Редкая птица. Отреставрированный тяжелый истребитель Messerschmitt Bf 110 F-2

15
Редкая птица. Отреставрированный тяжелый истребитель Messerschmitt Bf 110 F-2

Редкая птица. Отреставрированный тяжелый истребитель Messerschmitt Bf 110 F-2

Статья Петера В. Кохауша (Peter W. Cohausz) «Seltener Vogel» из журнала «FLUGZEUG CLASSIC» 6/2000 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в январе 2016 года.

Содержание:

Предисловие редакции: После длившейся 18 месяцев реставрации компания Beratungs- und Systemtechnik GmbH (BST) в соответствии с заявленными сроками передала отреставрированный самолет Messerschmitt Bf 110 F-2 расположенному в Берлине Немецкому техническому музею (Deutsche Technikmuseum Berlin). Таким образом, редкий исторический самолет сохранен для будущих поколений и вновь предстал перед миром.

Несмотря на то, что в годы Второй Мировой войны оригинальные немецкие самолеты производились большими сериями в настоящее время в своей стране они стали очень большой редкостью. Именно поэтому для всех любителей истории авиации день 16 сентября 2000 года стал особенно радостным, так как в этот день во Фридрихсхафене общественности и представителям Немецкого технического музея был представлен красиво отреставрированный тяжелый истребитель Bf 110 F-2. Через 55 лет после окончания Второй Мировой войны в Германии впервые вновь можно было познакомиться с полностью готовым к экспозиции тяжелым истребителем Bf 110.

55 лет назад в этом самолете не было ничего необычного, а сегодня это абсолютный раритет: почти совершенно новый Bf 110 на территории аэропорта Фридрихсхафена

55 лет назад в этом самолете не было ничего необычного, а сегодня это абсолютный раритет: почти совершенно новый Bf 110 на территории аэропорта Фридрихсхафена

Чтобы посмотреть на отреставрированный Bf 110 многие сотни посетителей пришли в старый ангар аэропорта Фридрихсхафена. Конечно, среди них были и сотрудники компании BST, которые принимали участие в реставрации, и представители Немецкого технического музея. Также среди присутствовавших были и многие из тех, кто оказывал помощь этом проекту, многочисленные журналисты со всей Европы, специализирующиеся на связанных с авиацией вопросах, представители телевидения, некоторые бывшие пилоты и радисты, летавшие на Bf 110, и, наконец, представители высших кругов, такие как герцог Вюртенбергский. Музыкальное сопровождение соответствовало моменту благодаря группе «Do X Memorial Big Band».

После приветствий и благодарностей организатору выставки и руководителю компании BST г-н доктору Вайсу (Dr. Weiß) и представителю Немецкого технического музея г-же Боргманн (Borgmann) с короткой речью выступил г-н Бухвальски (Buchwalsky; компания BST), который в краткой речи об этом совместном проекте отметили роль ведомства по трудоустройству города Равенсбург (Ravensburg). Данное ведомство сделало важный вклад в реставрационные работы и поспособствовало реинтеграции лиц, которые длительное время были безработными. Целью программы реставрации была сборка из обломков 2,5 самолетов одного экземпляра, который должен был стать музейным экспонатом. При этом самолетостроители-реставраторы неоднократно возвращались к технике пятидесятилетней давности. Господин Бухвальски закончил свою речь благодарностью ко всем, кто принимал активное участие в осуществлении этого проекта и поблагодарил за совместную работу сотрудников технического музея, компании BST и ведомства по трудоустройству

восстановленный Bf 110 F перед тем как с него сдернули полог. И даже под пологом восстановленный самолет демонстрирует неплохой внешний вид

восстановленный Bf 110 F перед тем как с него сдернули полог. И даже под пологом восстановленный самолет демонстрирует неплохой внешний вид

Затем с приветствием выступили обер-бургомистр Фридрихсхафена доктор Видманн (Dr. Wiedmann), отметивший старые – еще с 1912 года – традиции самолетостроения города, и директора ведомства по трудоустройству города Равенсбург г-на Шнэбеле (Schnäbele), которого еще раз поблагодарили за предложенную им кооперацию.

Руководитель отделения авиации немецкого технического музея доктор Штайнле (Dr. Steinle) так же поблагодарил известных и оставшихся неизвестными помощников программы реставрации, благодаря которым в Берлине вновь появилась обширная коллекция немецкой авиации (до 1945 года в столице Германии находился крупнейший в мире авиационный музей). Кроме реставрации Bf 110 – одного из наиболее крупных проектов в послевоенной Германии – музей работает над восстановлением Fw 200, Ju 88, Bf 109 и Si 204 (по одному экземпляру каждой машины).

представители компании BST г-н Бухвальски (слева) и Немецкого технического музея доктор Штайнле (справа) во время своих выступлений перед сбросом полога с реставрированного Bf 110

представители компании BST г-н Бухвальски (слева) и Немецкого технического музея доктор Штайнле (справа) во время своих выступлений перед сбросом полога с реставрированного Bf 110

Выкатка самолета солнечным утром

Сначала следует пояснить, почему музей занимается реставрацией и боевых самолетов. С одной стороны в Германии были построены около 220 000 летательных аппаратов, и 200 000 из них были боевыми самолетами, а с другой стороны музей должен представлять историю развития авиации для того, чтобы в будущем послужить целям обучения.

Завершил приветственные выступления представитель компании BST г-н Михал (Michal), который сделал обзор с точки зрения одного из рядовых сотрудников компании. После обучения безработных, проведенного ведомством по трудоустройству, восемь из них работали над данным проектом. Это были представители шести национальностей в возрасте от 20 до 55 лет. Еще одним годом ранее они не могли представить себе, что из обломков нескольких самолетов им удастся создать один столь красивый музейный экспонат. Хотя заключенные с ними договоры истекли, эти рабочие с охотой готовы принять участие в выполнении других подобных заказов!

Затем последовал кульминационный момент этого дня. Г-жа доктор Хохберг (Dr. Hochberg), руководившая проектом реставрации, сдернула закрывавшее самолет покрытие и перед присутствовавшими впервые за 55 лет предстал тяжелый истребитель Messerschmitt Bf 110 на своем собственном шасси.

Затем сотрудники компании BST выкатили самолет на открытое пространство перед ангаром. В этот момент – словно символизируя данное событие – до сих пор закрытое дождевыми тучами небо раскрылось, и самолет осветило солнце!

многие сотни людей окружили Bf 110 после того, как его выкатили из ангара

многие сотни людей окружили Bf 110 после того, как его выкатили из ангара

отреставрированный тяжелый истребитель Bf 110 выступает в качестве фотомодели под солнечными лучами

отреставрированный тяжелый истребитель Bf 110 выступает в качестве фотомодели под солнечными лучами

До этого дня самолету с заводским номером 5052 пришлось преодолеть длинный путь. Bf 110 был построен в конце 1942 года и 11 января 1943 года он получил военный номер LN+NR. Тяжелый истребитель был передан в состав эскадры JG 5, и в одном из воздушных боев после повреждений, полученных от разрыва зенитного снаряда, Bf 110 совершил аварийную посадку на лед озера в Карелии. Когда снег и лед растаяли, этот самолет погрузился в воду и его подняли только в 1991 году. Сначала этот самолет оказался в Англии, затем он попал в Новую Зеландию и в итоге оказался в Берлине в Немецком техническом музее.

1 февраля 1999 года Немецкий технический музей заключил с расположенной в Фридрихсхафене компанией BST договор на реставрацию Bf 110 F-2. В соответствии с данным договором самолет должен быть тщательно отреставрирован в течении 18 месяцев до состояния, позволяющего выставить его в качестве музейного экспоната. До пригодного к полетам состояния самолет доводить не требуется – это должна была быть реставрация, целью которой было получить своего рода статический экспонат. В музее должен был быть представлен как исторический монумент с повреждениями, полученными этим самолетом в 1943 году. Таком образом, должно было быть сохранено как можно больше исторического наследия.

Несмотря на длившееся десятилетия «хранение в воде» машина находилась в относительно хорошим состоянии. Посадка самолета на лед озера была выполнена с невыпущенным шасси, и силовой набор не получил каких-либо серьезных повреждений.

Большая часть отсутствующих элементов конструкции музей получил из своего фонда, где находились обломки двух Bf 110 C. Элементы конструкций трех самолетов (один Bf 110 F и обломки двух Bf 110 C) были приобретены в Новой Зеландии и позволили собрать музейный экспонат, в конструкции которого было 80 % оригинальных элементов. В дополнение к этому в распоряжение реставраторов поступили неденежные пожертвования от ряда коллекционеров и прочих лиц, которые интересуются историей авиацией.

В начале реставрации рабочие приступили к основательной очистке и консервации имевшихся элементов конструкции. Затем персонал приступил непосредственно к самой реставрации, представлявшей собой гигантскую головоломку – своего рода сборку паззла из отдельных маленьких кусочков. При реставрации занимавшиеся реставрацией сотрудники музея и компании BST использовали имевшиеся фотографии, книги и техническую документацию с указанием элементов конструкции самолетов этого типа. В процессе реставрации, в ходе которой возникало множество удивительных моментов, персоналу приходилось решать множество загадок.

Множество помощников реставрации

Некоторые элементы конструкции нужно было всего только очистить, другие были представлены лишь отдельными фрагментами или были сильно повреждены, а некоторые элементы конструкции вообще отсутствовали. Хотя из обломков обоих Bf 110 C/E и удалось использовать большое количество элементов конструкции, тем не менее, реставраторам пришлось подгонять друг к другу многие детали.

приборная панель почти полностью укомплектована

приборная панель почти полностью укомплектована

редкий снимок перед окончательной сборкой: шпангоут фюзеляжа перед кабиной

редкий снимок перед окончательной сборкой: шпангоут фюзеляжа перед кабиной

У фонаря кабины частично отсутствовал довольно сложный механизм открытия, и реставраторам пришлось использовать имевшиеся фрагменты. Изготовление нового механизма было на грани возможного, и все принимавшие участие в реконструкции были рады, когда удалось получить со стороны почти укомплектованный механизм. Остекление фонаря пришлось сделать полностью новым. Некоторые детали хвостовой стойки шасси пришлось изготовить из стеклопластика, поскольку оригинальные детали не удалось найти.

тщательно отреставрированная стойка шасси Bf 110

тщательно отреставрированная стойка шасси Bf 110

Двигатели самолета перебрала компания Daimler-Benz. Шасси реставрировал концерн EADS (бывший Dasa). В дополнение к этому помощь оказали многие малые предприятия, некоторые свидетели тех событий, энтузиасты авиации, историки и коллекционеры. Краску предоставила компания Kiroff из Фюрта, и это была краска не только оригинальных оттенков, но и изготовленная по технологии, применявшейся при изготовлении красок в 1942 году!

В конце длившейся 18 месяцев реставрации, как это всегда бывает при подобных проектах, отдельные трудно прогнозируемые моменты увеличивают длительность работ. Особенно это бывает, когда сильно ощущается приближение срока сдачи проекта. Так, например, проблемы создавало отсутствие некоторого оборудования, такого как рамка антенны радиостанции, вооружение или ручка управления. Также вызывали вопросы схемы окончательной окраски, военного номера и опознавательных знаков и всех надписей на борту машины.

Для запланированного на 2002 год открытия авиационного отделения Немецкого технического музея этот действительно удачно отреставрированный Bf 110 F будет наиболее интересным экспонатом и к тому же достаточно редким. Лишь в лондонском музее Королевских ВВС в качестве экспоната имеется еще один полностью укомплектованный Bf 110 G. Эти две машины и еще имеющиеся в наличии обломки нескольких самолетов – все, что осталось от построенных ранее примерно шести тысяч тяжелых истребителей Bf 110.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account