовить и установить на «Энтерпрайз» новый радиатор. Поскольку теперь Смит руководил всем ходом работ по программе Enterprise и знал, что конструкция с двумя радиаторами является несовершенной, он перевез «Энтерпрайз» в гараж Окленда, чтобы изготовить обычный радиатор. Работа над радиатором велась в режиме секретности, и когда 3 января 1932 года автомобиль водным путем был доставлен в Авануи (Awanui), изменения во внешнем виде «Энтерпрайза» многих удивили. Массивный прямоугольный радиатор полностью нарушил обводы кузова «Энтерпрайза», но этот радиатор был вынужденным решением, сделанным в условиях нехватки времени. Норман Смит защищал систему охлаждения, сравнивая ее с той, которую Малькольм Кэмпбелл использовал на последней модели рекордного автомобиля Blue Bird. Хотя конфигурация была схожей, реализация на «Энтерпрайзе» была не такой совершенной, как установка радиатора на Campbell-Napier-Railton Blue Bird. Большой плоский трехсекционный сотовый радиатор был закрыт обтекателем, который простирался от передней части автомобиля до капота двигателя. Кроме того, большие обтекатели колес, изготовленные в качестве баков для воды системы охлаждения двигателя, были установлены за передними колесами вместо оригинальных обтекателей меньших размеров. Радиатор добавил около 300 фунтов (136 кг) массы и почти 2 фута (0,61 м) длины, в результате чего рекордный автомобиль Enterprise стал весить примерно 7000 фунтов (3175 кг) и растянулся в длину на 27 футов 11 дюймов (8,51 м).

на данном снимке «Энтерпрайз», скорее всего, только что доставлен в Хукатере. Грузовик на заднем плане перевозил автомобиль из Авануи в Хукатере. Большой радиатор в передней части автомобиля закрыт брезентовым чехлом. Новые обтекатели-водяные баки закреплены за передними колесами, но хвостовые кили не установлены

на данном снимке «Энтерпрайз», скорее всего, только что доставлен в Хукатере. Грузовик на заднем плане перевозил автомобиль из Авануи в Хукатере. Большой радиатор в передней части автомобиля закрыт брезентовым чехлом. Новые обтекатели-водяные баки закреплены за передними колесами, но хвостовые кили не установлены

Плохие погода и состояние трассы на 90-мильном пляже удерживали «Энтерпрайз» в гараже в Хукатере до 11 января 1932 года, когда Смит совершил свой первый тренировочный заезд. Была достигнута скорость 125 миль в час (201 км/ч), и это был практически первый раз, когда «Энтерпрайз» двигался с какой-либо скоростью. Смит остался доволен заездом и приготовился к попытке установить рекорд скорости на дистанции 10 миль (16 км). Плохая погода и неважное состояние трассы сохранялись, и только 26 января Смит посчитал, что все еще посредственные условия достаточно приемлемы для попытки установить рекорд. Когда «Энтерпрайз» рванул на юго-восток по берегу, мокрый песок буквально засыпал Смита и машину. На скорости около 228 миль в час (367 км/ч) машина вышла из-под контроля, врезавшись в участок мокрого песка. Смиту пришлось сбросить скорость до 90 миль в час (145 км/ч), после чего он смог восстановить управление и завершить заезд. Трасса была пройдена за 3 минуты 59,945 секунд со средней скоростью 150,034 миль в час (241 км/ч). Однако во время заезда усеявшие пляж острые раковины двухстворчатых моллюсков тохероа разорвали специальные шины Dunlop, и Норман Смит для заезда в обратном направлении решил установить обычные шины с протектором. Эти шины имели диаметр 36 дюймов (914 мм) и ширину 6 дюймов (152 мм). Благодаря шинам и погодным условиям Смит смог удержать заезд «Энтерпрайза» в северо-западном направлении в более спокойном и ровном темпе и прошел трассу за 3 минуты 22,097 секунд со средней скоростью 178,132 миль в час (286 км/ч). Средняя скорость на обоих 10-мильных (16-километровых) заездах составила 164,084 миль в час (264,077 км/ч), побив предыдущий рекорд в 137,206 миль в час (220,811 км/ч), который установила Гвенда Мэри Стюарт 13 февраля 1930 года. Разумеется, Норман Смит надеялся и ожидал гораздо большего.

«Энтерпрайз» вывозят из недавно построенного гаража в Хукатере. Большой странный радиатор действительно портил внешний вид автомобиля и его аэродинамику. Обратите внимание на дорожные шины Dunlop

«Энтерпрайз» вывозят из недавно построенного гаража в Хукатере. Большой странный радиатор действительно портил внешний вид автомобиля и его аэродинамику. Обратите внимание на дорожные шины Dunlop

Прохождение трассы далось тяжело: мокрый песок покрывал все, включая его очки и лобовое стекло «Энтерпрайза», с сам Норман Смит получил многочисленные синяки и ушибы. Абсолютной необходимостью было улучшение состояния трассы, без которого и нечего было думать и о новых попытках и достижении более высоких скоростей. Любопытно отметить, что различные новостные агентства сообщили, что 27 января 1932 года Смит на «Энтерпрайзе» совершил попытку установить мировой рекорд скорости, пройдя трассу в одном направлении со скоростью 224,945 миль в час (362,014 км/ч) и со скоростью 199,285 миль в час (320,718 км/ч) в обратном направлении. Средняя скорость составила 211,115 миль в час (339,757 км/ч), что более чем на 34 мили в час (55 км) меньше рекорда Кэмпбелла. Однако Смит, Харкнесс, а также новозеландские и австралийские газеты отрицают, что такая попытка когда-либо предпринималась. Остается неизвестным, откуда появился это ошибочное сообщение.

Норман Смит сидит в кабине перед попыткой установить на трассе 90-мильного пляжа рекорд скорости на дистанции 10 миль (16 км). «Энтерпрайз» оснащен специальными гоночными шинами компании Dunlop. Обратите внимание на крышку топливного бака за кабиной водителя и на полотняную обшивку хвостовых килей, деформированную силовым каркасом из стальных труб

Норман Смит сидит в кабине перед попыткой установить на трассе 90-мильного пляжа рекорд скорости на дистанции 10 миль (16 км). «Энтерпрайз» оснащен специальными гоночными шинами компании Dunlop. Обратите внимание на крышку топливного бака за кабиной водителя и на полотняную обшивку хвостовых килей, деформированную силовым каркасом из стальных труб

«Энтерпрайз» едет вдоль 90-мильного пляжа с дорожными шинами Dunlop. С новым радиатором, частично не попавшим в кадр, автомобиль не выглядит слишком странным

«Энтерпрайз» едет вдоль 90-мильного пляжа с дорожными шинами Dunlop. С новым радиатором, частично не попавшим в кадр, автомобиль не выглядит слишком странным

После заездов 26 января 1932 года Норман Смит решил сделать небольшой перерыв. За это время был установлен новый радиатор меньших размеров, потому что предыдущий радиатор работал слишком хорошо. Новый радиатор имел примерно на 10 процентов меньшую площадь и не улучшал внешний вид «Энтерпрайза». 24 февраля Смит вывел «Энтерпрайз» на трассу, и во время тестового заезда убедился, что новый радиатор работает хорошо. В тот же день и на другом конце Земного шара Малькольм Кэмпбелл установил несколько рекордов: 241,569 миль в час (388,768 км/ч) на дистанции 5 километров (3,1 мили), 253,968 миль в час (408,722 км/ч) на дистанции в одну милю (1,6 км) с хода и 251,340 миль в час (404,493 км/ч) на дистанции в один километр (0,6 мили) с хода.

25 февраля 1932 года Норман Смит подготовил «Энтерпрайз» к попытке установить рекорд скорости на дистанции 5 мил (8 км) и абсолютный рекорд скорости, но погода не способствовала этому, и напряженность достигла небывало высокого уровня. Разногласия привели к тому, что Смит и его группа выписались из гостиницы и в Окленд; «Энтерпрайз» остался в гараже в Хукатере. Приблизительно 19 марта группа вернулась из Окленда в другую гостиницу, надеясь на улучшение погодных условий и на ровный пляж. Однако погодные условия – пожалуй худшие за последние тридцать лет наблюдений – продолжали препятствовать любым попыткам установить рекорд скорости. Еще одна неудача пришла в начале апреля, когда Харкнесс возбудил против Смита судебное разбирательство. Харкнесс, который был в Сиднее, пришел в ярость, когда увидел модификации установленного на «Энтерпрайз» радиатора. Кроме того, постоянно откладывавшиеся попытки Смита поставить рекорд заставили многих усомниться в его способностях, но большинство из этих людей были далеки от 90-мильного пляжа и не имели представления о его неподходящем состоянии.

Тем временем, 26 февраля 1932 года Малькольм Кэмпбелл в Дейтона-Бич установил новые рекорды на дистанциях 5 километров (3,1 км), 5 миль (8 км) и 10 километров (6,2 мили). Скорости, развитые автомобилем Blue Bird, составили 247,941 миль в час (399,023 км/ч), 242,751 миль в час (390,670 км/ч) и 238,669 миль в час (384,101 км/ч) соответственно.

5 апреля 1932 года Смит совершил короткую поездку на «Энтерпрайзе» по неподготовленному пляжу. На следующий день Норман Смит забрал «Энтерпрайз» и отправился обратно в Окленд. Во время пребывания в Окленде на автомобиль было установлено новое ветровое стекло, которое вращалось для самоочищения от песка. К концу апреля Смит с «Энтерпрайзом» вернулись в Хукатере, где ожидание продолжалось, поскольку плохая погода сделала состояние трассы неприемлемым для рекордного заезда. Поскольку после прибытия автомобиля в Новую Зеландию произошло так много задержек с попытками установления рекордов скорости, что недоброжелатели придумали новое прозвище: «Болтун» Смит (“Windy” Smith), подразумевая, что он много говорил о своих планах, но не смог их реализовать. Местные жители уже давно устали от зрелища и неудобств, вызванных рекордными заездами Смита.

данный снимок со Смитом, мчащемся на «Энтерпрайзе» во время одного из своих 10-мильных (16 км) заездов, дает хорошее представление о влажных и далеких от идеальных погодных условиях на 90-мильном пляже. Сильный дождь создал несколько мелких потоков, которые пересекали трассу и которые сделали ее непригодной для автомобиля, движущегося на высоких скоростях

данный снимок со Смитом, мчащемся на «Энтерпрайзе» во время одного из своих 10-мильных (16 км) заездов, дает хорошее представление о влажных и далеких от идеальных погодных условиях на 90-мильном пляже. Сильный дождь создал несколько мелких потоков, которые пересекали трассу и которые сделали ее непригодной для автомобиля, движущегося на высоких скоростях

1 мая 1932 года после всех ожиданий и связанных с ними драм Норман Смит был готов совершить еще один заезд на «Энтерпрайзе». 90-мильный пляж был влажным и не в самом лучшем состоянии. Однако что-то нужно было делать, и Смит нацелился на рекорд скорости на дистанции 5 миль (8 км). Когда «Энтерпрайз» поехал по 90-мильному пляжу в северо-западном направлении Бич и к началу трассы разогнался до скорости 170 миль в час (274 км/ч), у двигателя Napier Lion начался выброс пламени в карбюратор, и мотор загорелся. Брызги соленой воды затопили моторный отсек и вызвали у магнето электрический пробой. Искры воспламенили топливо вокруг карбюраторов двигателя. Норман Смит с максимально возможной быстротой сбросил скорость и выпрыгнул из продолжавшей двигаться машины. Пожар был быстро взят потушен, и «Энтерпрайз» был возвращен в гараж в Хукатере. Ущерб был сочтен не слишком серьезным, но Смит провел в Новой Зеландии пять месяцев и не был заинтересован в том, чтобы продолжать оставаться в этой стране.

ущерб, нанесенный «Энтерпрайзу» после пожара двигателя Napier Lion (попытка установить рекорд скорости на дистанции 5 миль [8 км]), был небольшим. Линия подачи охлаждающей жидкости к радиатору проходила от центра капота. Обратные линии проходили за пределами лонжеронов рамы автомобиля

ущерб, нанесенный «Энтерпрайзу» после пожара двигателя Napier Lion (попытка установить рекорд скорости на дистанции 5 миль [8 км]), был небольшим. Линия подачи охлаждающей жидкости к радиатору проходила от центра капота. Обратные линии проходили за пределами лонжеронов рамы автомобиля

Смит торжественно заявил, что вернется в следующем году и установит рекорд скорости, но так и не сделал этого. Норман Смит, его персонал и «Энтерпрайз» вернулись в Сидней, и машина была спрятана в гараже его друга Теда Пула (Ted Poole). Цена попыток установить рекорд скорости начала расти, поскольку Харкнесс и другие обвинили Смита в том, что он либо боялся выполнить заезд, либо не мог двигаться с необходимой скоростью. Ни одно из обвинений не соответствовало действительности. Правда заключалась в том, что погоня за рекордом скорости на суше стоила Смиту значительной части его сбережений, его репутации и его репутации и дружбы с несколькими людьми. В конце концов Смит одержал верх в иске о клевете, который он подал против австралийской газеты, но разрыв с Харкнессом так и не был преодолен. В середине 1933 года Смит говорил о заезде «Энтерпрайза» на озере Джордж, Новый Южный Уэльс, но эти планы так и не были реализованы. Рекорд Нормана Смита на дистанции 10 миль (16 км) сохранялся до 6 сентября 1935 года, когда Джордж Эйстон (George Eyston) на автомобиле Speed of the Wind в заездах на высохшем солёном озере Бонневилль, штат Юта, показал среднюю скорость 167,09 миль в час (268,91 км/ч), что на 3 мили в час (5 км/ч) быстрее, чем достижение Смита. Позже Смит с удовольствием рассказывал о своих гоночных подвигах, умалчивая о попытках установить рекорд скорости. Некоторое время Смит хранил «Энтерпрайз», но в конечном счете автомобиль был разобран, а двигатель Lion продан для использования в скоростном катере. По крайней мере до 1958 года – года смерти Нормана Смита – каркас «Энтерпрайза» находился вне пределов его мастерской. После смерти Смита все детали машины были утеряны.

Источники:

      • Wizard of Oz by Clinton Walker (2012)
      • The Real Wizard Smith by Steve Simpson (1977)
      • The Land Speed Record 1930-1939 by R. M. Clarke (2000)
      • “Australian Fails To Beat Campbell’s Auto Speed Record” The Syracuse Herald (27 January 1932)
      • “Radiators On Racing Cars” The Sydney Morning Herald (2 February1932)
      • “Did “Wizard” Smith Attempt Record?” Truth (3 April 1932)
      • http://www.gregwapling.com/hotrod/land-speed-racing-australia/land-speed-racing-australia-enterprise.html
      • http://www.gregwapling.com/hotrod/land-speed-racing-australia/land-speed-racing-australia-norman-smith.html
      • http://www.gregwapling.com/hotrod/land-speed-racing-australia/land-speed-racing-australia-don-harkness.html
      • http://adb.anu.edu.au/biography/smith-norman-leslie-8481

источник: https://oldmachinepress.com/2018/10/05/fred-h-stewart-enterprise-smith-harkness-lsr-car/

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-rekordnyi-avtomobil-fred-h-stewart-enterprise-smith-harkness

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account