Содержание:
Война – дело страшное и грязное до такой степени, что мы хотя бы и невольно пытаемся прикрыть её истинное лицо маской мифа. Мифы всегда сопровождают войны. Один из самых стойких и популярных рисует нам лётчиков-истребителей как неких «рыцарей неба», воспаривших над убожеством и бездушностью индустриальной войны, и вопреки всему сохранивших славные традиции честного поединка.
Не хочу сказать о лётчиках ничего дурного, но в действительности убожество и бездушность войны всегда (ну, может, почти всегда) одерживали верх. К концу 30-х ни для кого не было секретом, что господство в воздухе гораздо легче завоевать перебив авиацию противника на земле, чем «по-рыцарски» изводить её в воздушных боях. Знали это в ВВС РККА, знали и в императорской армии. До какого-то момента знание оставалось чисто теоретическим, но стоило делам на Халхин-Голе принять серьёзный оборот, как оно вылилось в действие.
Основным источником информации служит книга В. Кондратьева «Битва над степью».
Оскорбление действием
27 июня 1939 японцы, обеспокоенные быстрым количественным ростом советской авиации, нанесли удар по советским аэродромам. ВВС РККА потеряли 20 самолётов: весьма чувствительные, хоть и не смертельные потери. Не могу утверждать с полной уверенностью, но скорее всего с этого момента наши «красные соколы» чувствовали потребность вернуть должок.
Однако тут было одно большое «но». Удар по аэродромам считался шагом очень серьёзным: вообще-то его полагалось применять с началом войны. Войны же с Японией – настоящей, полномасштабной войны – советское руководство не хотело. Собственно, не желало такой войны и высшее японское руководство; июньский удар был самодеятельностью Квантунской армии, и стал поводом для скандала. После этого армии прямо запретили действовать против советских аэродромов.
Подобные запреты были и с нашей стороны. Например, 17 июля Нарком обороны Ворошилов прислал такое указание:
«Категорически запрещаю впредь до особого распоряжения полеты, и тем более бомбежки, наших самолётов за пределы границ МНР. (…) Ответственность … возлагаю на Смушкевича и Гусева.»
Как видите, всё обозначено ясно и недвусмысленно, и даже точно указано кто именно в случае чего получит. Лётчики, однако, продолжали время от времени поднимать вопрос. 22 июля в боевом донесении они пишут:
«Противник летает и бомбит на нашей территории. Просим разрешить нам тоже самое делать.»
И судя по всему, командование, наконец, дало добро. Во всяком случае, уже через четыре дня «красные соколы» впервые прицелились ударить по аэродромам противника.
Первый блин комом?
На сайте РГВА опубликованы «Сведения о количестве полётов и самолётовылетов, произведенных частями ВВС 1-й армейской группы за июль 1939 г.». Согласно этому документу, 26 июля на штурмовку аэродромов были совершены два вылета общим числом в 42 самолёта, а днём позже ещё один, 18 машинами.
О результатах у меня нет никаких сведений; в книге Кондратьева «Битва над степью» утверждается, что вылетов было мало из-за плохой погоды, но и только. По «Сведениям», правда, выходит что летали не так уж и мало: 88 самолётовылетов 26 июля, и 125 днём позже. Не рекордные 300, но и не совсем уж ничего.
Сделаем осторожное предположение, что плохая погода помешала осуществить налёт: то ли не смогли найти цель, то ли вовсе пришлось с полпути вернуться. Нельзя исключать и того, что противника просто не удалось застать на лётном поле.
Но плохая погода не вечна, а удача сопутствует упорным.
Удача упорных
В 7:15 29 июля над японским передовым аэродромом Араи в 7-8 км северо-западнее озера Узур-Нур появились 20 (возможно, даже 27) пушечных и пулемётных «ишаков» 22-го иап. На лётном поле в это время готовились к полётам 11 Ки-27. В ходе советского удара как минимум один из них был сожжён и несколько повреждены. С нашей стороны потерь не было.
В 9:40 «сталинские соколы» двумя эскадрильями (видимо, до 30 машин) наведались к японцам повторно. Упомянут воздушный бой, но десяти «ишакам» удалось-таки прорваться к тому же аэродрому Араи. На этот раз удалось подловить и сбить при заходе на посадку звено Ки-27. Возможно, ещё несколько самолётов были повреждены на лётном поле. И вновь наших потерь не было.
Согласно «Сведениям», всего в тот день на штурмовку аэродромов было совершено 3 вылета (83 самолётовылета). Обстоятельства третьего вылета мне, увы, неизвестны. Вероятно, он успехом не увенчался или вылился в воздушный бой, упомянутый выше.
В донесении 30 июля наше лётное командование даёт такую оценку наших успехов (под И-97 имеется в виду Ки-27):
«В результате дневной боевой работы … уничтожено [на] земле 19 И-97, сбито в воздухе 7 И-97. За отличную боевую работу мной объявлена благодарность всему лётному составу из [22-го] истребительного авиаполка.»
Естественно, оценка нанесённого урона завышена, но назвать точные цифры я не в силах. Во всяком случае, удар был не смертельный, но чувствительный: японские работы утверждают что 1-й чутай (эскадрилья, 10-12 машин) 24-го сентая потерял половину своих самолётов, а остальные пришлось ремонтировать. Всего же за день японцы потеряли только безвозвратно не менее 6 машин и есть обоснованные подозрения, что эти данные неполны.
Японцы не собирались спускать с рук такие шалости. Упомянутое донесение от 30 июля гласит:
«В ответ на этот налет противник 45 самолётами И-97 произвел налет на аэроузел 22-го истребительного авиаполка. Результаты налета: противник зажёг на взлете 1 И-15, летчик Кролин сгорел; наши сбили 5 И-97»
Судя по этому описанию, японский ответный удар вылился в воздушный бой и не увенчался успехом.
Выводы
Запоздало и не вполне пропорционально, но месть «красных соколов» свершилась. Любопытно отметить, что совершенно не упомянуты японские зенитчики. То ли зенитное прикрытие аэродрома Араи было слабым, то ли и вовсе отсутствовало.
Интересно, что удар был нанесён одними истребителями. Вероятно, был извлечён урок из японского налёта, когда горизонтальные бомбардировщики не попали вообще ни во что, зато серьёзный вред нанесли лёгкие бомбардировщики и истребители.
Пока для меня остаётся загадкой почему подобные удары не стали для ВВС РККА систематическими. Не исключено, что их эффективность была сочтена недостаточно высокой (на фоне вчетверо раздуваемых отчётов о воздушных боях). Другая гипотеза касается всё той же политики: возможно, решили не усердствовать слишком сильно чтобы не раздуть конфликт ещё сильнее.
Вместо заключения
Говоря о «рыцарях неба», мы вольно или невольно забываем о том, что и настоящие-то, исторические рыцари бывали очень далеки от идеала. История же воздушной войны на Халхин-Голе знает и «честные» бои десять-на-одного, и расстрел самолётов на взлёте и посадке, и внезапные удары по «спящим» аэродромам, и даже добивание лётчиков, выпрыгнувших с парашютом (как минимум, по нашим сведениям).
Война – это совсем не про благородство.