…Эта история произошла 3 июля 1941 года. Шёл 12-й день войны. Минск уже почти неделю был оккупирован немцами, а танки Гудериана уже переходили Березину в 90 километрах восточнее города.
В этот день в Минск со стороны Бреста въехал одинокий танк Т-28. Немцы поначалу не обратили на него внимания, посчитав его трофейной машиной. В те дни немцы теряли огромное количество бронетанковой техники, и чтобы восполнить потери, ставили на вооружение трофейные советские танки, брошенные экипажами из-за отсутствия горючего.
Но этот Т-28 не был брошен. Его механик-водитель старший сержант Дмитрий Малько остался с машиной, повреждённой во время бомбёжки, и сумел её отремонтировать. Однако при этом танк безнадёжно отстал от отступающих войск, а весь остальной экипаж уехал на проезжавшем мимо грузовике с бегущей пехотой.
Малько был опытным танкистом. Великая Отечественная была уже пятой его войной. До этого Малько воевал в Испании, участвовал в боях на Халхин-Голе, Освободительном походе и Зимней войне.
И вот, когда танк уже был отремонтирован, к месту его расположение вышли майор-танкист Васечкин и несколько курсантов артиллерийского училища. Один из этих курсантов Николай Педан и предложил прорываться к своим через уже занятый немцами Минск и устроить немцам по пути небольшой гевольт.
Пополнив боезапас на брошенном складе, сформировавшийся экипаж направился в Минск. Первой жертвой танкистов стал немецкий велосипедист, которого буквально вмяли в асфальт. Затем танк проехал по улице Ворошилова (с 1990 года – Арлоўская, то есть Орловская, но не в честь города Орла, а в память о партизане Кирилле Орловском) до местного ликероводочного завода. Там, увидев большую группу немцев, занимающихся погрузкой в грузовики готовой продукции завода, танкисты расстреляли солдат из пулемёта и раздавили танками грузовик.
В районе городского рынка танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу попалась колонна мотоциклистов, которую танкисты уничтожили огнём и гусеницами.
Проезжая по улице Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра немецких солдат, а при повороте на улицу Пролетарскую танкисты неожиданно обнаружили, что она битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех стволов, танкисты нанесли немцам существенный урон.
В конце Пролетарской танку впервые было оказано сопротивление – по нему выстрелили из противотанковой 37-миллиметровой пушки. Снаряд не смог пробить броню с дополнительными экранами, а второго выстрела пушка сделать не успела – расчет был расстрелян из пулемётов, а пушка раздавлена гусеницами.
Лишь в районе Кальварийского кладбища Т-28 попал под фланговый огонь артиллерийской батареи. Первым же залпом была пробита 20-мм бортовая броня в районе моторно-трансмиссионного отделения. Танк загорелся, а вскоре сдетонировал его боезапас. Выбраться успели трое. Механик-водитель Малько сумел скрыться во дворах частных домов и вскоре даже сумел выйти к нашим у города Рославль Смоленской области. Педан попал в плен, а ещё один курсант Фёдор Наумов был укрыт местными жителями и потом ушёл к партизанам. Ещё трое – двое курсантов и майор Васечкин погибли в танке.
Дмитрий Малько прослужил в танковых войсках всю войну. 16 раз он горел в танке, но оставался жив. Ровно три года спустя, 3 июля 1944 года он уже в звании старшего лейтенанта оказался в освобождённом Минске. На месте своего тогдашнего боя он увидел остов того самого Т-28, который немцы за три года так и не удосужились убрать с улицы. Рассказу Малько о том бое никто тогда не поверил. Лишь в 1966 году, когда факт боя подтвердил Николай Педан, Дмитрию Ивановичу Малько вручили орден Отечественной войны I степени.
Источник: http://anaga.ru/t-28-minsk.html