Разведывательный автожир Kayaba Ka.1
В конце 1930-х годов японские военные, ориентировавшиеся на передовые разработки в мировом авиастроении, обратили внимание на появившиеся совсем недавно винтокрылые летательные аппараты -автожиры. Способность этих машин взлетать практически вертикально и буквально зависать в воздухе над одним местом позволяла рассчитывать на очень высокую эффективность их применения в качестве корректировщиков артиллерийского огня. В Японии готовых образцов подобной техники не было, поэтому Коку Хомбу вновь пришлось искать помощи за рубежом.
Kayaba Ka.1
Технические данные Kayaba Ka-1 Силовая установка: 1 x ПД "Argus" As 10c мощностью 180кВт, диаметр несущего винта: 12.2м, взлетный вес: 1170кг, вес пустого: 775кг, максимальная скорость: 165км/ч, крейсерская скорость: 115км/ч, потолок: 3500м, дальность полета: 280км, вооружение: две 60-кг глубинные бомбы
В 1939 году в США японцам через подставных лиц удалось приобрести один экземпляр автожира Келлет KD-1A. Разработанная в 1934 году машина была по своей внешней компоновке аналогична британскому аппарату Cierva С.30 и имела две открытые кабины с тандемным размещением двоих членов экипажа. На ней был установлен звездообразный 7-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Якобс L-4M4 мощностью 225 л.с, который приводил во вращение трехлопастный несущий винт со складывающимися лопастями, оснащенный механической системой для раскрутки и тормозом.
Kayaba Ka.2.
Продемонстрированные в ходе начавшихся вскоре после доставки KD-1 в Японию летных испытаний характеристики оправдали надежды военных, но во время одного из полетов на небольшой скорости автожир потерпел аварию и получил очень серьезные повреждения. Машина не подлежала восстановлению, поэтому военные передали ее обломки небольшой фирме «Каяба Сейсакусо КК», занимавшейся работами в области автожиров, и потребовали создать аналогичный аппарат.
Специалисты «Каябы» спроектировали двухместный разведывательный автожир, внешне похожий на KD-1A, но доработанный в соответствии с японскими стандартами и особенностями отечественного авиапроизводства. Автожир, получивший обозначение Ка-1, был выпущен заводом в городе Сендай и совершил первый полет 26 мая 1941 года. Оснащенная 240-сильным двигателем Аргус AS 10с воздушного охлаждения машина продемонстрировала неплохие характеристики. Так, Ка-1 был способен взлететь с площадки длиной всего в 30м, а с двигателем, работавшим на полную мощность при угле атаки 15° он мог не только зависать над одним местом, но и одновременно делать разворот на 360°. Кроме того, автожир оказался очень легким в обслуживании. Неудивительно, что после завершения испытаний Ка-1 был принят на вооружение и вскоре начал поступать в артиллерийские части армии Японии. Машины этого типа активно использовались в ходе боевых действий, а всего их было построено 240 единиц, и вошли в историю как одни их первых боевых винтокрылов.
ППосле того как у японской сухопутной армии появился собственный переделанный из сухогруза эскортный авианосец «Акицу Мару», несколько Ка-1, поступивших на его вооружение, были переделаны из наблюдательных автожиров в противолодочные. Так как полезная нагрузка Ка-1 в двухместном варианте была небольшой, экипаж авианосных Ка-1 был сокращен до одного человека, что позволило брать на борт две 60-кг глубинные бомбы. В новом качестве Ка-1 осуществляли патрулирование территориальных вод Японии.
По крайней мере один автожир, обозначенный как Ка-1 KAI, испытывался с ракетными ускорителями, установленными на концах лопастей несущего винта. Предполагалось, что таким образом удастся увеличить взлетный вес машины. Еще один автожир был оснащен 240-сильным двигателем Якобс L-4MA7. Он получил индекс Ка-2. Несмотря на практически полную неизвестность в мировых авиационных кругах, автожир Kayaba Ka-1 вошел в историю, как один из первых боевых винтокрылов.
В конце 30-х годов имперские армейские ВВС проявили интерес к использованию автожира в качестве артиллерийского корректировщика. В 1939 году из США был привезен двухместный автожир Kellett KD-1A. Винтокрыл был оснащен двигателем Jacobs L-4М4 — 7-цилиндровым, воздушного охлаждения, мощностью 170кВт. Однако, вскоре после прибытия в Японию автожир был поврежден во время полета на небольшой скорости. Так как автожир не подлежал восстановлению, армейские ВВС передали его обломки на "К.К. Каяба Сейсакусо" — небольшую компанию, занимавшуюся работами в области автожиров, и потребовали создать аналогичный аппарат.
По этому заказу Каяба спроектировала двухместный разведывательный автожир, похожий на Kellett KD-1, но доработанный по японским стандартам. Автожир был оснащен 180-киловаттным двигателем Argus Аs 10с воздушного охлаждения. Первый автожир Ка-1 был выпущен заводом в Сендай и полетел 26 мая 1941 года. Испытания Ка-1 в целом прошли успешно. Автожир был способен взлететь с площадки длиной всего в 30м. С двигателем, работавшим на полном газу, и с углом атаки в 15 градусов автожир был способен парить над одним местом и одновременно делать разворот на 360 градусов. Обслуживание аппарата оказалось даже легче, чем ожидалось. Автожир стал поступать в артиллерийские части.
С ростом потерь среди транспортных судов японская армия создала свой собственный эскортный авианосец "Акицу Мару", переделанный из сухогруза. Взлетно-посадочные характеристики Ка-1 позволяли использовать его с этого небольшого авианосца, и несколько Ка-1 были переделаны в противолодочные. Так как нагрузка на Ка-1 в двухместном варианте была небольшой, авианосные Ка-1 были переделаны в одноместные, что позволило поднимать две 60-кг глубинные бомбы. В этой роли Ка-1 использовался над территориальными водами Японии, в том числе над проливами Цугара и Корейским. По крайней мере один автожир Ка-1 испытывался с ракетными ускорителями на концах лопастей несущего винта, что должно было увеличить взлетный вес. Кроме того, другой автожир был оснащен 180-киловаттным двигателем Jacobs L-4MA-7. С ним он получил обозначение Ка-2. Всего было выпущено около 240 автожиров Ка-1.