PzKpfw AMC 738 (f). (AMC 35) — «Тяжелый разведчик» Африканского корпуса
Этот танк был разработан фирмой Renault на основе AMС 34YR и официально принят на вооружение французской кавалерии 1 ноября 1938 года (полное название A.M.C. modele 1935 type ACG1). Военные очень хотели получить скоростную машину сопровождения кавалерии с противоснарядным бронированием. На тот момент потребность в такой машине была столь велика, что не дожидаясь полного исправления «детских болезней» армия выдала заказ на 17 серийных экземпляров ACG1.
Новый танк «Рено» имел толщину лобовых бронелистов до 25 мм, бронирование днище и крыши составило 10 мм. Это позволило бы выдерживать попадания крупнокалиберных пуль и 20-30 мм снарядов на дистанции более 500 метров. Вместо стандартных пулеметов и малоэффективных короткоствольных 37-мм пушек прототип оснащался 25-мм пушкой SARF и спаренным с ней 7,5-мм пулеметом Reibel, которые устанавливались в новой двухместной башне АРХ2. Чтобы добиться требуемой скорости на ACG1 решили установить 180-сильный двигатель Renault – такой же, как на тяжелом танке B-1bis, но с четырьмя цилиндрами вместо шести. В окончательном варианте полная масса танка составила порядка 14500 кг.
Уже первые испытания выявили множество технических дефектов и недоработок ACG1, препятствовавших нормальной эксплуатации ACG1 в армейских подразделениях. Поднабравший брони и веса танк имел плохую проходимость и не показывал требуемую скорость. 25-мм пушка была сразу заменена на 47-мм танковое орудие SA 35 L/28 с весьма неплохой бронепробиваемостью. Бронебойный снаряд (AP Shot Mle 1935), имея начальную скорость 700 м/с, с дистанции 400 метров мог пробить 40-мм лист брони. Общий боекомплект танка составлял 120 выстрелов и 5250 патронов. Изменения и улучшения в конструкцию вносились уже по ходу строительства, что отразилось на судьбе танка весьма плачевным образом: поспешишь – народ насмешишь. В течении 1938-1939 гг. было построено всего 50 (по другим данным — 47) танков ACG1, которые были известны также как АМС 35 (Auto-mitrailleuse de Combat). До начла ВМВ 12 этих танков были проданы Бельгии.
«Кавалеристы»
Эксплуатация и боевое применение эти французских «кавалеристов» было весьма скоротечной. Успевшие попасть на фронт танки приняли участие в сражениях, где большая их часть была потеряна при различных обстоятельствах. Из них сформировали единственный бронекавалерийский батальон из 16 танков, в то время как остальные машины распределили по разведывательным подразделениям кавалерийских дивизий. В целом, французские танкисты недолюбливали этот танк за невысокую надежность и низкие ходовые качества. ACG1 развивал скорость всего 42 км/ч. (вместо запланированных 50 км/ч.) и при этом 14,5-тонная машина имела низкую проходимость по мягкому грунту из-за своих узких гусениц.
После разгрома 1940-го уцелевшие танки были отремонтированы немцами и в скором времени поступили в учебные подразделения Panzerwaffe под обозначением PzKpfw AMC 738 (f). Уцелевшие бельгийские машины получили обозначение Panzerkampfwagen AMC 738(b).
Меж тем франко-германский мирный договор предусматривал дополнительные «экономические» соглашения. Фактически Франция должна была выплатить огромные репарации. В рамках торга по этому поводу парижское правительство предложило достроить для немцев незавершенные АМС 35. Сами же французы в тот момент отказались от выпуска разведывательного танка, решив оснащать собственную армию более простыми в производстве и дешевыми броневиками «Панард».
Немцы с предложением согласились. АМС 35, при всех своих недоработках, все же был самим современным французским легким танком и, что немаловажно, имел двухместную башню. Хотя 25 мм броня и не спасала от современной ПТ артиллерии, зато 47-мм танковое орудие SA 35L/28 было весьма грозным в дуэлях с одноклассниками. Его бронебойный снаряд мог подбить практически любой английский танк, за исключением «Матильд» и «Валентайнов», а осколочная граната неплохо действовала против живой силы противника. Технические дефекты и недоработки французских «кавалеристов», немцы вполне оправданно рассчитывали устранить.
Немецкий АМС 35 (PzKpfw AMC 738 (f) в Ливийской пустыне
В начале машины послевоенной сборки направлялись в учебные и оккупационные части. В 1941 году несколько танков отправили на Восточный фронт и в Африку. В России они были бистро потеряны, за то в Африке показали себя гораздо лучше, что послужило причиной заказа на дополнительный выпуск этих машин. Доработки по танку на заводе Renault велись под присмотром немецких техников. В результате улучшенные АМС 35М, с увеличенной шириной гусениц, стали регулярно отправлять в «Африканский корпус», где Роммель включал по одной роте этих танков в состав разведывательных батальонов своих дивизий. Они использовались для усиления рот бронеавтомобилей и для разведки боем, постепенно, по мере устранения недостатков, завоевав определенное уважение немцев. Хоть этот танк и не был шедевром технической мысли, но мог вполне успешно бороться с более крупными «крейсерскими» танками англичан.
Темп производства достиг уровня 50 машин в месяц в начале 1942 года. Тогда же АМС 35М заменила новая модификация — АМС 40. Лобовое бронирование корпуса и башни увеличили до 35 мм. Саму башню увеличили, оснастили командирской башенкой и ввели в экипаж 4-го человека.
Конечно это было временное решение. На 1942 год АМС 35М, со своей 25-мм броней уже порядком устарел. Так легкий танк Hotchkiss H-39 при 45-мм броне имел вес лишь 11 тонн, правда при этом вооружался 37-мм пушкой в одноместной башне, а также показывал меньшую скорость и автономность. Потому еще в начале 1942 года был запущен проект нового легкого танка производства компании Renault – АМС 42 (немецкое обозначение «проект Ягуар»). Предполагалось создать машину весом примерно 15-18 тонн, с 45-мм броней, сварным корпусом, скоростью до 50 км/ч, 47-мм пушкой и экипажем из 3-4 человек. Так как «Ягуар» ожидали не раньше конца 1943 года, то производство АМС 40 продолжалось. С конца 1942 года крепления на заклепках сменила сварка (АМС 40М).
АМС 40М (PzKpfw AMC 738 (f) во французской заводской окраске). Эти машины поступали только в немецкие войска.
С началом производства АМС 40 этим танком опять заинтересовались французы. Пока бои шли в пустынях, без легкого танка они вполне обходились, но теперь предстояла кампания в джунглях тропической Африки, где колесная техника не везде пройдет, а средний танк не всякий мост выдержит. К тому же на французов и немцев произвел хорошее впечатление появившийся у англичан очень удачный американский легкий танк «Стюарт». В этой ситуации французские военные сделали и свой заказ на АМС 40, которые немедленно после сборки отправлялись в Западную Африку – готовился штурм Фритауна.
Одновременно французские военные поставили фирме Renault задачу быстро разработать «суррогатный» вариант под более мощную пушку, какой планировали оснастить, пока лишь только проектируемый «Ягуар». В результате уже к октябрю 1942 года французы получили глубоко модернизированный АМС 35. Для того, что б не снижать темпы производства на заводе в Бианкуре изменения касались, в основном, башни. В ней разместили длинноствольную 47-мм SA40 (танковый вариант 47mm Mle1937 SA37) с начальной скоростью снаряда 860 м/с. Кроме бронебойных снарядов в комплект входили и осколочные. На танке были применены часть решений «проекта Ягуар» как например сварной корпус. Также резиновые амортизаторы сменили на гидравлические. Новая модификация получила индекс АМС 41
АМС 41
Конец 1 части
P.S. В реальной истории была также попытка построить на базе АМС 35 САУ с 75-мм пушкой