Швеция. Эта скандинавская страна всегда стояла особняком в плане создания уникальных образцов вооружения. Шведские инженеры изрядно удивляли внедряемыми техническими новшествами и применяемыми решениями. Стоит хотя бы вспомнить серию танков STRV, имеющих безбашенную компоновку и электрогидравлическую подвеску. Сейчас, на рубеже начала двадцать первого века, она является одной из немногих стран, которая производит широкую номенклатуру военной продукции высочайшего качества и имеет развитую оборонную промышленность, в том числе и авиационную. Во многом свой собственный путь развития обусловлен политикой формального нейтралитета. Швеция одна из немногих европейских стран, которая сумела избежать прямого участия во Второй мировой войне. Сегодня мы поговорим о становлении шведской истребительной авиации, которое произошло в первой половине сороковых годов.
Содержание:
Начальное положение дел.
К началу Второй мировой войны Шведские ВВС представляли собой разношерстную сборку из устаревших машин, таких как биплан J-6 «Яктфалк» и других моделей иностранного производства.
Созданная правительственная комиссия оценила их боеспособность как неудовлетворительную. В случае втягивания страны в войну они не смогли бы обеспечить выполнение поставленных перед ними задач и были бы уничтожены. Необходимо было срочно принимать соответствующие меры для исправления сложившейся ситуации. Первым шагом была закупка партии современных самолетов за рубежом. Самолеты закупались в США (Republic P-35A получивший название J-9) и в Италии (Reggiane Re.2000 Falco названный J-20).
Однако руководство страны понимало, что это лишь временные меры и в случае введения эмбарго на поставки военной техники они останутся ни с чем. Необходимо было налаживать создание собственных истребителей. Основная надежда здесь приходилась на молодую фирму SAAB.
Проект истребителя J-19.
В соответствии с требованиями ВВС главный конструктор фирмы SAAB Фрид Ванстрем начал разрабатывать несколько проектов. Один из них J-19, проектировался как моноплан классической схемы с двигателем воздушного охлаждения, расчетная скорость составляла 605 км\ч при полетной массе 2690 кг.
Конструкция самолета была цельнометаллической. Шасси – трехопорное, с широкой колеёй и хвостовым колесом. Стойки и колёса убирались в крыло и центроплан, полностью закрываясь щитками. Вооружение могло состоять из двух 8-мм пулеметов, которые устанавливались над двигателем, и четырех 13,2-мм пулеметов в крыле. Однако ввиду ряда причин этот истребитель не был доведен до серийного производства.
Военное ведомство отдало предпочтение другому истребителю FFVS J 22, который создавался по схожей схеме. Фирма SAAB же, помимо разработки бомбардировщиков B17 и B18, приступила к созданию истребителя по двухбалочной схеме, в последствии получившего индекс SAAB J21.
Это уникальная машина стала единственным в мире серийным истребителем, который выпускался как с поршневым, так и с турбореактивным двигателем. Мы еще рассмотрим его в одном из следующих обзоров.
Технические характеристики истребителя J22.
Остановимся более подробно на истребителе FFVS J 22. Он был разработан коллективом фирмы FFVS и представлял собой свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла. Он имел смешанную деревянно-стальную конструкцию, которая отличалась простотой изготовления.
На самолет устанавливался локализованный вариант американского двигателя Pratt & Whitney R-1830-SC3-G Twin Wasp. Это был 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением и мощностью в 1050 л/c. Максимальная скорость истребителя 575 км/ч. Практический потолок 9300 м. Радиус действия 1270 км.
Опыт, который был получен при создании данного истребителя был очень важен в последующем становлении шведской авиационной промышленности.
Опыт эксплуатации истребителя J22.
Первый полет истребителя был осуществлен 21 сентября 1942 года. Его серийное производство осуществлялось вплоть до 1946 года. Всего было построено около 200 машин. Выпускался он в двух вариантах, которые отличались составом вооружения. J 22A имел два 7,9-мм и два 13,2-мм пулемета, а J 22B — четыре 13,2-мм пулемета.
Самолет оставался на вооружении Шведских ВВС вплоть до 1952 года. В целом истребитель получил положительные отзывы со стороны пилотов во время своей эксплуатации. Несколько экземпляров истребителей были сохранены до нашего времени, два из них принадлежат музею ВВС Швеции.
Последующее послевоенное развитие истребительной авиации осуществлялось фирмой SAAB, которая после создания переходного варианта J21R с реактивным двигателем приступила к проектированию более совершенного самолета J29 Tunnan, но это уже другая история.