Содержание:
В боях на Халхин-Голе активно участвовали очень необычные для РККА соединения. Мотоброневых бригад существовало всего три (7-я, 8-я и 9-я), и все они подвизались в Монголии, в составе 57-го Особого корпуса.
Основным источником сведений служит книга М. Коломийца «Танки на Халхин-Голе».
Организация
Подобно большинству советских бригад, мотоброневые бригады (мббр) состояли из батальонов. По штату в состав входили:
-
-
- Управление бригады;
- Автоброневой батальон, вооруженный бронеавтомобилями;
- Мотострелково-пулемётный батальон;
- Разведывательный батальон;
- Артиллерийский дивизион;
- Рота связи;
- Рота боевого обеспечения;
- Ремонтно-восстановительная рота;
- Другие подразделения и службы (как минимум, автотранспортный взвод, полевой хлебзавод, особый отдел НКВД).
-
Всего по штату бригада насчитывала:
-
-
- 1888 человек,
- 57 средних бронеавтомобилей,
- 25 лёгких бронеавтомобилей,
- 10 76-мм орудий,
- 24 «Максима»,
- 92 ДП,
- 3 зенитных установки (счетверëнные «Максимы»),
- 286 автомобилей,
- 8 тракторов,
- 26 мотоциклов.
-
Перечень подразделений бригад на весну 1939 года показывает, однако, отклонения от названного штата. Самое заметное — ни в одной мббр не упомянут артдивизион. Зато в 8-й мббр имеется сверхштатный танковый батальон, а разведбат взамен урезан до роты.
Боевая техника
Главными образцами техники в бригаде были очень сходные между собой средние бронеавтомобили БА-3, БА-6 и БА-10. Вооружение у них было одинаковое: 45-мм пушка 20К (та же, что в танках БТ и Т-26) и два пулемёта ДТ.
БА-3 и БА-6 отличались друг от друга, в основном, шасси. Обе машины имели броню до 9 мм толщиной и могли развивать скорость до 50 км/ч. У обеих машин был и общий конструктивный недостаток — бензобак над головами водителя и стрелка. При его поражении горящий бензин выливался прямо на бойцов.
Более новый БА-10 был свободен от этого недостатка. Кроме того, он имел чуть более толстую броню, 10 мм. Количественно БА-10 составляли примерно половину парка пушечных броневиков на Халхин-Голе.
Лёгкие бронемашины бригады были представлены ФАИ или БА-20. Обе модели имели бронирование до 6 мм и вооружались одним пулемётом ДТ. Разница была в двигателе, БА-20 мог похвастаться скоростью до 90 км/ч против 80 у ФАИ.
Общим недостатком всех советских бронемашин была неважная проходимость. Однако на Халхин-Голе этот недостаток проявлялся не так сильно: равнинная местность в целом благоприятствовала колёсной технике, хотя на участках с песчаным грунтом машины и застревали.
Выводы
Мотоброневые бригады являют собой очень любопытный феномен из числа упущенных возможностей РККА. Не будучи так сильно перегружены бронетехникой, как танковые бригады, они не имели явного превалирования одного рода войск. Это могло сделать мббр прекрасным полигоном для отработки взаимодействия бронетехники, пехоты и артиллерии.
К сожалению, этого не произошло. В отчёте, составленном по итогам боёв на Халхин-Голе, мббр оценены весьма жёстко:
… по существу являются бронированной кавалерией, более подходящей для охраны границ и поддержания внутреннего порядка. Пехотный бой вести не умеют.
Если артиллерии в бригаде действительно не было, то в условиях Халхин-Гола она по боевой ценности лишь немного превосходила мотострелковый батальон. За счёт многочисленных бронемашин этот батальон был, конечно, весьма зубаст и глазаст.