PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) — «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса

0

Этот танк был разработан фирмой Renault на основе AMС 34YR и официально принят на вооружение французской кавалерии 1 ноября 1938 года (полное название A.M.C. modele 1935 type ACG1). Военные очень хотели получить скоростную машину сопровождения кавалерии с противоснарядным бронированием. На тот момент потребность в такой машине была столь велика, что не дожидаясь полного исправления «детских болезней» армия выдала заказ на 17 серийных экземпляров ACG1.

PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) - «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса

Новый танк «Рено» имел толщину лобовых бронелистов до 25 мм, бронирование днище и крыши составило 10 мм. Это позволило бы выдерживать попадания крупнокалиберных пуль и 20-30 мм снарядов на дистанции более 500 метров. Вместо стандартных пулеметов и малоэффективных короткоствольных 37-мм пушек прототип оснащался 25-мм пушкой SARF и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом Reibel, которые устанавливались в новой двухместной башне АРХ2. Чтобы добиться требуемой скорости на ACG1 решили установить 180-сильный двигатель Renault – такой же, как на тяжелом танке B-1bis, но с четырьмя цилиндрами вместо шести. В окончательном варианте полная масса танка составила порядка 14500 кг.

Уже первые испытания выявили множество технических дефектов и недоработок ACG1, препятствовавших нормальной эксплуатации ACG1 в армейских подразделениях. Поднабравший брони и веса танк имел плохую проходимость и не показывал требуемую скорость. 25-мм пушка была сразу заменена на 47-мм танковое орудие SA 35 L/28 с весьма неплохой бронепробиваемостью. Бронебойный снаряд (AP Shot Mle 1935), имея начальную скорость 700 м/с, с дистанции 400 метров мог пробить 40-мм лист брони. Общий боекомплект танка составлял 120 выстрелов и 5250 патронов. Изменения и улучшения в конструкцию вносились уже по ходу строительства, что отразилось на судьбе танка весьма плачевным образом: поспешишь – народ насмешишь. В течении 1938-1939 гг. было построено всего 50 (по другим данным — 47) танков ACG1, которые были известны также как АМС 35 (Auto-mitrailleuse de Combat). До начла ВМВ 12 этих танков были проданы Бельгии.

PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) - «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса

«Кавалеристы»

Эксплуатация и боевое применение эти французских «кавалеристов» было весьма скоротечной. Успевшие попасть на фронт танки приняли участие в сражениях, где большая их часть была потеряна при различных обстоятельствах. Из них сформировали единственный бронекавалерийский батальон из 16 танков, в то время как остальные машины распределили по разведывательным подразделениям кавалерийских дивизий. В целом, французские танкисты недолюбливали этот танк за невысокую надежность и низкие ходовые качества. ACG1 развивал скорость всего 42 км/ч. (вместо запланированных 50 км/ч.) и при этом 14,5-тонная машина имела низкую проходимость по мягкому грунту из-за своих узких гусениц.

После разгрома 1940-го уцелевшие танки были отремонтированы немцами и в скором времени поступили в учебные подразделения Panzerwaffe под обозначением PzKpfw AMC 738 (f). Уцелевшие бельгийские машины получили обозначение Panzerkampfwagen AMC 738(b).

Меж тем франко-германский мирный договор предусматривал дополнительные «экономические» соглашения. Фактически Франция должна была выплатить огромные репарации. В рамках торга по этому поводу парижское правительство предложило достроить для немцев незавершенные АМС 35. Сами же французы в тот момент отказались от выпуска разведывательного танка, решив оснащать собственную армию более простыми в производстве и дешевыми броневиками «Панард».

Немцы с предложением согласились. АМС 35, при всех своих недоработках, все же был самим современным французским легким танком и, что немаловажно, имел двухместную башню. Хотя 25 мм броня и не спасала от современной ПТ артиллерии, зато 47-мм танковое орудие SA 35L/28 было весьма грозным в дуэлях с одноклассниками. Его бронебойный снаряд мог подбить практически любой английский танк, за исключением «Матильд» и «Валентайнов», а осколочная граната неплохо действовала против живой силы противника. Технические дефекты и недоработки французских «кавалеристов», немцы вполне оправданно рассчитывали устранить.

PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) - «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса

Немецкий АМС 35 (PzKpfw AMC 738 (f) в Ливийской пустыне

В начале машины послевоенной сборки направлялись в учебные и оккупационные части. В 1941 году несколько танков отправили на Восточный фронт и в Африку. В России они были бистро потеряны, за то в Африке показали себя гораздо лучше, что послужило причиной заказа на дополнительный выпуск этих машин. Доработки по танку на заводе Renault велись под присмотром немецких техников. В результате улучшенные АМС 35М, с увеличенной шириной гусениц, стали регулярно отправлять в «Африканский корпус», где Роммель включал по одной роте этих танков в состав разведывательных батальонов своих дивизий. Они использовались для усиления рот бронеавтомобилей и для разведки боем, постепенно, по мере устранения недостатков, завоевав определенное уважение немцев. Хоть этот танк и не был шедевром технической мысли, но мог вполне успешно бороться с более крупными «крейсерскими» танками англичан.

Темп производства достиг уровня 50 машин в месяц в начале 1942 года. Тогда же АМС 35М заменила новая модификация — АМС 40. Лобовое бронирование корпуса и башни увеличили до 35 мм. Саму башню увеличили, оснастили командирской башенкой и ввели в экипаж 4-го человека.

Конечно это было временное решение. На 1942 год АМС 35М, со своей 25-мм броней уже порядком устарел. Так легкий танк Hotchkiss H-39 при 45-мм броне имел вес лишь 11 тонн, правда при этом вооружался 37-мм пушкой в одноместной башне, а также показывал меньшую скорость и автономность. Потому еще в начале 1942 года был запущен проект нового легкого танка производства компании Renault – АМС 42 (немецкое обозначение «проект Ягуар»). Предполагалось создать машину весом примерно 15-18  тонн, с 45-мм броней, сварным корпусом, скоростью до 50 км/ч, 47-мм пушкой и экипажем из 3-4 человек. Так как «Ягуар» ожидали не раньше конца 1943 года, то производство АМС 40 продолжалось. С конца 1942 года крепления на заклепках сменила сварка (АМС 40М).

PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) - «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса

АМС 40М (PzKpfw AMC 738 (f) во французской заводской окраске). Эти машины поступали только в немецкие войска.

С началом производства АМС 40 этим танком опять заинтересовались французы. Пока бои шли в пустынях, без легкого танка они вполне обходились, но теперь предстояла кампания в джунглях тропической Африки, где колесная техника не везде пройдет, а средний танк не всякий мост выдержит. К тому же на французов и немцев произвел хорошее впечатление появившийся у англичан очень удачный американский легкий танк «Стюарт». В этой ситуации французские  военные сделали и свой заказ на АМС 40, которые немедленно после сборки отправлялись в Западную Африку – готовился штурм Фритауна.

Одновременно французские военные поставили фирме Renault задачу быстро разработать «суррогатный» вариант под более мощную пушку, какой планировали оснастить, пока лишь только проектируемый «Ягуар». В результате уже к октябрю 1942 года французы получили глубоко модернизированный АМС 35. Для того, что б не снижать темпы производства на заводе в Бианкуре изменения касались, в основном, башни. В ней разместили длинноствольную 47-мм SA40 (танковый вариант 47mm Mle1937 SA37) с начальной скоростью снаряда 860 м/с. Кроме бронебойных снарядов в комплект входили и осколочные. На танке были применены часть решений «проекта Ягуар» как например сварной корпус. Также резиновые амортизаторы сменили на гидравлические. Новая модификация получила индекс АМС 41

PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) - «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса

АМС 41

Конец 1 части

P.S. В реальной истории была также попытка построить на базе АМС 35 САУ с 75-мм пушкой

PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) - «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса

Подписаться
Уведомить о
guest

46 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account