Юрий Пашолок. Размышления на тяжелую тему. Послевоенные проекты американских сверхтяжелых танков
Американская промышленность в годы Второй мировой войны выпускала вполне неплохие образцы средних и легких танков. На их базе строились и не менее удачные самоходные установки. Единственной областью танкостроения, в которой американские инженеры потерпели неудачу, оказалась разработка тяжелых танков. Хотя Heavy Tank M6 даже был принят на вооружение, от его использования быстро отказались. Машина получилась слишком тяжелой и недостаточно подвижной, не вписываясь в американскую доктрину применения бронетанковой техники. Тем не менее, разработка своеобразных американских тяжелых танков не останавливалась и порождала проекты вроде Chrysler K.
Содержание:
Сверхтяжелый танк по-американски
Помимо Департамента вооружений и входящих в него подразделений, ответственных за разработку танков, бронетанковой техникой в США занимались и частные фирмы. Наиболее успешной оказалась Marmon-Herrington, единственная фирма, которая смогла наладить массовый выпуск танков различного типа. В большинстве своем эти фирмы разрабатывали лёгкие и средние танки, но, как свидетельствует переписка по Главному автобронетанковому управлению Красной Армии (ГАБТУ КА), имелась как минимум одна фирма, которая попытала счастье и в тяжёлом классе. Разумеется, ее шансы на успех были минимальными, но во время войны подобный риск нередко оказывался оправданным.
3 января 1942 года в адрес Народного комиссариата обороны пришел доклад от заведующего отделом американских стран Зарубина. В нём он поведал о переговорах, которые прошли осенью 1941 года с Анатолем Шелкиным. Тот являлся представителем «Лик Инжиниринг Компани» (в одном из документов указывалось название Leake), которая, по словам Шелкина, разрабатывала целую гамму тяжелых артиллерийских тягачей. Построенную опытную модель такой машины показали представителям «Амторга».
Гораздо интереснее другое. На следующей встрече Шелкин заявил, что «Лик Инжиниринг Компани» разработала проект сверхтяжелого танка. Согласно описанию, машина имела боевую массу 175 тонн. К сожалению, никаких графических материалов по ней предоставлено не было. По проекту сверхтяжёлый танк имел броню толщиной от 60 до 130 мм, в качестве вооружения использовались «тяжёлые и зенитные орудия», а также 6 станковых пулеметов. Приводили машину в движение два паровых (!) двигателя мощностью по 2,5 тысячи лошадиных сил.
Шелкин сообщал, что сверхтяжелый танк должен был развивать огромную скорость, при этом удельное давление на грунт не превышало то, что производилось ногой человека. Судя по всему, в качестве базы для танка «Лик Инжиниринг Компани» использовала разработанные ей тягачи. В случае заинтересованности фирма была готова предоставить материалы по 175-тонному танку. Впрочем, дальше предложений дело не продвинулось, хотя информация об этом танке проскакивала в советских разведывательных сводках несколько раз.
К лету 1944 года американская программа разработки сверхтяжелых танков находилась в состоянии летаргического сна. Резкое пробуждение произошло во второй половине июля и было связано с первыми случаями боевого применением немцами тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger II. 28 июля фирма General Electric предложила дизайн-проект тяжелого танка Heavy Tank M6A2E1. Срочный заказ на переделку 15 Heavy Tank M6A2 до уровня M6A2E1 отменили 18 августа, поскольку выяснилось, что перегруженное шасси танка не способно преодолевать даже небольшие подъемы.
14 августа была санкционирована разработка тяжелых танков T29 и T30, вооруженных орудиями калибра 105 и 155 мм соответственно. Между тем, с конца 1944 года от немецких военнопленных стала поступать противоречивая информация о разработке в Германии сверхтяжелых танков. Чаще всего речь шла о Pz.Kpfw.Maus, нередко даже указывалось место, где его построили – Бёблинген. Это соответствовало действительности, да и упоминавшийся пленными доктор Порше действительно имел прямое отношение к Pz.Kpfw.Maus. Не стоит удивляться, что на фоне этой информации в США стали прорабатываться собственные концепции сверхтяжелого танка.
В марте 1945 года подполковник Фредерик С. Бреккет (Frederick Sumner Brackett) из Лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск (Armored Medical Research Laboratory, форт Нокс, штат Кентукки) провел научно-исследовательскую работу по вопросу перспектив развития бронетанковой техники. Можно предположить, что базой для исследований Бреккета, физика и спектроскописта по профессии, стали многочисленные разведывательные отчеты и доклады по перспективным разработкам американской бронетанковой техники.
Результатом исследований Бреккета стал доклад, включенный в общий отчет совета офицеров по исследованию вопроса оснащения американской армии в послевоенный период. Датирован доклад 20 июня 1945 года. По мнению Бреккета, американским вооруженным силам требовался танк боевой массой 75 коротких (68 метрических) тонн, толщина лобовой брони которого достигала бы 267 мм, а борта – 102 мм. В качестве вооружения пятиместный тяжелый танк должен был получить пушку калибром 90 мм, способную пробивать броню толщиной 254 мм на дистанции 1829 метров и под углом наклона 60 градусов.
Одна из глав этого доклада интригует самим названием – «Супер-танк». Согласно результатам изучения, на эту роль требовался танк боевой массой не менее 150 коротких (136 метрических) тонн, имеющий башню кругового вращения с орудием калибра не менее 105 мм, автоматом заряжания и стабилизатором. Толщина брони указывалась как «максимально возможная». Для облегчения транспортировки танк требовалось сделать разборным.
Приложением к докладу выступал эскиз «танка-полуприцепа», выполненный сержантом Ковингтоном в марте 1945 года. Эскизная проработка концепции сверхтяжелого танка, выполненная в строгом соответствии с выводами Бреккета, выглядела, мягко говоря, смело. Танк состоял из двух секций, каждая из которых имела собственную силовую установку. Соединялись секции между собой при помощи устройства, напоминающее то, что используется на тягачах, перевозящих полуприцепы. В передней секции находилось отделение управления, в котором сидели механик-водитель и его помощник. В задней секции была установлена башня, напоминающая ту, что ставилась на американские тяжелые танки серии T29/T30/T32/T34. В качестве вооружения для перспективного сверхтяжелого танка была выбрана 155-мм пушка. Помимо основной башни, над сцепным устройством была установлена еще одна, малая башня, в которую поставили два пулемета.
Разумеется, даже о более-менее проработанном техническом проекте в этом случае не было и речи. Вместе с тем следует отметить, что в данном случае инициатива разработки этого экзотического проекта шла непосредственно от военных, причем из профильного учреждения. Более того, разработка сверхтяжелых танков входила в программу перспективных разработок военного ведомства.
Перспектива на букву K
Разгром Германии серьезно отразился на программе разработки американских тяжелых танков. Работа по программе T29/T30 несколько замедлилась, то же касается и самоходной установки T28, которая в тот момент официально именовалась сверхтяжелым танком. Тем не менее, работы продолжались, и уже вскоре появился новый стимул к их ускорению.
7 сентября 1945 года на параде Победы в Берлине были продемонстрированы новейшие советские тяжелые танки ИС-3. Они стали крайне неприятным сюрпризом для союзников. Имея ту же массу, что и ИС-2, новые танки обладали значительно лучшей защитой. Еще более неприятным сюрпризом стало то, что в Берлине прошли не единичные машины, а целая колонна из 52-х танков. В Челябинске к сентябрю 1945 года эти машины выпускались в количестве 250 танков в месяц.
Новый советский танк, показанный в Берлине, вызвал на Западе состояние если не паники, то уж точно серьезной обеспокоенности. Холодная война формально еще не началась, но предпосылки к конфликту между бывшими союзниками уже имелись. Неудивительно, что в самом начале ноября 1945 года вопрос о перспективных работах по тяжелым танкам в США снова был поднят. Совпало это с назначением на должность главы комиссии по выработке рекомендаций о модернизации армии весьма специфичной личности. Ею был генерал Стилуэлл (Joseph Warren Stilwell), известный также под прозвищем «Уксусный Джо». Во время войны он командовал войсками, сражавшимися в Бирме. Свое прозвище Стилуэлл получил за постоянные разногласия с союзниками по коалиции и крайне специфичному отношению к собственным солдатам. У «Уксусного Джо» имелся богатый опыт боевых действий. Но на тех фронтах, где он воевал, использование танков было весьма ограниченным, да и японские танки – это совсем не немецкие.
Комиссия, которая получила неофициальное прозвище «Совет Стилуэлла», занималась сразу целым рядом направлений. Среди них оказалась и бронетанковая техника. Первоначально среди перечня перспективных программ значился и сверхтяжелый танк, но данное направление стало первым среди тех, которые оказались жертвами «Уксусного Джо». В перечне тем, которые 16 января 1946 года утвердила комиссия, сверхтяжелых танков не оказалось. Тактико-технические требования на подобные машины были убраны, поскольку перспектив не имели.
Вслед за ними в корзину отправились и истребители танков. Данное решение было принято по результатам изучения боевого опыта, согласно которым выходило, что лучшим средством борьбы с вражеским танком является сам танк. Самоходную артиллерию было решено развивать в виде гаубичных САУ и ЗСУ. Нишу специализированных истребителей танков отчасти занимали тяжелые танки, имевшие толстую броню и мощное вооружение.
Приоритетными в развитии тяжелых танков стала программы T29/T30 и ее производные. Тем не менее, работы шли и по другим перспективным направлением. Одним из них стал проект, присланный на рассмотрение 14 мая 1946 года. Разработчиком машины являлось танковое подразделение Chrysler Corporation. Разработка, получившая обозначение Chrysler K, частично опиралась на требования к тяжелым танкам, которые обсуждались на протяжении 1945 – 1946 годов.
Несмотря на то, что боевая масса как проектных, так и реальных танков тяжелого класса варьировалась в пределах 70–75 коротких (63,5 – 68 метрических) тонн, некоторые специалисты склонялись к мысли ограничить ее 60 короткими (54,5 метрическими) тоннами. Именно такую планку установили для себя инженеры Chrysler Corporation. Удержать массу в таких пределах было не просто, особенно с учетом того, что требования к защите ужесточились. Неудивительно, что проект тяжелого танка у конструкторов Chrysler получился крайне неординарным.
Первое, что бросается в глаза – это схема расположения боевого отделения. Его разместили в кормовой части корпуса. Это позволило заметно сократить общую длину танка, которая на считанные дюймы превышала длину танка M26 Pershing. Гораздо интереснее то, что отделение управления в этом танке конструкторы просто «упразднили». Механик-водитель вместе с остальными тремя членами экипажа располагался в башне.
Подобная система появилась не на пустом месте: впервые возможность управления из башни получил Medium Tank T23. Благодаря электротрансмиссии, им можно было управлять и из башни, и снаружи, используя специальный пульт. В дальнейшем от подобной системы отказались, но специалисты Chrysler явно прорабатывали управление из башни не только как резервное. Судя по всему, проводились и практические опыты в данном направлении, которые показали вполне удовлетворительные результаты.
Перенос отделения управления в башню позволил рациональнее разместить агрегаты моторно-трансмиссионной группы. Как и в случае с T23, на Chrysler K предполагалось использовать электрическую трансмиссию. Размещалась она, как и ведущие колеса, в лобовой части танка. Приводить в движение танк предполагалось при помощи некоего двигателя мощностью 1200 лошадиных сил. Предполагаемые динамические характеристики машины неизвестны, но при удельной мощности 20 л.с. на тонну подвижность ожидалась даже выше, чем у M26 Pershing. Общее построение ходовой части в целом было схожим с T29/T30, как и количество опорных катков, при этом ширина трака выросла с 711 до 762 мм. Существенная разница наблюдалась в расположении ведущих колес, еще одним отличием стал отказ от поддерживающих катков. Такая схема была характерной для немецкой школы танкостроения позднего военного периода.
Несвойственными для американской школы оказались и корпус с башней. В отличие от других американских тяжелых танков того периода, имевших корпуса с литыми лобовыми деталями, у Chrysler K корпус предполагалось делать сварным. Рациональные углы наклона получили не только лобовые листы корпуса, но и борта. Более рациональное использование внутреннего пространства позволило существенно нарастить броню. По проекту толщина лобового листа составляла 178 мм, а бортов 76 мм. Такой толстой лобовой брони не имел ни один американский танк (если не считать САУ T28/T95). Аналогичную толщину брони получила и башня, имевшая необычную для американского танкостроения полусферичесую форму.
Основное вооружение Chrysler K было вполне типичным для американских тяжелых танков того периода. Прорабатывалось три варианта орудий – калибров 105, 120 и 155 мм. Инженеры Chrysler взяли самый легкий вариант – 105-мм орудие T5E1, которое устанавливалось на тяжелые танки M6A2E1, Т29 и T28/T95. Отчасти это связано с тем, что количество заряжающих сократилось до одного. Усложнение работы заряжающего планировалось частично компенсировать при помощи концентрического размещения боекомплекта.
Гораздо более интересным было вспомогательное вооружение танка. Американские военные еще с конца 30-х испытывали слабость по отношению к курсовым пулеметам. Целые батареи курсовых пулеметов красовались в корпусах как легких, так и средних танков. На Chrysler K эту идею воплотили на новом техническом уровне. Два пулемета Browning M1919A4 находились в лобовой части корпуса, а по углам кормовой части корпуса устанавливались турели с крупнокалиберными пулеметами Browning M2HB. Для ведения огня из этих пулеметов на танк предполагалось установить систему дистанционного управления компании General Electric. Представляла она собой адаптированный вариант системы, которая применялась на бомбардировщиках Boeing B-29. С учетом того, что ведение огня из обычных курсовых пулеметов по трассерам можно назвать прицельным с весьма значительной долей условности, эффективность новой системы управления огнем могла оказаться как минимум не хуже.
Предвестник технической революции
Судьба у Chrysler K оказалась несчастливой. С 1946 года продолжалось постепенное урезание финансирования военных программ, коснулось оно и танков. Достаточно сказать, что количество заказанных еще в марте 1945 года тяжелых танков T29 к 1947 году сократилось с 1200 до 8. В этих условиях проект Chrysler Corporation, который требовал серьезных вложений в разработку ряда систем, включая электрическую трансмиссию, силовую установку и систему управлений огнем, оказался не у дел.
Кроме того, по итогам испытаний американские военные остановили свой выбор на 120-мм орудии T53, которое было слишком большим для Chrysler K. По этой причине работы над танком дошли лишь до стадии макета и технического проекта. «Уксусный Джо» ненадолго пережил проект Chrysler Corporation: генерал Стилуэлл умер 12 октября 1946 года.
Несмотря на такой печальный финал, проект Chrysler K оставил свой след в американском танкостроении. В 1948 году тамошние военные пришли к выводу, что боевую массу тяжелых танков надо ограничивать на уровне 58–60 коротких (52,5 – 54,5 метрических) тонн. Далее и эта планка продолжила снижаться, и концепция тяжелого танка с высокой подвижностью оказалась приоритетной. Кроме того, с 1952 года начали появляться проекты танков, в том числе тяжелых, в которых также предусматривалось размещение всех членов экипажа в башнях. Ни один из них так и не вышел за рамки эскизных проектов и моделей, тем не менее, идея продолжала витать в воздухе. И в июле 1967 года на испытания вышел основной боевой танк MBT-70, в котором, наконец, была реализована идея с размещением всего экипажа в башне.
Источники и литература:
- Материалы NARA
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАКФД
источник: http://warspot.ru/9148-razmyshleniya-na-tyazheluyu-temu