Радиоуправляемый самолет-снаряд Aeronautica Lombarda AR. Италия
13 августа 1942 года для Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica; RA) ознаменовалось событием, которое фактически предзнаменовало дальнейшее развитие авиационной боевой техники в течение целых десятилетий. Однако в то время люди, проводившие это мероприятие, были далеки от подобной патетики, и оно прошло довольно буднично. В этот день против кораблей британского флота, находившихся у алжирского побережья и хорошо защищенных зенитной артиллерией, был отправлен трехмоторный бомбардировщик Savoia-Marchetti SM-79. Управляемая по радио машина, летевшая к цели без экипажа, стала первым полноценно управляемым самолетом-снарядом (с ровной траекторией полета). Эта атака не принесла ожидавшегося результата, но она подтвердила работоспособность созданной генералом Фердинандо Раффаэлли (Ferdinando Raffaellimu) системы радиоуправления и в будущем обещала успех в случае завершения доводки всей системы.
Штаб RA отнесся к этой акции с интересом, но возражал против использования в них таких дорогостоящих и сложных машин как SM-79. В ответ на это инженер Серджио Стефанутти (Sergio Stefanutti) предложил разработать и построить очень простую машину с максимальным использованием недефицитных и дешевых материалов, чтобы затраты на эти летательные аппараты были как можно меньше. Серджио Стефанутти в сотрудничестве с инженерами Эрменеджильдо Прети (Ermengildo Preti) и Стелио Фрати (Stelio Frati) разработал проект самолета-снаряда AR (Assalto Radioguidato – ударный, радиоуправляемый); инженер Фрати в те годы, а также долгое время после войны играл значительную роль в создании итальянских легких спортивных самолетов. В конце 1942 года компания Aeronautica Lombarda получила заказ на создание одного прототипа и пяти опытных дистанционно-управляемых самолетов-снарядов AR.
Серджио Стефанутти был главным инженером компании Societá Aeronautica Italiana Ing. Angelo Ambrosini (Ambrosini), Пассиньяно-суль-Тразимено (Passignano sul Trasimeno), регион Умбрия. Ромоло Амброзини (Romolo Ambrosini) – брат Анжеро Амброзини – возглавлял компанию Aeronautica Lombarda S. A. (Aeronautica Lombarda), Канту (Cantú), регион Ломбардия. Родственные отношения владельцев компаний привели к некоторой путанице в некоторых литературных источниках, в которых самолет-снаряд AR был приписан компании Ambrosini.
Тип AR впервые поднялся в воздух 13 июня 1943 года с аэродрома Венегоно (Venegono). Летательный аппарат представлял собой среднеплан цельнодеревянной конструкции с минимальным использованием материалов, которые на тот момент в Италии были дефицитными.
Фюзеляж имел цилиндрическую среднюю часть и коническую заднюю. Части фюзеляжа они представляли собой простые монококовые конструкции с минимальным количеством лонжеронов и шпангоутов. Только плотно прилегающая к двигателю, часть фюзеляжа была покрыта листами металла. Под крылом располагался внутрифюзеляжный отсек, способный вместить две 1000-кг бомбы.
Отличавшееся большим относительным удлинением цельнодеревянное крыло было свободнонесущим. Поскольку посадка летательного аппарата не планировалась, то механизация крыла состояла только из элеронов. Хвостовое оперение прямоугольной формы было цельнодеревянным. Рули высоты и направления также как и элероны имели полотняную обшивку.
Силовая установка состояла из одного 18-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения FIAT A-80 RC-41, развивавшего мощность 1000 л.с. (734 кВт) и вращавшего трехлопастный металлический винт. Двигатель был прикрыт капотом типа НАКА. С целью упрощения конструкции компания Aeronautica Lombarda заимствовала силовой агрегат у среднего бомбардировщика FIAT BR-20.
Проект предусматривал взлет самолета-снаряда AR со стартовой тележки, которая после сброса должна была оставаться на аэродроме. Однако поскольку при реализации этого варианта ожидался ряд проблем, то в конце концов, было выбрано прочное подкосное шасси, которое сбрасывалось после боевого взлета.
С этим доказавшим свою прочность шасси прототип самолета-снаряда AR прошел летные испытания сначала на аэродроме Венегоно, а затем в расположенном недалеко от Рима летно-испытательном центре Гуидония. Также в аэродинамической трубе летно-испытательного центра были проведены испытания модели AR, изготовленной компанией Aeronautica Lombarda. В августе 1943 года к испытаниям подключился второй экземпляр самолета-снаряда AR, который по сути был первой машиной опытной серии. Остальные четыре находились в разных стадиях производства.
Согласно итальянским источникам, первый опытный образец самолета-снаряда AR был двухместным с сиденьями, которые установлены друг за другом. Настоящие боевые машины должны были стать одноместными, поскольку пилот был необходим для взлета и направления самолета-снаряда AR на заданный курс. После этого пилот выпрыгивал с парашютом, и управлением самолетом-снарядом переходило должно было быть передано системе радиоуправления, разработанной генералом Раффаэлли и усовершенствованной капитаном Эмилио Монтуски (Emilio Montuschi). Сам полет в район цели должен был осуществляться с помощью автопилота. Перед атакой на цель в действие вступал радист самолета управления, который с помощью двухканальной радиосвязи управлял полетом самолета-снаряда AR до цели.
Стремительная череда событий конца лета 1943 года, который завершился капитуляцией итальянской армии, означал конец испытаний и дальнейшее развитие самолетов-снарядов AR, которые так и не получили практического применения. На сегодняшний день это была примитивная боевая машина, но она указала, в каком направлении очень скоро пойдет развитие средств воздушного нападения.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Aeronautica Lombarda AR
Назначение: самолет-снаряд
Статус: опытный
Компания-производитель: Aeronautica Lombarda S. A., Канту
Экипаж: 1 чел. (для взлета и выбора курса)
Силовая установка: один 18-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения FIAT A-80 RC-41, развивавший мощность 1000 л.с. (734 кВт) и вращавший трехлопастный металлический винт
Размеры:
размах крыла 17,00 м
длина 14,00 м
высота 3,40 м
площадь крыла 38,00 м²
Масса:
пустого 3600 кг
взлетная 6000 кг
Летные характеристики (расчетные):
максимальная скорость со сбрасываемым шасси 360 км/ч
крейсерская скорость 260 км/ч
Количество изготовленных: 2 экз. (еще четыре были на различных стадиях производства)
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK Výkres STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 AERONAUTICA LOMBARDA AR» «L+K» 01/91, стр.29/397
часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/bpla/ar.html